Статья на тему: Формирование здорового образа жизни в современной начальной школе на занятиях внеурочной деятельности


Формирование здорового образа жизни в современной начальной школе на занятиях внеурочной деятельности
Л.Н. Приходько
В настоящее время большое значение приобретает проблема воспитания здорового поколения. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, но больше всего неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Актуальность данной темы обуславливается ухудшением здоровья детей школьного возраста, а это является не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Ребенок большую часть времени проводит в школе, которая в свою очередь должна растить здоровое поколение. Необходимо делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить гармоничное физическое развитие и психическое здоровье обучающихся.
Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни», в основу которых заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др. (Казначеев, 194)
По нашему мнению, в определении этого понятия, необходимо учитывать: наследственность, функционирование организма и стиль жизни.
Отсюда следует, что здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.
Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными, но, говоря об определении «здорового образа жизни» можно выделить наиболее полное:1. Здоровый образ жизни – это система взглядов, складывающаяся в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной им цели;
2. Здоровый образ жизни – сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющей в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал;
3. Здоровый образ жизни – социально и исторически определенное представление о здоровье, а так же и средствах и методах его интеграции в практическую жизнь
4. Здоровый образ жизни – типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от пола, экономической и социально психологической ситуаций (Асмолов, 28).
Можно выделить общие задачи сохранения здоровья младших школьников, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:
1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.
2. Сформировать активную жизненную позицию.
3. Сформировать представления о своем теле, организме.
4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма (Лисицын, 231).
Таким образом, необходимо постоянно вести работу по развитию самоопределения младших школьников, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья.
Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является развитие у них понятия о здоровом образе жизни. Понятие о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. Для того чтобы сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни у выпускника школы, начинать надо с «младых ногтей», т.е. с момента поступления ребенка в школу. С другой стороны, именно в младшем школьном возрасте ребенок открыт влиянию взрослых, особенно учителя, и упускать этот момент нельзя. Учитывая всё это, Лобанова И. Н. (Иванюшкин, 23) старается формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни у младших школьников через систему внеклассных мероприятий. Они очень нравятся и запоминаются как детям, так и их родителям. Рассмотрим некоторые из них.
У педагогов очень популярны так называемые «Уроки здоровья», которые проводятся не реже раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. Например, «К нам приехал Мойдодыр!» (Иванюшкин, 24), «Если хочешь быть здоровья» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
Одними из важных приемов развития понятия о ЗОЖ мы считаем практические занятия. Такие занятия можно проводить вместе с родителями.
Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы. Приведем для примера несколько тем, которые могут быть использованы в процессе профилактической работы с младшими школьниками.
Чистые руки: показать, как правильно мыть руки; доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.
Здоровые зубы: показать на рисунке последовательность чистки зубов; почистить зубы щеткой и пастой; доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами (детские «Чебурашка», «Я сам», «Мое солнышко», «Дракоша» и др.); составить памятку «Что любят наши зубы», «Вредно для зубов».
Красивые ногти: показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах; правильно подстричь ногти на руках; порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.
Внешний вид: выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т.д; показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы; доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.
Я и мое здоровье.
Можно составить программу собственного здоровьетворения на определенное время, включая различные мероприятия по самонаблюдению, саморегуляции и самооздоровлению.Беседы – очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Еще одно направление - «азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др. (Касаткина, 336).
Проектная деятельность детей. Для детей этого возраста доступна работа над индивидуально-групповыми мини-проектами на тему «Сохранение здоровья». Работа над проектами может строиться таким образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собираются пословицы о здоровье; после этого каждый из детей может выбрать подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксируется учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленном педагогом для индивидуальной работы ученика во внеурочное.
В течение года дети работают над проблемой сохранения здоровья и готовят папки-портфолио: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О вреде курения» и т. д., оформляют стенды на соответствующие темы. Итогом работы должны стать уроки, которые целесообразно провести с использованием компьютерных презентаций, что особенно возбудит интерес детей к таким урокам.
Другим проектом может стать проект по озеленению класса. Каждый ученик работает самостоятельно над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Сначала он выполняет поисковую работу, заполняя черновой рабочий лист. Одним из пунктов «Рабочего листа» является определение пользы растения. В результате должен быть составлен содержательный определитель полезных комнатных растений под названием «Сад на подоконнике. Красота или польза?». Кроме того каждый ученик сам должен посадить и вырастить полезное растение, информацию о котором собирал.
Таким образом, в работе, направленной на развитие понятия о ЗОЖ у младших школьников, любые методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценировка ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др. – важны для освоения знаний о здоровом образе жизни.
Основное содержание процесса, формирования здорового образа жизни младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.
В развитии понятия о здоровом образе жизни у младшего школьника учитель может использовать различные активные группы форм и методов, используя их в построении учебно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.
Список используемой литературы:
Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. // Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191 с.
Казначеев В. П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В. П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15–17 мая 2001. – 194 с.
Лисицын Ю. П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю. П. Лисицын. – М: 2001. – 231 с.
Иванюшкин, А. Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А. Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. – 1982. – Т. 45. – №. 4. – С. 29–33.
Матвеев В. Ф. Профилактика вредных привычек школьников / В. Ф. Матвеев, А. С. Гройсман. – М.: Просвещение,1987. – 114 с.
Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л. М. Феррои, Е. О. Смирнова, И. В. Вачков и др.; Под ред. В. Н. Касаткина. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 336 с.