Здоровьесбережение в начальной школе

Здоровьесбережения в начальной школе
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ Обсуждаются проблемы внедрения здоровьесберегающих медико-гигиенических технологий в учебно-воспитательный процесс начальной школы. Установлено, что до 78% детей с нарушениями речи имеют низкие уровни соматического здоровья и напряжение механизмов адаптации. Предлагаются рекомендации по коррекции и профилактике дезадаптации у детей с нарушениями речи. Ключевые слова: здоровьесбережение, младшие школьники, медико-гигиенические технологии, здоровье, адаптация. Здоровьесбережение в образовательном процессе необходимо начинать с начальной школы, где закладываются основы успешности и здоровья школьника. Здоровье детей тесно связано с адаптивными механизмами организма и зависит от того насколько напряженно они протекают. Начало обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный для ребенка период, в это время происходит перестройка всего образа жизни, возрастают психоэмоциональная и статическая нагрузки. Школа требует от младшего школьника максимальной мобилизации его физических, интеллектуальных и личностных сил, все это приводит к функциональному напряжению адаптивных механизмов. По данным института возрастной физиологии РАО трудности в обучении отмечаются у 15-40 % школьников, которые негативно влияют на состояние здоровья. Результаты масштабного эксперимента по изучению психолого-педагогических аспектов адаптации первоклассников к обучению, проведенного коллективом исследователей в восьми регионах страны, подтверждают общую неблагоприятную ситуацию, свидетельствующую о низких адаптационных ресурсах организма и плохом здоровье. По данным Е. А. Анисовой (2001), значительное напряжение адаптационных механизмов имеют около половины младших школьников, достаточные функциональные возможности организма регистрируют всего у 28% детей [1]. Детям с нарушениями речи труднее адаптироваться к учебным нагрузкам, так как отставание в речевом развитии лежит в основе многих форм интеллектуальных, сенсорных и двигательных нарушений. Все это диктует насущную необходимость учитывать индивидуальные, возрастные особенности детей, их здоровье и адаптивные возможности при внедрении здоровьесберегающих технологий. В Белгородском государственном нацинально-исследовательском университете реализуется инновационная образовательная программа "Здоровьесбережение". Актуальность этих исследований несомненна, так как первостепенными задачами современного Вуза являются сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса. На педагогическом факультете Белгородского национального исследовательского университета готовят учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дефектологов и учителей изобразительного искусства. Для студентов, получающих педагогическое образование осознанное отношение к здоровью, умение оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, имеет особое значение. Именно от них, будущих учителей, зависит решение проблемы здоровьесбережения у детей. Основные технологии – медико-профилактические, физкультурно- оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия, здоровьесберегающие образовательные технологии. Медико-профилактические технологии обеспечивают сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса. Это, прежде всего, организация здоровьесберегающей среды, мониторинга здоровья, контроля и помощи в обеспечении требований СанПиНов, разработка профилактических мероприятий. В основу валеологической подготовки студентов педагогических специальностей положены такие учебные дисциплины, как "Здоровьесбережение в начальном образовании", "Возрастная анатомия и физиология", "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни", "Безопасность жизнедеятельности", "Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста" и другие, которые способствуют выработке у студентов активной здоровьесберегающей жизненной позиции. Однако достигнутый результат может быть утрачен, если процесс формирования валеологической культуры и мотивации к ведению здорового образа жизни не будет подтвержден всем образовательным процессом вуза на протяжении всего периода обучения. Курсы по выбору как нельзя лучше способствуют этому и целенаправленно формируют валеологическую культуру студентов. Дисциплины "Экологические и социальные факторы формирования здоровья человека", "Взаимодействие организма со средой", "Современная экология и человек" не только информируют обучающихся о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни, но и формируют такие способности, как владение комплексом статических и динамических упражнений; умение рационально организовывать свой режим отдыха и труда; владение приемами снятия психоэмоционального напряжения; владение способами гигиенически обоснованного питания и закаливания организма; умение оказать необходимую помощь в экстремальной ситуации; осуществление сбора и проведение анализа информации о состоянии здоровья, половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностях развития ребенка. Реализация программы здоровьесбережения требует активной экспериментальной работы. На педагогическом факультете такая работа ведется уже в течение ряда лет. В ней участвуют преподаватели, аспиранты и студенты проблемной группы, работающие по теме "Здоровье и адаптация детей и молодежи к учебным нагрузкам". Магистранты разрабатывают вопросы, связанные со здоровьесбережением в образовательном процессе. В наших исследованиях уже изучены здоровье и особенности адаптации студентов, детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и студентов [4, 5, 6]. Целью данной работы стал мониторинг здоровья и адаптивных особенностей младших школьников с нарушениями речи, разработка и оценка эффективности коррекционных мероприятий. Задачи: 1. Выявить нарушения речи у младших школьников, проследить их динамику в процессе обучения. 2. Оценить соматическое здоровье и напряженность процессов адаптации младших школьников с нарушениями речи к учебным нагрузкам; 3. Провести комплексную коррекцию дезадаптивных состояний, оценить ее эффективность и дать рекомендации для организации практических мероприятий в начальной школе. Методы и организация исследований Экспериментальная часть работы была выполнена на базе МБОУ лицей №10 города Белгорода в 2009-2012 годах. Объект исследования – младшие школьники, в возрасте от 7 до 8 лет, всего 290 человек, шесть групп. Группы 1 и 3 (контрольные) – первоклассники и второклассники с нормальным речевым развитием; группы 2 и 4 (опыт) – первоклассники и второклассники с нарушениями речи. Речевое развитие младших школьников детей оценивали по тестовой методике Т. А. Фотековой [7]. Уровень соматического здоровья детей оценивали на основе анализа состояния основных систем организма после дозированных функциональных нагрузок по Г. Л. Апанасенко [2]. Компенсаторно-приспособительные механизмы рассчитывали по Р. М. Баевскому [3]. Результаты исследований и их обсуждение. Все первоклассники и второклассники были обсле- дованы на предмет выявления нарушений речи. Среди первоклассников такие нарушения имели 26,6% детей. Из них 13% первоклассников были с фонетическим недоразвитием речи (ФНР), при котором не сформирована произносительная сторона речи; 76% – с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР), т.е. с нарушением процессов формирования произносительной системы родного языка; 11% – с общим недоразвитием речи (ОНР), при котором нарушаются все компоненты речевой системы. У 36% второклассников установили фонетико-фонематическое недоразвитие речи. У 64% детей выявили нарушения письменной речи, при которых возникают трудности в формировании навыков чтения и письма. В основе нарушений, по нашим данным, лежит несформированность фонематического слуха и оптико-пространственных функций. Уровень соматического здоровья детей оценивали на основе анализа состояния основных систем организма после дозированных функциональных нагрузок. Установили, что дети с нарушениями речи отличались низким уровнем соматического здоровья. Среди мальчиков первоклассников таких детей 72%, среди девочек – 78%. Во втором классе у детей преобладал уровень соматического здоровья ниже среднего. Для того чтобы охарактеризовать дезадаптивные состояния, провели сравнительный анализ приспособительных особенностей у младших школьников с нормальным речевым развитием и нарушениями речи в течение учебного года (табл. 1). Необходимо отметить, что в контрольной группе в начале учебного года количество первоклассников с напряжением механизмов адаптации составило 17%, среди детей с нарушениями речи таких оказалось 57%. Как известно, напряжение механизмов адаптации свидетельствует о том, что функциональные возможности достаточны для обеспечения адаптационных процессов, но обеспечиваются за счет резервов организма. В опытной группе к середине учебного года количество первоклассников с напряжением механизмов адаптации увеличилось до 71%, в то время как в контрольной группе напряжение регистрировалось всего лишь у 1% детей. К концу учебного года в опытной группе количество первоклассников с напряжением механизмов адаптации уменьшилось на 62%. В контрольной группе напряжение адаптационных механизмов регистрировали всего 8% первоклассников. При оценке адаптационных возможностей у второклассников установили, что в начале учебного года напряжение механизмов адаптации испытывали 11% детей с нарушениями речи, среди второклассников с нормальным речевым развитием таких не оказалось. К середине учебного года напряжение механизмов адаптации испытывали 38% второклассников контрольной группы и 45% второклассников с нарушениями речи. К концу учебного года количество второклассников с напряжением механизмов адаптации в опытной группе составило 71%, среди детей контрольной группы таких оказалось на 12% меньше.Таблица 1 Некоторые физиологические параметры младших школьников в начале учебного года Параметры Группы 1 2 3 4 АП, баллы 1,72±0,02 2,12±0,05*** 1,70±0,02 1,80±0,03 ВИК, усл. ед. Симпатотония 36 36 38 41 Нормотония - - 8 6 САД, мм.рт.ст 94,5±0,4 104,8±1,2*** 99,2±0,9 ДАД, мм.рт.ст. 58,5±0,4 65,6±0,8*** 60,3±0,5 68,6±0,8** ЧСС, уд./мин. 81,9±0,1 91,2±0,7*** 81,9±0,1 92,2±0,7 Примечание: достоверность в сравнении с данными в контрольной группе при * – p

Здоровье школьников – одно из важных условий благополучие школы, её успешности на рынке образования. С учётом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии». Обеспечение здоровья в школе включает в себя все средства, которые использует школа для поддержания здоровья учеников и учителей, а также для пропаганды знаний о здоровье в семьях и в обществе в целом. Особое внимание необходимо уделять соответствию технологий обучения и воспитания индивидуальному здоровьесберегающему потенциалу организма школьника. Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию, и повышают сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов. В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуальный подход к обучению школьников, формы и способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определение соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности задания. Активные методы обучения: дидактические игры, деловая игра, мозговой штурм, решение проблемных задач, метод разворачивающейся кооперации, анализ конкретных ситуаций, диалоговые методы, творческая учеба. Инновационные технологии: технология развивающего обучения, проектно-исследовательские технологии, проблемное обучение, личностно- ориентированное обучение, коллективный способ обучения. В настоящее время широко известна неутешительная статистика ухудшения здоровья школьников по мере возрастания объема учебной нагрузки и неблагоприятного влия
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Очевидным становится вопрос: «Как построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье ребёнка?» Для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи: сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.
В течение года я работаю над реализацией классной воспитательной программы, направленной на здоровьесбережение учащихся моего класса. Программа построена на сотрудничестве родителей, учителей, медицинского работника. Цель – сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у учащихся ответственного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Одним из условий правильной организации учебного процесса является обеспечение гигиенических условий. В 1 классе перед началом учебного года создали интерьер класса. Комнатные растения, цветовая гамма класса вызывает положительные эмоции, позитивно влияет на психику. Каждый триместр рассаживаю детей, принимая во внимание состояние их здоровья: зрение, слух. Пересаживание исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски. Расписание уроков составляется с учётом работоспособности детей и трудности предметов. При составлении расписания уроков следуем шкале трудности предметов для младших школьников.  Я считают, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. В своей работе учитываю возрастные психологические особенности своих учеников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.   Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся,  иду в класс с системой логически выстроенных вопросов, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.
  Наш рабочий день начинается с традиционной утренней гимнастики. Ребята с огромным удовольствием занимаются этим видом физической деятельности.  Утренняя гимнастика необходима для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, скелетно-мышечной, дыхательной. Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, обстановку доброжелательности,  на первом уроке проводим «Минуту вхождения в день».  На фоне музыки учитель говорит: «Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. На душе тепло и спокойно. Мы все здоровы и бодры. Глубоко вдохните  и с вздохом забудьте вчерашние обиду и беспокойство. Выдохните из себя свежесть весеннего дня и тепло солнечных лучей, которое наполнило ваше сердце добротой, любовью и здоровьем. Желаю вам хорошего настроения! Мы начинаем новый день». Такие минуты помогают ребёнку глубже заглянуть в себя,  развивают чувства детей, заряжают их эмоциями, заинтересовывают и увлекают.
Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требуют от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» учитель предлагает во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад». Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме «Елочка», «Паучок», «Веселые матрешки» и другие. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
Динамические паузы дают возможность « выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.
Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся. Но задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы.
Профилактика глазных заболеваний. Актуальной проблемой в настоящее время является охрана зрения школьников. Эффективность мер, направленных на охрану зрения детей во многом зависит не только от врача, но и от педагога. Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Например, 6-7 летний ребенок за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаза в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. Последствия не заставляют себя долго ждать: уже к концу первого года обучения у каждого четвертого ученика выявляется близорукость или предшествующее ей состояние.  Ежедневная гимнастика для глаз служит не только профилактикой нарушения зрения, но и оказывает благоприятное воздействие на организм  при неврозах и повышенном внутричерепном давлении.  
Профилактика нарушения осанки Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеет нарушение осанки. Нарушение осанки влияет на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости, питания мозга и др. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее формировать. Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля.
  Особое внимание на уроках разного цикла уделяю  пальчиковой гимнастике. Игры с пальчиками способствуют  развитию моторики рук,  мышления, речи; снижают физическую усталость и моральное напряжение во время урока. Чтобы научить детей управлять своими органами речи, широко используем на уроках  письма и литературного чтения речевую и дыхательную гимнастику.     Это способствует развитию правильного дыхания, голоса и дикции. А от правильного дыхания зависит нормальное кровообращение, ритм работы сердца. Что немаловажно для здоровья ребёнка. С целью стимулирования  мыслительных процессов провожу  мозговую  гимнастику.
 Сказкотерапия В нахождении способов решения читающими детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Не случайно технология сказкотерапии стала ведущей в детской аудитории. Сказка – любимый детьми жанр. Сказка несет в себе важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.
 Музыкотерапия Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет музыкотерапия. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Пение как средство лечения назначается детям с заболеванием дыхательных путей. Специалисты ставят перед собой задачу целенаправленного воздействия музыки на ребенка с учетом его настроения, возраста, пола, сезона года и даже времени суток.
  Научить школьников  контролировать своё эмоциональное состояние помогают аутотренинги, минуты релаксации.     Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.  Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения учебного материала. Каждый урок должен быть интересным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока помню заповедь “Не навреди”.
У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) чередование различные виды учебной деятельности
в) использование различные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся
г) место и длительность применения мультимедийного оборудования (в соответствии с гигиеническими нормами),
д)Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
 е) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдению правил игры. Я считаю, что неплохо использовать простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивность, в которых можно быстро менять состав участников и так же быстро выявлять победителей.
Часто применяется игровая технология. Широко используют  в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках.
 Использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек разного цвета. Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая ра- бота в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения –избежать длительного сидения за партой.
Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Нашим учителям свойственен демократичекий стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. 
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаются воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться незначительных положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников.
енной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания с 1 сентября 2014 года Указом Президента РФ вводится Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс»Готов к труду и обороне» ( ГТО)- основу физического воспитания населения.
Основной целью внедрения ГТО является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитием личности, воспитание патриотизма.
Рассчитывается, что задачи комплекса сформируют у большинства населения осознанной потребности к занятиям спортом, повысят уровень физической подготовленности, повысят общий уровень знаний населения о формах организации самостоятельных занятий спортом и совершенствованием здорового образа жизни. Одной из задач является и модернизация системы физического воспитания спортивно-массового, детско-юношеского спорта в образовательных организациях.
Правительством Российской Федерации утвержден порядок внедрения норм ГТО, состоящий из нескольких этапов. Первый этап - организационно-экспериментальный, с мая 2014 по декабрь 2015 года, в котором примут участие 12 регионов, вт.ч. Москва. 2016 год- это второй этап внедрения комплекса ГТО для 12 регионов, в т.ч. Москва. С 2017 года начинается повсеместное внедрение комплекса ГТО.
Методические рекомендации для подготовки к сдаче норм ГТО следующие: во-первых, выполнение нормативов Комплекса ГТО проводится в соревновательной обстановке, причем, уже на этапе подготовки выполнения нормативов осуществляется медицинский контроль. Во-вторых, необходимо выбрать целесообразную последовательность проведения тестирования, с наименее энергозатратных видов, между выполнением нормативов участникам предоставляется достаточное количество времени. И для подготовки к каждому виду испытания участники предварительно выполняют разминку, пользуясь руководством специалиста в области физической культуры и спорта или самостоятельно.
Все эти рекомендации даны для того, чтобы участники тестировании (сдачи норм ГТО) могли полностью реализовать свои способности.
Литература:
Нормативно-правовые документы по внедрению комплекса ГТО
Проблема мотивации занятий физической культурой и спортом заключается в том, что у подростков нетВВЕДЕНИЕ Главная проблема, по мнению спортивных ученых сегодня, - это реализация сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения путем активного привлечения к регулярным и систематическим занятиям физической культурой и спортом. Заинтересованность к занятиям физической культурой и спортом со стороны большей части молодежи остается достаточно слабой и низкой. В связи с этим, в стране разработана «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». В соответствии с этим документом доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 60%, а доля самостоятельно занимающихся должна увеличиться до 20%. Для решения этой задачи с 1 сентября 2014 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 в Российской Федерации введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) - программная и нормативная основа физического воспитания населения. Губернатором Саратовской области В.В. Радаевым утвержден план мероприятий по поэтапному внедрению норм ГТО в Саратовской области. Определены 12 районов области, в том числе Балашовский и Романовский районы, в образовательных учреждениях которых начинается реализация норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. С 1 сентября 2014 года до 1 января 2015 года прошла апробация комплекса в базовых образовательных учреждениях в нескольких муниципальных районах области. С 1 января 2015 происходит внедрение комплекса во всех образовательных учреждениях нашей страны. Однако, мы полагаем, что проблема, организационно – методической разработанности физической подготовки населения с помощью комплекса «Готов к труду и обороне» изучена недостаточно. В итоге все перечисленное определило тему нашего исследования.3 Цель исследования – выявление отношения учащихся к внедрению комплекса ГТО в школе и разработка модели подготовки старших школьников к сдаче его норм. Объектом исследования является процесс преподавания физической культуры в школе. Предметом исследования – внедрение физкультурно- оздоровительного комплекса ГТО в школе. Задачи исследования: 1) Показать историю возникновения и развития комплекса ГТО. 2) Подобрать диагностический инструментарий и определить отношение школьников к внедрению комплекса ГТО в школе. 3) Разработать модель подготовки старших школьников к сдаче норм комплекса ГТО на основе дифференцированного подхода. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент в условиях школьного урока физической культуры, метод математической обработки полученных эмпирических данных. Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и раздела приложения. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Основное содержание работы включает краткое изложение глав исследования. В первой главе мы рассмотрели историю развития и возрождения комплекса ГТО, проанализировали влияние комплекса на функциональное состояние человека, а также провели исследование отношения школьников по внедрению комплекса ГТО в школе. Физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне» действовал в Советском Союзе с 1931 года по 1991 год. Программа охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. За сдачу нормативов гражданам давали серебряные или золотые значки. В комплекс ГТО входили 4 такие упражнения как: бег, подтягивание, плавание и прыжок в длину, лыжная подготовка, стрельба. ГТО за период своего существования в СССР утвердил себя как нормативную основу физического воспитания. Начиная с 2013 года, Владимир Путин затронул тему возрождения ГТО. 24 марта 2014 года Президент РФ подписал указ № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)». Новая программа ГТО создается для того, чтобы увеличить число населения, которое регулярно будет заниматься спортом, а также она должна сформировать осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Как отметил Владимир Путин, «комплекс ГТО будет прививать детям спортивные навыки любовь к физкультуре, развивать всесторонне и гармонично». Как пообещал министр спорта РФ Виталий Мутко, будет это сделано «красиво и заинтересованно, а не формально». В комплекс ГТО включены специально подобранные упражнения для разностороннего развития человека. Исследование проходило на базе МОУ «СОШ имени Героя Советского Союза П.И. Чиркина с. Подгорное Романовского района Саратовской области» с сентября 2015 года по апрель 2016 года. В экспериментальной работе принимали участие школьники, в количестве 22 человек, из них 17 юношей и 5 девушек, возраст которых составлял 13-17 лет. Для диагностики отношения школьников по внедрению комплекса ГТО в школе применялся метод опроса с помощью анкеты. Анализ полученных данных показал, что 86% респондентов положительно относятся к внедрению комплекса ГТО в школе. Из 22 учащихся, 19 человек (86 % ) планируют сдавать нормы комплекса ГТО. Из 22 опрошенных 17 человек (78 %) выполнило бы минимальное количество норм, не справятся с нормами 5 человек. Старшие школьники выделили испытания, при которых будут испытывать трудности при сдаче следующих норм комплекса ГТО: ( бег на 60 м 4-ой ступени ГТО и 100 м 5-ой ступени ГТО – 50% 5 респондентов считают, что нужно уделить особое внимание этому нормативу; ( подтягивание на высокой перекладине у ребят и сгибание и разгибание рук в упоре лежа у девушек – 41 % опрошенных; ( прыжок в длину – 41 % школьников нужно готовится для выполнения этой нормы. Комплекс ГТО имеет истоки военной подготовки. Результаты исследования показали, что есть те учащиеся, кто затрудняется в выполнении норматива по стрельбе и лыжной подготовке. Отсутствие военно - прикладных навыков в стрельбе и лыжной подготовке связано с недостатком материально – технической базы школы. Для повышения уровня активности школьников в сдаче норм комплекса ГТО главной задачей учителя физической культуры является помочь школьнику в объективной оценке своих сил, убеждение в возможности улучшения собственного результата и способствовать тому, чтобы занятия по физической культуре стали потребностью каждого. В практике физического воспитания актуальность приобретают вопросы самостоятельной, осознанной физической активности молодежи. Преподавателю необходимо создать условия для освоения занимающимися способов самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности через систему специальных теоретических и практических сведений, направленных на комплексное развитие основных двигательных качеств, что является базовой основой к подготовке и успешной сдаче норм комплекса ГТО. Во второй главе нашего эмпирического исследования описана модель подготовки старших школьников к сдаче норм комплекса ГТО в условиях сельской местности. Для эффективности подготовки старших школьников к нормам комплекса ГТО мы использовали метод тестирования. Цель нашего тестирования состоит в том чтобы, определив на данный момент уровень развития двигательных качеств, мы могли увидеть, какие произошли сдвиги 6 по сравнению с предыдущим тестированием. Это позволит правильно анализировать результаты и эффективно скорректировать работу в соответствии с поставленными задачами. В тестирование входили следующие виды упражнений: 1. бег на короткую дистанцию; 2. бег на среднюю дистанцию; 3. прыжок в длину с места; 4. подтягивание (для мальчиков), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для девочек); 5. поднимание туловища за 1 минуту; 6. наклон туловища вперед стоя на гимнастической скамейке; 7. метание снаряда. К выполнению нормативов комплекса ГТО были допущены школьники, относящиеся к основной группе здоровья, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, как в спортивных секциях, так и самостоятельно, в количестве 22 человека – дети 8 - 11 классов относящиеся к 4 и 5 ступени комплекса ГТО. Наша работа была направлена на повышение уровня физической подготовленности тех ребят, которые не смогли выполнить минимальные требования комплекса. Организация физического воспитания осуществлялась посредством занятий физическими упражнениями в общеобразовательном учреждении и самостоятельных занятиях. Предлагаемая модель подготовки применялась на уроках физической культуры и самостоятельных занятиях. Уроки физической культуры проводились 3 раза в неделю в соответствии с требованиями к образовательному процессу школы и учебной программы. Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных качеств, процедуры закаливания организма, воспитание силы воли, повышение работоспособности.7 Разработанная модель подготовки направлена преимущественно на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств. В ней задействованы упражнения с небольшим количеством инвентаря и спортивного оборудования. В качестве основного средства для улучшения результатов в беговых, прыжковых и силовых тестах ГТО предлагается использование аэробных и анаэробных циклических упражнений. Для улучшения скоростных показателей нами предлагались специально беговые упражнения, которые выполнялись во вводной части занятия, а в основной части урока – подвижные и спортивные игры. Силовые упражнения на различные мышечные группы выполнялись в заключительной части занятий. Основная часть урока решала задачи физического воспитания согласно учебной программы школы. В ходе работы использовались следующие методы: фронтальный, переменный, интервальный, повторный, круговой тренировки, игровой и соревновательный. Учет нагрузки определялся посредством объема выполненных упражнений, при этом контролировалось время выполнения. При контроле нагрузки в силовых упражнениях учитывалось суммарное время выполнения упражнения, а также суммарное количество подтягиваний на высокой перекладине. При проведении экспериментальной работы контролировалось количество отталкиваний при выполнении прыжковых упражнений. Правильно организованный контроль дал возможность определить объемы физической нагрузки, которую необходимо выполнить для сдачи норм комплекса ГТО. Результаты итогового тестирования показали положительную динамику уровня развития общей физической подготовленности. Так как физические качества не могут развиваться изолированно друг от друга, наблюдалось повышение всех двигательных способностей. Участники эксперимента показали следующие результаты (рисунок 1): ( на золотой значок сдали 5 человек (23 %);8 ( на серебряный значок – 9 человек (41 %); ( на бронзовый значок – 8 человек (36 %). Рисунок 1 – Сравнение показателей учащихся, сдавших нормы ГТО на золотой, серебряный, бронзовый значки в начале и конце эксперимента. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе данной работы мы показали историю возникновения и развития комплекса ГТО. Подобрали диагностический инструментарий. На первом этапе нашего исследования мы определили отношение школьников к внедрению комплекса ГТО в школе. Второй этап нашей работы заключался в тестировании школьников согласно требованиям комплекса ГТО. Это позволило нам определить, какие нормативы школьники не смогут выполнить, что помогло нам в дальнейшей работе. На третьем этапе – мы разработали модель подготовки старших школьников к сдаче норм комплекса ГТО. Она направлена преимущественно на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств. Применение данной модели способствовало повышению физической подготовленности до уровня, обеспечивающего школьникам осваивать нормативные требования ступени комплекса ГТО. Организация физического воспитания осуществлялась посредством занятий физическими 1 5 9 9 8 8 4 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 в начале эксперемента в конце эксперемента Золото серебро бронза не сдало9 упражнениями в общеобразовательном учреждении и самостоятельных занятиях. В качестве основного средства предлагалось использование аэробных и анаэробных циклических упражнений. Результаты итогового тестирования показали положительную динамику уровня развития общей физической подготовленности. Так как физические качества не могут развиваться изолированно друг от друга, наблюдалось повышение всех двигательных способностей. Если правильно, уделять внимание развитию физических качеств, умений и навыков, а также дифференцировать нагрузку, то сельским школьникам 13 – 17 лет не составит особого труда выполнить минимальные требования физкультурно- оздоровительного ко
15