Здоровьесбережение школьников в процессе учебной деятельности


* МБОУ лицей №2 Здоровьесбережение школьников в процессе учебной деятельностиУчитель английского языка Диасамидзе Н.А. * ТЕЛО ДУХОВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНТАКТЫ * * ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ * * Духовность * Идеальное процентное соотношение Тело – 25% Духовность – 25% Деятельность – 25% Контакты – 25% * ОДИНОЧЕСТВО; БЕСПОРЯДОЧНЫЕ КОНТАКТЫ ТРУДОГОЛИКТУНЕЯДЕЦ ФАНТАЗИЯ (Пьянство, наркомания) БОЛЕЗНЬ * Здоровьесберегающие технологии - это совокупность форм, методов и приемов организации учебной деятельности без ущерба для здоровья школьников.  По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». * Ортобиотика как наука представляет собой технологию сбережения человеческого здоровья и жизненного оптимизма через включение внутренних резервов самого человека, а так же через задействование различных источников и ресурсов, предоставляемых внешней средой. Эта наука интегрирует в себя знания, способствующие укреплению, физического, психического и духовно-нравственного аспектов здоровья людей. * Под ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.Под ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме.Под ДУХОВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной. * Здоровье: единство физической, психической и духовной составляющих * Потребности физические духовные психические * дистресс НОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТРЕСС * Учебный стресс – состояние, характеризующиеся снижением эмоционального и интеллектуального потенциала у школьника, вследствие нереализации им своих базовых потребностей (физических, психических, духовных) и ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста. * Психосоматические заболевания * Личностные и социальные болезни н Общественноопасноеповедение Мании:игромания, телемания,шопомания Фобии:ксенофобия,клаустрофобия,агарофобия,нозофобия,социофобия Секс:ранние половыеконтакты,неразборчивыеполовые связи,проституция Компульсивноеповедение:интернет-зависимость,голодание,переедание /// Наркотики:алкоголь,ПАВ,курение Терроризм Экстремизм Экстрим:работа,спорт,управление транспортом * Духовно-нравственные заболевания: Эгоизм ПЕССИМИЗМ Неумение самостоятельнорешать проблемы Духовно-нравственная деградация Отсутствие «взлетных»целей Отсутствиесмысла жизни АПАТРИОТИЗМ Депрофессионализм Неумение самостоятельно учиться * Как учить?обновлениесредствобучения Ради чегоучить?ценности образования Чему учить?обновлениесодержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основная задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие * ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение:внутренняя позиция школьника;Самоидентификация;самоуважение и самооценка Смыслообразование:мотивация (учебная, социальная); границы собственногознания и «незнания» Ценностная и морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморально-нравственных норм;способность к решению моральныхпроблем на основе децентрации;оценка своих поступков Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельность Коммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничества Познавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знако-символических средств, общих схем решения;выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие Основы системынаучных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы * Психология Педагогика А как бы ты хотел? (могу, хочу) Делай, как я сказала! (должен) Сравнение (с собой вчерашним) Сравнение (с кем-то другим) Отсутствие оценки Наличие оценки Признание личностной индивидуальности Отрицание личностной индивидуальности (ты как все) Снятие психофизического напряжения Создание психофизического напряжения * Физический PQ Духовный SQ IQ Логический EQЭмоциональный Виды интеллекта * Модель развития УУД Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные * метазнания н * PQ - первый блок модели - саморегуляция - формирует регулятивные УУД * Психофизическая саморегуляция СПС Дыхание Тело Сознание “Дыхание треугольником” “Свободное дыхание” Дыхание “Волна” “Бодифлек” Вдох длиннее выдоха Выдох длиннее вдоха Массаж Су-джок “ОЗЕРО” Мудры аюрведы Психотехниа“якорения” Техника “гимнастика мозга” ОГОНЬВОЗДУХВОДАЗЕМЛЯ “МОРЕ” “Трансформация энергии” “Сосуд самоценности” “Интеграция частей психики” “Шляпы мышления” * IQ - второй блок модели –активизация познавательных процессов - формирует познавательные УУД  * * * * Познавательные процессы Основные направления работы и психолого-педагогические техники 1. Внимание Приведение сознания в состояние «здесь и сейчас». 2. Память Образная память: зрительная память, аудиальная память, кинестетическая (телесная) память.«Стратегия правописания». 3. Мышление Рефлексия и саморефлексия.Изучение понятия как объекта. Образность. 4. Восприятие Учет типов восприятия. Гендерный подход.Техника «Синквейн». 5. Воображение Творческая визуализация: техника «Визуализация понятия». 6. Речь Чтение и слушание – анализ информации; письмо и говорение – синтез информации: техники «Интегральный алгоритм чтения» и «Дифференциальный алгоритм чтения». 7. Воля Самомотивация.Принципы позитивного мышления.Поднятие энергетического потенциала личности. * EQ - третий блок модели – развитие эмпатии - формирует коммуникативные УУД  * * SQ - четвертый блок модели - самоактуализация личности - формирует личностные УУД * Личностные качества Принципы Методы Психолого-педагогические техники 1. Ориентация во времени Осознание себя во времени и пространстве Приведение сознания к состоянию «здесь и сейчас» «Осознание своих потребностей» 2.Ценности самоактуализации Создание позитивных установок во внутреннем мире личности Творческая визуализация «Позитивная установка» 3. Взгляд на природу человека Саморегуляция Релаксация «Ресурсный вопрос» 4. Потребность в познании Самомотевация на получения знаний Фокусировка сознания на решения личностной проблемы «Фокусировка сознания» 5. Стремление к творчеству Непосредственное переживаниеобразов внутреннего мира Идентификация «VAK-образы» 6. Автономность Соблюдение алгоритма анализа и синтеза информации Саморефлексия «Свое мнение» 7. Спонтанность Обращение к своему позитивному опыту Создание ресурсного состояния личности «Якорь трех пальцев» 8. Самопонимание Холистический подход в оценке информации Деидентификация «Куб» 9. Аутосимпатия Диагностика и самодиагностика актуального состояния сознания Проекция «Смена эмоций» 10. Контактность Экология мышления Осознание личностных установок «Матрица убеждающих коммуникаций» 11. Гибкость в общении Изменение угла зрения Осмысление информации из 1-4 позиции восприятия «Позиции восприятия» * Апробация и внедрение модели здоровьесбережения школьников. Учебная деятельность:с 2005 г. – реализуется курс в академии:«Технология здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности» - 72 ч. «Учебный стресс и способы его нейтрализации»; «Технология здоровьесбережения школьников». Экспериментальная деятельность:с 2006 г. – КБУ Лицей «Серпухов».«Технология здоровьесбережения младших школьников» I–II части. Научная деятельность:«Методика апробации и внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную практику»; «Здоровьесберегающие технологии в школе. Теория и практика внедрения».Башмакова Е.А., Бахметов А.В., Жданова О.И., Онишина В.В., Сидоренко О.В., Шепель В.М. Методическое сопровождение процесса формирования культуры здорового питания обучающихся и родительской общественности. - М.: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, 2011. – 174с. * Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьников : практ. пособие/ [авт.-сост. В. В. Онишина]. – М.: АРКТИ, 2008. – 151 с.