Программа гендерного воспитания для детей дошкольного возраста посредством игры


Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. М. Ю. Лермонтов
Актуальность
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только то, что услышит. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были рассмотрены следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.
Цель проекта: развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.
Задачи:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;
проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры).
Объект: подготовительная к школе группа № 2 «Речецветик».
Предмет: психолого-педагогические условия развития речи дошкольников.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Новизна: комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников. Теоретическая значимость заключается в разработке:
-системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;
-разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.
Практическая значимость:
-внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ;
- в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
-в обобщении и распространении опыта работы.
Ожидаемый результат:
Результатом реализации проекта является:
 положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;
повышение интереса к речевым играм и упражнениям, художественной литературе;
обогащение игрового опыта детей;
повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся  в участии в жизни детей в  ДОУ (сотрудничество, совместное оформление уголков и центров, сопереживание, заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира детей);  детско-родительские отношения оптимизируются, улучшается качество воспитательно-образовательного процесса.
Перспективы развития проекта:
Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использования инновационных и развивающих технологий будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.
Продуктом проектной деятельности является: презентация, оформление и пополнение речевого центра в группе.
Вид проекта: краткосрочный (1 месяц)
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
1этап — подготовительный этап— изучение психолого-педагогической методической литературы;
-проведение педагогической диагностики;
-разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников;
-создание речевой среды
2 этап — основной этап: Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами. 
 Обогащение предметно – развивающей среды:
- разработка картотеки игр по логоритмике, мнемотаблицы;
-оформление книжного уголка, приобретение нового наглядного материала по данной теме;
- оформление памяток для родителей.
Работа с детьми:
занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением: здоровьесбрегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: логоритмика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, коммуникативные игры, самомассаж, точечный массаж (массажные мячики);
3.Применение мнемотехники (включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи); заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
4.Применение синквейна (стихотворение, состоящее из пяти строк).
Работа с родителями:
1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Игротека в кругу семьи».
2) Памятки: «Играем со словами», «Речевые игры детей от 4 до 7 лет», «Игровые упражнения для отработки дикции», «Игровые упражнения на закрепление звуков».
3) Родительские собрания «Развитие единого речевого пространства в семье и ДОУ». Запланированное родительское собрание «Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».
3 этап — заключительный этап
Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:
-организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
-анализ проведенного проекта.
Приложение № 1
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
развитие зрительного и слухового восприятия;
увеличение объема памяти;
развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
развитие двигательных кинестезий;
развитие соматопространственной ориентации и зрительно- моторных координаций;
формирование двигательных навыков.
Логоритмические занятия включают следующие элементы:
логопедическую гимнастику;
чистоговорки;
пальчиковую гимнастику;
песни и стихи;
музыкальные игры;
коммуникативные игры;
упражнения на релаксацию.
Задачи: 1. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью 2. Расширение лексического запаса 3. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания 4. Уточнение артикуляции 7. Развитие мелкой моторики 
ПРИМЕР:
Ход занятия: 1. Вводная ходьба. Строитель хочет строить дом На радость новоселам, Чтоб каждый становился в нем Счастливым и веселым. Мы сейчас не зрители, Мы сейчас строители. 2. Динамическое упражнение на внимание «Экскаватор» - Прежде чем построить дом, необходимо вырыть большой котлован. В этом нам поможет экскаватор Экскаватор чем хорош? У него огромный ковш. Он усталости не знает, Целый день себе копает. (Дети медленно двигаются под музыку по кругу топающим шагом, на акцент в музыке – наклоняются «опускается ковш экскаватора») 3. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, губ, щек и языка. «Работающий экскаватор»: выдвигать нижнюю челюсть вперед, а затем оттягивать ее назад. «Работающий бульдозер»: выдвигать нижнюю челюсть вниз и вперед. «Котлован»: экскаватор вырыл вот такой котлован. Широко открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы. «Ковш экскаватора»: язык сделать в форме «чашки» (артикуляционное упражнение) 4. Комплекс общеразвивающих упражнений «Самосвал» (с обручами) Жил на свете самосвал, Он на стройке побывал. Покатил с утра к воротам. (топающий шаг, обруч держать как руль) Сторожа спросили: «Кто там? » (остановиться) Он кирпич возил и гравий наклоны вперед, вытягивая обруч перед собой Но, увы, застрял в канаве (приседания, руки вверх с обручем) Буксовал, он буксовал (лечь на спину) Еле вылез самосвал. Самосвал сигналит громко: «У меня сейчас поломка, (перекаты с боку, на бок, обруч за головой) Но с утра я снова в путь! » (топающий шаг с ускорением и замедлением) 5. Упражнение на координацию речи с движением, развитие общих речевых навыков «Маляры» Маляры известку носят дети идут по кругу, держат в руках воображаемые ведра Стены кистью купоросят движения воображаемой кистью вверх-вниз Не спеша разводят мел наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре Я бы тоже так сумел «красят» 6. Пальчиковая гимнастика «Новый дом» Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Молоток бери, мой друг! ударяют, чередуя, кулачком о кулачок Мы построим новый дом. ладонями изображают «стены» дома Есть окошко в доме том. пальцами изображаем «окно» Есть еще одно повыше, остальные соединяем «крышей» Есть труба вверху на крыше. мизинец отставляем в сторону – «труба» Дом готов, зовем гостей: «Приходите поскорей! » делаем приглашающий жест рукой 7. Песня «Теремок» (Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры и забавы по развитию мелкой моторики у детей) 8. Ритмопластика «Песенка о ремонте» (Буренина А. И. Ритмическая мозаика) 9. Речевая гимнастика. Прочитать чистоговорку от лица зверей: Ом-ом-ом, мы построим новый дом! 10. Подвижная игра «Угадай, что я делаю? » Один ребенок показывает действия строителей, а другие – угадывают.
Приложение № 2
Мнемотаблицы
Для запоминания и заучивания стихов – лучший способ выучить стихотворение с детьми.
ПРИМЕР СТИХОТВОРЕНИЯ: кроме описания осеннего сада  дети могут найти в нем множество слов со звуком «С» для его автоматизации.
Алиса в саду
Вот идет Алиса в сад,
Скоро будет листопад.
Слива там и абрикос,
На скамейке — сонный пес.
Там краса и чудеса:
Солнце, киска и роса,
У скамейки стол стоит.
Самовар на нем свистит.
Вот в песочнице песок,
Самосвал там и совок,
Рядом с ними самокат.
Ах, какой прекрасный сад!
Смирнова Л.Н.

Очень красивое и образное стихотворение Трутневой тоже легче всего выучить с использованием пусть схематичных, но понятных детям картинок.
«ОСЕНЬ»Утром мы во двор идемЛистья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят…Пролетают паутинкиС паучками в серединке,И высоко от землиПролетели журавли.Всё летит! Должно быть, этоУлетает наше лето.
Е. Трутнева

Осенние листья
Ветер по лесу летал,Ветер листики считал:Вот дубовый,Вот кленовый,Вот рябиновый резной,Вот с березки – золотой,Вот последний лист с осинкиВетер бросил на тропинку.Н.Нищева

Это стихотворение, выучив, можно использовать в качестве пальчиковой осенней игры.
ОсеньОпустел скворечник-Улетели птицы,Листьям на деревьяхТоже не сидится.Целый день сегодняВсё летят, летят…Видно, тоже в АфрикуУлететь хотят.
(Токмакова И.П.)

Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Бальмонт

Березка
Эта модница леснаяЧасто свой наряд меняет:В шубке белой – зимой,Вся в сережках – весной,Сарафан зеленый – летом,В день осенний – в плащ одета.Если ветер налетит,Золотистый плащ шуршит.И. Семенова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Педагогический проект
на тему: «Использование новых форм по развитию речи детей при подготовке к школе»
(подготовительная к школе группы 6-7 лет)
Павлик Т.В.
Черникова Е.В.
воспитатели
г. Советский, 2015г.