Доклад по теие Здоровьесбережение в начальной школе
Здоровьесбережение младших школьников
Самое драгоценное, что есть у человека-это здоровье. С этим трудно не согласиться. Однако в последнее десятилетие состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. А ведь хорошее самочувствие ребенка -важное условие успешного усвоения им школьной программы.
Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно на этапе начальной школы является быстрая утомляемость учащихся. Это связано, во-первых, с тем, что дети выполняют работу, к которой еще не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, постоянно фиксировать внимание на учебном материале и учителе. Во-вторых, эта работа требует продолжительного времени, что идет вразрез с потребностями детского организма, нуждающегося в частой смене занятий. Следовательно, необходимо менять работу отдыхом и наоборот.
Следуя этому правилу, каждый рабочий день мы начинаем с зарядки, которая длится 3-4 минуты. Я предлагаю комплекс упражнений, предложенный доктором С.С.Коноваловым:
1.Наклон головы вперед, возвращение в И.П.
2.Наклон головы назад, возвращение в И.П.
3.Поворот головы вправо
4.поворот головы влево
5.Круговые движения головой
6.Круговые движения плечами вперед
7. Круговые движения плечами назад
8.Поднять руки вверх, вращение кистями
9.Руки по-прежнему над головой, сгибание и разгибание пальцев
10.Опустить руки вниз, хлопнуть по ногам 3 раза
11.Потянуться с поднятыми вверх руками
12.Прогнуться с поднятыми вверх руками
13.Опустить руки вниз, хлопнуть по ногам 3 раза и т.д.
Основные рабочее место ребенка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Предлагаю вам ряд приемов, которые помогут свести эти нежелательные последствия к минимуму.
1.Смена посадочного места
Необходимо менять расположение парт, а следовательно, и посадочного места ребенка. В результате меняется и зрительного поля ребенка, что является профилактикой ослабления зрения.
2.Массаж стопы.
У каждого ребенка под ногами лежат самодельные коврики: для учащихся 1-2 классов они сделаны из нашитых пуговиц, а для учащихся 3-4 классов из пробок от пластиковых бутылок. Эти коврики изготавливают родители при непосредственном и активном участии детей.
3.Посиди и походи
Во время уроков с наибольшей нагрузкой на детей – математики, русского языка и литературы – через каждые 15 минут проводить физ. минутки, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, а также снятие физического напряжения.
Упражнение «Цапля». Исходное положение :согнув правую ногу в колене , упереть стопу во внутреннюю часть левого бедра, руки развести в стороны. Дети хором читают четверостишие:
Цапля важная, носатая
Целый день стоит , как статуя
Она знает все на свете-
У нее учитесь, дети!
Упражнение «Тигр»
Учитель произноси следующие слова: «Медленно и мягко ступая, идет тигр по лесу. Тигр смелый, уверенный в себе, он никого не боится. Он - хозяин леса. Он знает каждый кустик, каждое деревце». Дети входят в образ тигра, повторяя движения.
Упражнение «Снежинка» Дети плавно кружатся и медленно опускаются, подражая движениям снежинок.
Время выполнения каждого упражнения 2-3 минуты. После каждого упражнения обязательно делаем дыхательную гимнастику: глубокий вдох через нос на счет 1-5 и выдох через рот также на счет 1-5 или быстрый выдох.
Для профилактики плоскостопия, укрепления мышц ног и улучшения кровообращения в кабинете предусмотрены специальные тренажеры.
Тренажер «Веселая дорожка». Это три дорожки в виде детских стоп, нарисованные на полу. Первая пара стоп – пятки вместе , носки врозь. Вторая пара – носки вместе, пятки врозь, Третья пара – пятки вместе, носки почти на одной линии (остальные пары на дорожках повторяются).
Тренажер «Волшебный ящик». Он имеет вид деревянного ящика размером 1*1 м, разделенный на две секции, первая наполнена речной галькой, другая- нераскрывшимися еловыми шишками. Дети ходят по гальке, шишками массируя биологически активные точки на стопах.
Игровая стена «Ладошки». Тренажер предназначен для развития кистей рук. Лесенка состоит из нарисованных на стене детских ладоней, которые начинаются от пола и доходят до середины стены. Ребенок достает до верхних ладоней, встав на цыпочки и вытянув руки максимально вверх. Такие упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры ребенка, корректируя осанку и искривление позвоночника, снимать утомление мышц кистей, а также способствовать их развитию.
Как известно из педагогики, развитие речевых способностей ребенка напрямую связано с развитием его кисти. Поэтому необходимы упражнения на развитие речи и моторики кисти рук.
Упражнение с палочками. Ребенок держит палочку обоими кулачками и читает стихотворение, поочередно передвигая кулачки вверх. Это могут быть и бусы из грецких орехов и т.д..Упражнение «Ладони». Трущие движения ладонью о ладонь, при этом плечи двигаются вверх-вниз, что позволяет активизировать биологические активные точки в области спины.
Упражнения требуются не только мышцам рук и ног , но и глазам. Их ослабление является одной из главных причин плохого зрения у детей. Даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для глаз. Острота зрения во многом зависти от общего уровня здоровья ребенка, поэтому помимо специальных упражнений для глаз, полезно играть на открытом воздухе, кататься на велосипеде. В школе тренировка зрения необходима для снятия зрительного утомления, особенно после работы на близких расстояниях при чтении и письме. Существует много простых и не требующих больших усилий упражнений для глаз.
Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки в течение 15-20 секунд. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы глаз на 30-40 секунд.
Движения глазными яблоками. Сначала следует выполнять эти движения вправо и влево до предела, очень медленно. Голову при этом не наклонять. Затем вверх и вниз . Выполнять упражнения по 4-5 раз в каждую сторону. Расслабиться в течение 3-40 секунд.
Для тренировки зрения активно применяют цветотерапию. Это может быть красочное панно из геометрических фигур, которые расположены в виде красочных узоров. Дети не просто смотрят на эти узоры , они проговаривают свои действия:
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз и вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально,
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок ее клади.
Очень важно, чтобы дети с самого начала выполняли упражнения правильно. Не рекомендуется выполнять их при плохом самочувствии, при головных болях, насморке и т.п.. Необходимо придерживаться золотого правила оздоровительных упражнений : лучше «недобрать» нагрузку на занятиях, чем ее превысить.