Статья ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДОВ РОССИИ
ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДОВ РОССИИ
М. А. Биллингер, И. Ю. Биллингер, Н. Н. Касенова
Новосибирск, Российская Федерация
На уникальные возможности физического воспитания - в воспитании цельной разносторонней личности обратили внимание ещё великие греки – философы Сократ, Платон, Аристотель в трудах которых оформился ещё ранее родившийся идеал калокагатии – гармоничного сочетания духовного и физического совершенства [5, с.131].
Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что наиболее благоприятные возможности для развития личности имеются в детском и подростковом возрасте (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин) [5, с.92]. Изменения, которые происходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой для формирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражает их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе. Именно в это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека.
На сегодняшний день в психологии под характером понимается совокупность устойчивых черт личности, которые определяют отношение человека к людям, к выполняемой работе и к окружающему миру [6, с. 105]. По определению Е.С. Рапацевича, характер - это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих для данного субъекта способ поведения в определённых жизненных условиях и обстоятельствах [1, с. 57].
Школой развития характера в детском возрасте выступает игровая деятельность, в первую очередь сюжетно-ролевые детские игры, способствующие формированию у ребенка умений соотносить свои индивидуальные интересы с групповыми, в определённой мере управлять проявлениями собственных эмоций.
На всем периоде обучения, воспитание и развитие школьников необходимо использовать все формы, методы и средства физического воспитания, чтобы сформировать не только физически совершенного человека, но привить учащимся нормы поведения, принятые в нашем обществе, воспитать у них трудолюбие, честность, правдивость, коллективизм и другие качества характера.
Нельзя не согласиться с мнением целого ряда авторов, считающих, что подвижные игры, как средство физического воспитания, имеют огромные возможности в плане формирования характера людей различных возрастов, в том числе и младших школьников [1, 3, 6].
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восстанавливаются. Поэтому игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.
Подвижные игры особенно важны в настоящее время, когда все дети "заболевают" видеоиграми, компьютерными играми, настольными играми. О вреде сидячего образа жизни написано немало, но ведь важно еще и то, что именно подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, опять же развивать воображение, способность стремиться, сотрудничать.
В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность, формируя характер [3].
Подвижные игры – эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежит разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание.
Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активност
·ь ребенка, радостные переживания, связанные с игрой, - все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития.
В качестве примера, можно привести игры народов России, такие как: «Наседка и коршун» (алтайская). Играет вся группа. Играющие выбирают наседку и коршуна, остальные – цыплята. Коршун сидит в гнезде Курица в поле за ней ходят цыплята и собирают зерна. По сигналу коршун вылетает из гнезда и нападает на курицу с цыплятами. Курица обороняет цыплят, а цыплята быстро выстраиваются друг за другом и держатся за пояс наседки. Коршун -тейлеген старается поймать последнего цыпленка. Пойманный становится тейлегеном – коршуном.
«Оленьи упряжки» (алеутская). Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.[8]
Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.
Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки– флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.
«Стрельба в цель с кружением» (якутская), «Иванка» (белорусская) и т.д.
Данные игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы [2].
Для подвижных игр характерны все признаки игры вообще и игры с правилами. В структуре подвижной игры также можно выделить игровую задачу и игровые действия. Игровые действия состоят из разнообразных движений, доступных детям. Правила игры предусматривают организацию детей и их взаимоотношения, определяют обязанности играющих, порядок выполнения движений.
А. С. Макаренко [4] писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, и имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека... может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу". Значит, игра, ее организация - ключ в руках учителей, ключ в организации воспитания ребенка.
Библиографический список
1. Барков, В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие [Текст]/ В.А. Барков. - Гродно, 1995. - 68с.;
2. Глазырина, Л.Д. Методика преподавания физической культуры 1-4 классы;
3. Колягин, Ю.М., Авдеева, Т.К. Еще раз о занимательности в обучении младших школьников [Текст]/ Ю.М. Колягин, Т.К. Авдеева, // Научно - методический журнал «Начальная школа».- 1992.- №9-10.- С. 34-38;
4. Курпан, Ю.И. – Физическое воспитание учащихся I – XI классов с направленным развитием двигательных способностей [Текст]/ Ю.И. Курпан, // Научно - методический журнал // «Физическая культура в школе».- М.- 1994г.-№ 6.- С.22-27;
5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]/ Л.П. Матвеев: Учебн. для ин-тов физической культуры. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. – 543с.;
6. Фомин, Н.А., Филин,В.П. Возрастные основы физического воспитания [Текст]/ Н.А.Фомин, В.П. Филин. - Москва: Физкультура и спорт, 1972. ( 176с.;
7. Чаленко, И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе [Текст]/ И.А. Чаленко, – Ростов на Дону, 2003. - 255с..
8. Электронный ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]