Программа семейного воспитания воспитанников школы-интерната Азбука семьи!
Программа
семейного воспитания воспитанников
ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Крестовогородищенская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Алый парус»
«Азбука семьи»
Структура программы семейного воспитания воспитанников
1. Аналитическое обоснование программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,стр.3
2. Проблемы подготовки воспитанников к семейной жизни,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,стр.4
3. Цели и задачи программы семейного воспитания воспитанников,,,,,,,,,,,,,стр.5
4. Содержание работы семейного воспитания воспитанников,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,стр.8
1.Аналитическое обоснование программы
По статистике в России из 100% сирот, покинувших стены детского дома или интерната 90% никогда не адаптируются к нормально взрослой жизни. Ситуация такова, что дети, вышедшие из детдома, буквально сразу же сталкиваются с таким трудностями как получение образования, поиск работы, обращение с деньгами, принятие самостоятельных решений и так далее.
Все указанные навыки обычный человек, выросший в традиционной семье, как правило, приобретает постепенно, копируя общепринятую вокруг него среду. У выращенных в специальных учреждениях детей, лишенных семейного воспитания, никаких осознанных привычек зачастую не наблюдается. Дети, лишенные воспитательного воздействия кровной семьи, оказываются неспособными создать свою семью, воспитать своих детей, которые затем повторяют их судьбу, пополняют детские дома и интернаты. Несформированные практические навыки ведения домашнего хозяйства приводят к тому, что семейный быт превращается в тяжкий крест, отравляет жизнь, снижает благосостояние семьи.
Можно научить ребенка какому-то ремеслу, соблюдению правил культурного поведения, дать ему хорошие знания, привить эстетический вкус и т. д., но если его не научить жить в семье, не сформировать чувство ответственности за своих будущих детей, он будет практически лишен возможности иметь нормальную семью. Такой человек не состоится как личность и просто потеряется в жизни.
Как же создать в школе-интернате домашнюю атмосферу? Как вырастить из воспитанников школы-интерната хороших отцов и матерей, способных в дальнейшем создать свою нормальную семью? Ведь для тех, кто провел детство в стенах детского дома или школы-интерната, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой.
В связи с вышеуказанными проблемами в ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Крестовогородищенская (специальная) коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья – «Алый парус» возникла необходимость разработки Программы семейного воспитания воспитанников школы-интерната, которая обеспечит всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках школы-интерната.
2.Проблема подготовки воспитанников
к семейной жизни
Опыт работы показывает, что большинство выпускников школы-интерната плохо подготовлены к жизни современного социума, к выбору будущей профессии, образу жизни за стенами детского дома, к созданию собственной семьи. Дети-сироты привыкли к тому, что о них постоянно заботятся: покупка одежды, приготовление еды и уборка помещения все это выполняет персонал детского дома. Поэтому по выходу из интерната наши выпускники часто неспособны даже на то, чтобы просто поухаживать за собой, не приучены к уборкам, приготовлению пищи и часто не способны что-то для себя купить, так как раньше не имели дело с деньгами и не знают, как правильно их реализовывать. Так же, вступив в самостоятельную жизнь, без детского учреждения дети теряются в жестких жизненных условиях. Статистика показывает, что браки, заключенные воспитанниками школы-интерната, чаще распадаются, именно из-за неумения правильно организовать свою жизнь совместно с другими людьми и неумением ухаживать за собой и поддерживать семейный очаг; так же среди тех матерей, что оставляют своих детей в роддоме, чаще встречаются именно матери из числа детей-сирот. Вследствие этого можно сказать, что подготовка воспитанников школы- интерната к жизни в современных условиях оставляет желать лучшего, и это серьезная и глобальная проблема по всей стране, значимость которой не снижается.
Поэтому мы считаем, что для решения данной проблемы с нашими воспитанниками должна проводиться специальная социально-педагогическая работа, которая направлена на развитие общения с другими людьми, на повышение успешной социализации в обществе, личностное и духовно-ценностное саморазвитие каждого ребенка
Статистические данные по жизнеустройству наших выпускников за период с 2013 по 2015 год свидетельствует о наличии трудностей по выходе из школы-интерната.
Кол-во
выпускников
Учатся в ПУ
Осваивают 2-ю профессию
Работают
Не трудо-устроены
Находятся в МЛС
Находятся в гражданском браке
Находятся в браке
40
21
9
2
1
1
3
3
3. Цели и задачи программы
Деятельность по реализации программы подчинена
главной цели – подготовить воспитанников к семейной жизни.
Основные задачи:
– сформировать у воспитанников представления о семье, её функциях и значении в жизни человека, содействие в создании положительного образа семейной истории ребенка;
- дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства, формирование навыков по оказанию посильной помощи окружающим людям;
- расширить теоретические знания и совершенствовать навыки воспитанников в благоустройстве жилища;
- дать понятие об экономике и бюджете семьи, воспитывать интерес и желание заниматься домашней экономикой, формировать разумные потребности.
Принципы, на основе которых реализуется программа:
- принцип системности. Процесс воздействие окружающей среды на ребенка также представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского, педагогического).
- принцип гуманистического подхода основан на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, дружеском расположении к нему, понимании его, заботе о развитии его личности, содружестве между педагогами и детьми.
- принцип коллективной творческой деятельности. Каждое творческое дело ребята и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические.
- принцип индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности.
- принцип творческого саморазвития реализуется посредством побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества, т.к., чем больше свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает в творческом саморазвитии. Восхождение на вершину творчества детей подготавливается в ежедневной деятельности, в том числе через сквозную работу творческих объединений.
- принцип демократического сотрудничества реализуется на основании признания равенства прав и свобод ребенка в процессе совместной деятельности и предоставлении возможности соуправления.
- принцип свободы выбора и доступности. Одним из условий развития личности является свобода выбора деятельности. Каждому ребенку предоставляется возможность выбора вида деятельности, посредствам занятий в различных кружках, объединениях, участия в мероприятиях, групповых и общих делах.
3. Структура и содержание программы.
Программа «Азбука семьи» разработана в соответствии с президентской программой «Дети- сироты», Федеральной целевой программой «Дети-сироты», с Уставом государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Крестовогородищенская (специальная) коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Алый парус» и на основании практического опыта работы в школе-интернате.
Программа включает в себя пять теоретико – практических блока:
1 блок - «Семья и её функции»;
2 блок - «Духовно - нравственные основы семьи»;
3 блок – «Домашний труд в семье»,
4 блок - «Хозяйство семьи и бюджет»;
5 блок – «Самосовершенствование личности».
В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указано как их решать).
Программа циклична, воспитанник, находясь в школе-интернате, осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и основательно.
Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:
Экспресс-интервью, опросник, тест;
беседы;
рассказы воспитателя;
разбор ситуации на определенную тему;
дискуссия, диспут;
разговор за семейным столом;
демонстрация фильмов;
практические занятия;
сочинение детей на заданную тему;
домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.);
семейные походы, экскурсии.
встречи с интересными людьми и специалистами разных областей.
семейные вечера (игры, конкурсы, викторины, пение песен, инсценирование сказок, чтение стихов т.д.).
1. Блок – «Семья и ее функция»
Задачи:
- Расширять знания, формировать представления о семье, её функциях и значении в жизни каждого человека.
№
п\п
Название мероприятия
Время проведения
ответственный
1
Экспресс-интервью с воспитанниками
сентябрь
Педагог-психолог
Социальный педагог
2
Тест «Рисунок семьи»
сентябрь
Педагог-психолог
Социальный педагог
3.
Темы занятий:
1. «Семья и семейные ценности»,
2. «Роль отца и матери в семье»,
3. «Этикет взаимоотношений в семье»,
4. «Распределение обязанностей в семье»,
5. «Семейные нравственные нормы» (заповеди),
6. «Здоровье семьи»
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
воспитатель
воспитатель
воспитатель
воспитатель
воспитатель
воспитатель
4.
Разговор за семейным столом «Вся семья вместе, так и душа на месте» (традиции нашей семьи).
апреля
воспитатель
5
Игра «Дом, который построим мы»
май
Педагог-организатор
2. Блок: «Духовно - нравственные основы семьи»
Задачи:
- Дать теоретические и практически представления о духовных и нравственных ценностях семьи.
№
п\п
Название мероприятия
Время проведения
ответственный
1
Темы занятий:
1. «Нравственные ценности»
2. «Семейное счастье».
3 «Искусство милосердия».
4. «Справедливые и несправедливые поступки»
5. «Уважение, взаимопомощь».
6. «Порядочность и честность».
7. «Леность, трудолюбие».
8. «Совесть».
9. «Правила доверия».
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог
2.
1. Посещение церкви,
2. Занятия в Воскресной школе
В течение года
воспитатель
3. Блок: «Домашний труд в семье»
Задачи: Дать теоретические знания и сформировать практические умения и навыки ведения домашнего хозяйства
№
п\п
Название мероприятия
Время проведения
ответственный
1
Темы занятий:
1. «Домашний труд – забота всей семьи»
2. «Создание уюта в семье, красота и самобытность
3. «Рациональное ведение домашнего хозяйства»
4. «Как украсить праздничный стол».
октябрь
декабрь
февраль
апрель
воспитатель
воспитатель
воспитатель
воспитатель
воспитатель
Практические занятия:
1. Уход за одеждой (стирка, глажка вещей)
2. Уход за обувью.
3. Ремонт одежды.
4. Уборка комнат
3. Готовка блюд, сервировка стола к семейным праздникам.
В течение года
Воспитатель, учитель
4. Блок 4: «Хозяйство семьи и бюджет»
Задачи: Дать понятие об экономике и бюджете семьи, воспитывать интерес и желание заниматься домашней экономикой, формировать разумные потребности.
№
п\п
Название мероприятия
Время проведения
ответственный
1.
Темы занятий
1. Деньги. Их назначение, их значение в нашей жизни.
2. Бюджет семьи. Заработная плата.
3. «Планирование расходов с учетом бюджета и состава семьи»
4. «Потребности. Потребитель. Потребление.
5.«Хорошо ли мы знаем продукты потребления»
6. «Продовольственный магазин, порядок приобретения товаров«
7. Рациональное потребление одежды»
8. «Специализированные магазины (книжный, спортивный, стоимость основных промышленных товаров)».
9. «Планирование крупных покупок для семьи»
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апреля
май
учитель
учитель
учитель, экономист
учитель
учитель
учитель
учитель
учитель
2.
Практические занятия:
1. Экскурсия в продовольственный магазин, приобретение продуктов.
2. Ориентировка в таблице международных размеров одежды, белья, обуви.
3. Посещение отделения Сберегательного банка РФ
с. Крестово Городище (как открыть счет в банке, как вкладывать выгоднее деньги,
как взять кредит в банке).
4. Игра «Социальная защита населения»
В течение года
учитель
учитель
учитель
социальный педагог
5.Блок «Самосовершенствование личности»
№
п\п
Название мероприятия
Время проведения
ответственный
Для старших воспитанников
1.
Темы занятий:
1. «Механизм самоутверждения»
2. «Ваше место в обществе»
3. «Правила делового общения»
4. «В коллективе, через коллектив и для коллектива»
5. «Без конфликтов не бывает»
6. «Нравственная закалка»
7. «Итоговое занятие»
сентябрь
ноябрь
декабрь
январь
март
апрель
май
педагог-психолог
педагог-психолог
соц. педагог
педагог-психолог
педагог-психолог педагог-психолог педагог-психолог
Для младших воспитанников
2
Темы занятий:
1. «Как работать над собой»
2. «Вырабатывайте характер»
3. «Воспитание воли»
4. « Человек и обстоятельства»
5. Поведение: от самооценки к поступку»
6. «Учитесь дружить»
7«Ваше здоровье в ваших руках»
8. «Ваш досуг»
9. «Скажите себе: нет!»
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог соц. педагог
соц. педагог
соц. педагог
По окончании учебного года каждый специалист, участвующий в реализации программы пишет заключение на каждого воспитанника по результатам освоения данной программы.
Результаты освоения программы за ______учебный год
1. Блок – «Семья и ее функции»
Социальный педагог ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-организатор
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитатель
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Блок – «Духовно-нравственные основы семьи»
Педагог-психолог
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитатель
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Блок – «Домашний труд в семье»
Воспитатель
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Блок – «Хозяйство семьи и бюджет»
Экономист ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Блок – «Самосовершенствование личности»
Социальный педагог ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Летом работа по программе не сворачивается. Все воспитанники отдыхают в летних оздоровительных лагерях и санаториях, ходят в походы и отдыхают на природе. В течение лета они продолжают теоретически и практически осваивать навыки ведение домашнего хозяйства на приусадебном участке.
Прогнозируемый результат.
Рост уровня общей социализированности воспитанников.
Адекватная полоролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в семье.
Развитие гуманных коллективистских отношений в «семьях».
Установление прочных дружеских отношений с членами своей «семьи».
Знание воспитанниками культуры российской семьи.
Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни.
Готовность молодых людей к семейной жизнедеятельности.
Знание детьми и подростками норм и правил семейного общежития, общения и взаимодействия с соседями.
13PAGE 15
13PAGE 14315
15