Программа гендерного воспитания детей с овз среднее звено


Программа "Гендерной социализации учащихся с ОВЗ в старших классах"
Оглавление образовательной программы
I. Концептуальный раздел
Пояснительная записка……………………………………………………………………...3-5
1.Цели и задачи деятельности ОУ по реализации программы гендерной социализации учащихся с ОВЗ ………………………..………………...................................................... 6
2.Принципы и подходы к формированию образовательной программы………………………………………………………………………………………. 7
3. Характеристики особенностей развития подростков с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста ……………………………………………………………………………………….8
4. Планируемые результаты освоения программы……………………………………….9
II. Учебно - методический раздел
1. Учебно – тематический план по гендерному воспитанию подростков с ОВЗ…10- 18
2. Содержание программы (формы, методы организации деятельности)……….19-20
3. Методическое обеспечение………………….21
III. Справочный раздел
Список литературы
VI. Приложение.
1. Конспекты занятий
Пояснительная записка
И девочкам, и мальчикам нужно рассказывать об ответственности за каждый кусочек чувств, потому что за всё приходится платить жизнью.
А. С. Макаренко
Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.Предмет гендерной психологии – особенности психики, связанные с полом.Выделяют 6 разделов гендерной психологии:1)психология сравнения мужчин и женщин;2)психология женщины;3)психология мужчины;4)гендерная социализация;5)психология гендерных отношений;6)гендерная психология лидерства.Нас интересует раздел гендерной социализации.Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей.Целостность натуры человека, его гармоническое развитие характеризуется единством всевозможных личностных качеств. В этом органическом единстве основными являются моральные качества, которые определяют социально-нравственную основу личности и обусловливают возможность человека применять в интересах общества свои способности. Воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных качеств, норм морали всегда остаётся в центре внимания нашей общественности, и заслуживает особую актуальность в процессе воспитания детей и подростков с нарушением познавательной сферы. Одной из составных частей как общей, так и специальной коррекционной системы воспитания является половое воспитание. Оно обладает жизненно важным значением, поскольку нередко случается, когда неосведомлённость в элементарных вопросах пола прямо или косвенно отражается на характере взаимоотношений молодых людей, ведёт к ранним бракам. От того, как было поставлено половое воспитание в образовательных учреждениях в классах ОВЗ, очень часто зависит многое в формировании личности детей. С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во – первых, наиболее запутанных, а, во – вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей школьной педагогики. Неосведомленность в области физиологии половой жизни, искажение представлений в этой области, безынициативность родителей в воспитании детей в данном направлении, порой становятся причиной нарушений сексуального поведения, ранним половым связям, беременностям, рождению детей в юном возрасте и не понимании молодых родителей, что делать и как воспитывать ребенка. Ребенок вырастает на не знании половой идентификации и все опять возвращается на круги своя.
Поэтому гендерная социализация является неотъемлемой частью нравственного воспитания и тесно связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную понять социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и несмотря на это устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола, определяет цели полового воспитания. Оно должно поддержать развивающуюся личность в освоении роли мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем - роли не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами и гигиеническими требованиями.
Мало изучена гендерная социализация мальчиков и девочек с нарушениями интеллектуального развития. В то время как они представляют собой группу риска. Известно, что у детей и подростков с умственной отсталостью отмечаются различные нарушения в развитии личности. Эти нарушения приводят к значительным сложностям при установлении социальных связей и эталонов взаимоотношений, в том числе и полоролевых. Многие исследователи обращают внимание на то, что умственно отсталые дети имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом. Их представления бедны и искажены, а родители и воспитатели их половое воспитание не считают необходимым.Отклонения в формировании половой идентичности и освоении половых ролей приводит к нарушению социальной адаптации умственно отсталых подростков.Педагоги и воспитатели специальных коррекционных учреждений отмечают, что многие из них испытывают трудности при создании семьи, воспитании детей, общении с супругом, вхождение в семью мужа, жены. Их браки оказываются непрочными, часто распадаются или являются неблагополучными.Современные тенденции отказа от изоляции и возможности интеграции таких лиц в общество, могут привести к усилению неблагоприятного влияния общества на подростков. Возрастает вероятность образования гетеросексуальных связей. Возникает риск нежелательной беременности. Подобным образом, умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле возникновения сексуальных девиаций и эксплуатации секса.Следовательно, возникает необходимость большего внимания педагогов, психологов к вопросам половой жизни умственно отсталых лиц. Возникает необходимость создания программ гендерного воспитания умственно отсталых детей и подростков, проживающих как в интернатных, так и в домашних условиях. Эти вопросы требуют специальной и глубокой проработки.Таким образом, актуальность этого вопроса определяется также недостаточно разработанным психолого-педагогическим сопровождением процесса гендерной социализации как в теоретическом, так и в практическом плане.Работа по половому воспитанию детей и подростков с нарушением познавательной сферы требует систематической работы на протяжении всего коррекционного воспитательно-образовательного процесса, участия всего педагогического коллектива, семьи, врачей. В школе можно обсуждать лишь самые общие, самые широкие проблемы. Причём обсуждаться на конкретных примерах, на уровне, доступном для понимания детей в силу их психофизиологических особенностей.
Физиологических и гигиенических аспектов же следует касаться в индивидуальной беседе или в группе не более 3-5 человек (с целью усвоения предложенного материала, соблюдения конфиденциальности), участие медицинских работников в её решении очень важно, так как именно они владеют знаниями о сущности анатомо-физиологических особенностей возрастного развития, обусловливающих правила гигиены.
Цели и задачи деятельности ОУ по реализации программы гендерной социализации учащихся с ОВЗ
Основание для разработки:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
2. Конвекция о правах ребенка 1989г.3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.5. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г.6. «Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г.
Цель программы:
Способствовать гармоничному развитию организма,  привить подростку с нарушением познавательной сферы  определенные, связанные с полом гигиенические знания и навыки;
Обучить умению владеть пробуждающимися половыми инстинктами;
Воспитать сознание высокого предназначения человека, его ответственность за здоровье, жизнь и будущее;
Знакомить и закреплять знания о своем крае, обычаях и традициях народа ханты;
Задачи программы:
Пропагандировать здоровой образ жизни среди подростков с ОВЗ в доступной для понимания форме (с опорой на все сохранные анализаторы);2. Воспитывать понятие ценности имеющегося здоровья; приучать к навыкам, сохраняющим его;3. Заботиться о развитии подростка с ОВЗ (в первую очередь нравственном), чтобы вырастить самостоятельного человека с разумными потребностями, тем самым способствуя его адаптации и интеграции в обществе;4. Разработать систему взаимодействия педагогического коллектива с родителями по вопросам полового воспитания, формирования гигиенических навыков и социальных норм в семье;5. Предупреждение половой возбудимости путем выполнения детьми определенных гигиенических требований;
2.Принципы и подходы к формированию образовательной программы
Принципы: Системность, непрерывность, адресность, преемственность, своевременность, доступность, последовательность, научность, учет возрастных особенностей, наглядность, связь теории с практикой, результативность, актуальность, межпредметность.
Сроки исполнения: Мероприятия, предусмотренные программой,  проводятся в течение учебного года в течение процесса обучения в V-IX классах в классах ОВЗ и специализированных образовательных учреждениях.
Исполнители программы: Зам.директора во УВР, зам.директора во ВР, социальный педагог, психолог, медицинский персонал школы, «Санитарный Совет», классные руководители, педагоги, родители (по возможности).
Компоненты программы: Образовательный, психологический, медико-биологический, социальный.
Разделы программы, этапы: Планы мероприятий на учебный год 5-9 классы)
3. Характеристики особенностей развития подростков с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста
Главная новизна в психологическом развитии в этом возрасте – перенесение внутрь себя социального сознания, ребенок начинает видеть себя частью общества. Эта особенность позволяет ему лучше понимать других, учит контролировать и регулировать свое поведение, дает почву для дальнейшего развития личности. Осознавая себя членом общества, подросток переходит на новую ступеньку в понимании себя и своего места в мире. Существенно расширяются рамки социальной жизни. Ребенок ищет себя, пробует в разных сферах, пытается определить социальную значимость той или иной позиции. Представления о морали и нравственности к подростковому возрасту объединяются в единую систему убеждений, которая существенно влияет на потребности и стремления растущего ребенка. Ребенок же с ОВЗ не может понять себя, что ему хочется. Часто переходный возраст меняет ребенка в худшую сторону. Возникают частые аффективные реакции на незначительные раздражители. Раздражителем может являться все что угодно, вплоть до ложки не положенной в привычном месте или налитый не в ту кружку чай. Они копируют поведение родителей. Поведение их ситуативное и опирается на их душевное состояние в данный момент, а не на морали и нравственности.
   В физическом развитии этот период характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые признаки обычно развиваются раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой, нервной систем, обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой - неустойчивостью вегетативно-эндокринной системы.
4. Планируемые результаты освоения программы
В.В. Марков считает, что в процессе просвещения (образования) желательно стремиться к тому, чтобы у подростков были сформулированы следующие знания и умения:
− уметь обсуждать моральные ценности, знать их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;
− должны знать о существовании разнообразных форм сексуальности;
− знать о биологических и сексуальных факторах, влияющих на сексуальность;
− знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД, потому что именно подростки этого возраста принадлежат к поколению, которому придется жить, испытывая в полной мере последствия этих болезней;
− знать о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения (средства массовой информации значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);
− знать о безопасном сексе (поэтому о презервативах и половой зрелости важно говорить прямо и открыто, объяснять ошибочность распространенного представления о том, что прерванное половое сношение может предотвратить беременность и др.);
− должны уметь сказать «нет», если осознают, что не готовы начать сексуально активную жизнь;
− попытаться сформировать у подростков терпимость к чужому мнению, выбору, форме реализации сексуального поведения;
− должны осознавать ответственность за свой выбор (начинать - не начинать сексуально активную жизнь, использовать - не использовать контрацепцию и т. п.).
II. Учебно - методический раздел
Учебно – тематический план по гендерной социализации детей с ОВЗ
5 класс
Месяц Тематика Цели
Сентябрь «Кто я: мальчик/девочка?». Закрепить представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Познакомить с основными качествами мужественности/женственности. Формировать представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Какой я мальчик? Какая я девочка?». «Чем мы не похожи». «Занятия- хобби подростков мальчиков и девочек в семье ханты». Октябрь «Мужчина и женщина в семье». Уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Мужчина и женщина в обществе». Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Женские профессии» Обогатить представления о женских профессиях. Воспитание уважительного отношения к труду женщины. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Мужские профессии» Обогатить представления о мужских профессиях. Воспитание уважительного отношения к труду мужчины. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Ноябрь «Я сегодня и в будущем».
Расширять представления о настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылки мужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Забота друг о друге» Расширять знания о том, как заботятся члены семьи о детях, как дети могут позаботиться о членах своей семьи, закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины или женщины, развивать логическое мышление. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Эмоциональность».
Формировать представление о том, что люди испытывают разные эмоциональные состояния; это проявляется в особенностях мимики. Формировать умение передавать в схематическом рисунке эмоциональные состояние и находить им объяснения. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Учимся общаться друг с другом». Способствовать зарождению добрых чувств друг к другу, умение проявлять заботу и внимание. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Декабрь «Основы гигиены». Дать знания о необходимых правилах ухода за телом для мальчиков и девочек. О методах поддержания и сохранения здоровья. Бережно относиться к здоровью детей противоположного пола. Помнить что мальчик - будущий отец семейства, а девочка - будущая мама. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Человек растёт и изменяется». Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить соответствующий словарь: упражнять в соотнесении предметов деятельности человека в соответствии с его возрастом. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Теперь я юноша». Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить знания о изменении тела в физическом и физиологическом аспекте. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Теперь я девушка. Традиционные занятия подростков у народа ханты». Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить знания о изменении тела в физическом и физиологическом аспекте. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Январь «Первая любовь». Определение особенностей переживания чувства любви людьми разных характеров. Научить ребят контролировать свои эмоции и желания. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Близость». Сформировать у учащихся осознание необходимости полового воздержания до наступления социальной и психологической зрелости. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
« Способы предохранения от нежелательной беременности». Углубить знания о предохранении от нежелательной беременности. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Февраль «Беременность».  Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни,  благополучию и счастью в семье. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Вред алкоголя». Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Вред табакокурения». Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Вред психотропных средств». Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Март «Расскажи о своей семье». Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рассказать о членах своей семьи по генеалогическому древу. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Моя сказка».
Продолжать учить составлять связные рассказы на тему «Я - будущая(-ий) мама(папа)». Воспитание моральных устоев. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Как найти себе друга».
Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, формировать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. Дать знания о том как подружиться с представителем противоположного пола, как правильно оказывать знаки внимания. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Поступки красят человека». Продолжать формировать элементарное умение анализировать поступки людей по отношению друг к другу. Побуждать детей к совершению хороших поступков. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Апрель «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях». Закреплять нормы поведения в экстремальных ситуациях. Развивать умение контролировать себя в непростых ситуациях. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Как не попасть в лапы мошенников». Закреплять чувство самосохранения. Развивать умение не идти на поводу других людей. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Правильное питание». «Режим дня». Закреплять положительное отношение к правильному питанию. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. Развивать в детях потребность соблюдать режим дня. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Праздники народа ханты» Прививать в детях желание продолжать традиции и обычаи своего народа. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Май «Кем я хочу стать в обществе?».
Выявлять и обогащать знания детей об их будущих ролях в обществе, об их будущих профессиях, воспитывать желание принять данную роль. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Уход за телом». Учить правильно ухаживать за своим телом. Прививать привычку личной гигиены тела. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Уход за волосами». Учить правильно ухаживать за своими волосами. Прививать привычку вовремя принимать водные процедуры. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Маленькая хозяйка большого чума». Воспитание любви к родному краю, чувства гордости за свой народ. Знакомство с обычаями и обрядами народа ханты. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Учебно – тематический план по гендерной социализации детей с ОВЗ
6 класс
Месяц Тематика Цели
Сентябрь «Давайте познакомимся». Закрепить представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Познакомить с основными качествами мужественности/женственности. Формировать представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Я – мальчик, а ты - девочка». «Мы такие разные». «Чем можно заняться подростку мальчику и девочке». Октябрь «Роль мужчины и женщины в семье ханты». Уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Роль мужчины и женщины в обществе». Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Все профессии важны! Женские профессии» Обогатить представления о женских профессиях. Воспитание уважительного отношения к труду женщины. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Все профессии нужны! Мужские профессии» Обогатить представления о мужских профессиях. Воспитание уважительного отношения к труду мужчины. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Ноябрь «Мое будущее».
Расширять представления о настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылки мужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Забота – это что?» Расширять знания о том, как заботятся члены семьи о детях, как дети могут позаботиться о членах своей семьи, закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины или женщины, развивать логическое мышление. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Эмоции».
Формировать представление о том, что люди испытывают разные эмоциональные состояния; это проявляется в особенностях мимики. Формировать умение передавать в схематическом рисунке эмоциональные состояние и находить им объяснения. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Правила общения». Способствовать зарождению добрых чувств друг к другу, умение проявлять заботу и внимание. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Декабрь «Снова о гигиене». Дать знания о необходимых правилах ухода за телом для мальчиков и девочек. О методах поддержания и сохранения здоровья. Бережно относиться к здоровью детей противоположного пола. Помнить что мальчик - будущий отец семейства, а девочка - будущая мама. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Как мы изменились с возрастом». Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить соответствующий словарь: упражнять в соотнесении предметов деятельности человека в соответствии с его возрастом. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Я - юноша». Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить знания о изменении тела в физическом и физиологическом аспекте. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Я - девушка». Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить знания о изменении тела в физическом и физиологическом аспекте. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Январь «Первая влюбленность». Определение особенностей переживания чувства любви людьми разных характеров. Научить ребят контролировать свои эмоции и желания. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Интимная близость». Сформировать у учащихся осознание необходимости полового воздержания до наступления социальной и психологической зрелости. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
« Контрацептивы». Углубить знания о предохранении от нежелательной беременности. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Февраль «Беременность у народа ханты».  Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни,  благополучию и счастью в семье. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Алкоголь во время беременности и кроме…». Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Табакокурение во время беременности и кроме…».». Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Психотропные средства во время беременности и кроме…». Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Март «Рассказ о своей семье. Обычаи народа ханты». Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рассказать о членах своей семьи по генеалогическому древу. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Моя жизненная сказка».
Продолжать учить составлять связные рассказы на тему «Я - будущая(-ий) мама(папа)». Воспитание моральных устоев. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Как завести новых друзей».
Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, формировать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. Дать знания о том как подружиться с представителем противоположного пола, как правильно оказывать знаки внимания. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Поступки хорошие и плохие». Продолжать формировать элементарное умение анализировать поступки людей по отношению друг к другу. Побуждать детей к совершению хороших поступков. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Апрель «Поведение в чрезвычайных ситуациях». Закреплять нормы поведения в экстремальных ситуациях. Развивать умение контролировать себя в непростых ситуациях. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Осторожно мошенники». Закреплять чувство самосохранения. Развивать умение не идти на поводу других людей. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Все о правильном питании». Закреплять положительное отношение к правильному питанию. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Мой режим дня». Развивать в детях потребность соблюдать режим дня. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Май «Мое место в обществе».
Выявлять и обогащать знания детей об их будущих ролях в обществе, об их будущих профессиях, воспитывать желание принять данную роль. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Правильный уход за телом». Учить правильно ухаживать за своим телом. Прививать привычку личной гигиены тела. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Правильный уход за волосами». Учить правильно ухаживать за своими волосами. Прививать привычку вовремя принимать водные процедуры. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Правильный уход за одеждой». Учить правильно ухаживать за своими вещами. Прививать привычку содержать свои вещи в порядке. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Учебно – тематический план по гендерной социализации детей с ОВЗ
7 класс
Месяц Тематика Цели
Сентябрь «Давайте знакомимся». Закрепить представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Познакомить с основными качествами мужественности/женственности. Формировать представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Мальчики и девочки». «Мы такие непохожие». «Найди занятие по интересу». Октябрь «Какова роль мужчины и женщины в семье». Уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Какова роль мужчины и женщины в обществе». Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Профессии для женщин» Обогатить представления о женских профессиях. Воспитание уважительного отношения к труду женщины. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Профессии для мужчин» Обогатить представления о мужских профессиях. Воспитание уважительного отношения к труду мужчины. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Ноябрь «Что ждет меня в будущем».
Расширять представления о настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылки мужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Забота и опека» Расширять знания о том, как заботятся члены семьи о детях, как дети могут позаботиться о членах своей семьи, закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины или женщины у народа ханты, развивать логическое мышление. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Контроль за эмоциями».
Формировать представление о том, что люди испытывают разные эмоциональные состояния; это проявляется в особенностях мимики. Формировать умение передавать в схематическом рисунке эмоциональные состояние и находить им объяснения. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Правильно общаемся». Способствовать зарождению добрых чувств друг к другу, умение проявлять заботу и внимание. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Декабрь «Слова о гигиене». Дать знания о необходимых правилах ухода за телом для мальчиков и девочек. О методах поддержания и сохранения здоровья. Бережно относиться к здоровью детей противоположного пола. Помнить что мальчик - будущий отец семейства, а девочка - будущая мама. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Наши изменения». Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить соответствующий словарь: упражнять в соотнесении предметов деятельности человека в соответствии с его возрастом. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Как выглядит юноша». Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить знания о изменении тела в физическом и физиологическом аспекте. Закрепление названий мужской одежды народа ханты. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Как выглядит девушка». Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить знания о изменении тела в физическом и физиологическом аспекте. Закрепление названий женской одежды народа ханты. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Январь «Первая чувства к противоположному полу». Определение особенностей переживания чувства любви людьми разных характеров. Научить ребят контролировать свои эмоции и желания. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Встречи, свидания, близость». Сформировать у учащихся осознание необходимости полового воздержания до наступления социальной и психологической зрелости. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
« Защити себя». Углубить знания о предохранении от нежелательной беременности. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Февраль «Мама, я беременная».  Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни,  благополучию и счастью в семье. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Влияние алкоголя на здоровье подростка…». Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Влияние сигарет на здоровье подростка». Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Влияние психотропных средств на здоровье подростка». Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Март «Моя семья». Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рассказать о членах своей семьи по генеалогическому древу. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Я сочиняю сказку».
Продолжать учить составлять связные рассказы на тему «Я - будущая(-ий) мама(папа)». Воспитание моральных устоев. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Кто такой друг».
Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, формировать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. Дать знания о том как подружиться с представителем противоположного пола, как правильно оказывать знаки внимания. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Что такое хорошо, что такое плохо. Не соблюдение традиций народа ханты». Продолжать формировать элементарное умение анализировать поступки людей по отношению друг к другу. Побуждать детей к совершению хороших поступков. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Апрель «Если вдруг ЧП». Закреплять нормы поведения в экстремальных ситуациях. Развивать умение контролировать себя в непростых ситуациях. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Как орудуют мошенники». Закреплять чувство самосохранения. Развивать умение не идти на поводу других людей. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Что ты знаешь о правильном питании». Закреплять положительное отношение к правильному питанию. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Не соблюдение режима дня. К чему это может привести». Развивать в детях потребность соблюдать режим дня. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Май «Я и общественность».
Выявлять и обогащать знания детей об их будущих ролях в обществе, об их будущих профессиях, воспитывать желание принять данную роль. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Гигиена тела. Как за собой следили ханты». Учить правильно ухаживать за своим телом. Прививать привычку личной гигиены тела. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Гигиена волос». Учить правильно ухаживать за своими волосами. Прививать привычку вовремя принимать водные процедуры. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
«Правильный уход за одеждой». Учить правильно ухаживать за своими вещами. Прививать привычку содержать свои вещи в порядке. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Содержание программы (формы, методы организации деятельности)
В процессе обучения важно учитывать, что девушки и юноши воспринимают информацию по-разному. Если для девушек важно слуховое восприятие, то для юношей предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.
Занятия по гендерной социализации охватывают практически все учебные дисциплины и различные виды деятельности. Например на некоторых занятиях придется рисовать. Такие занятия следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно.
К оцениванию работы на занятии тоже следует подходить по разному: девушкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для них. При этом для юношей важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить юноше, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели.
Применение игровых технологий.
Педагогу очень важно так организовать игровую деятельность ребят, чтобы они в процессе совместных игр - тренингов имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом юноши берут на себя мужские роли, девушки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.
Музыкальные занятия.Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход сле-дующим образом – юноши разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девушки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).
Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.
Театрализованная деятельность.Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.
Физическое воспитание.Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:- различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)- различие в продолжительности занятия - различие в дозировке
- различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность – мальчикам, это требует разных методических подходов – выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)- различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам – более тяжелые)- ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек – ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)- различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчиков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек – пластичности, грациозности)- в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки – феи, мальчики – медведи)- акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.
Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.
Методическое обеспечение.
http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-programmno-metodicheskoe-obespechenie-nravstvenno-polovogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrastahttp://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-programmno-metodicheskoe-obespechenie-nravstvenno-polovogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrastahttp://madou83.ru/metodichka/tvorcheskaya-rabota-na-temu-gendernyiy-podhod-v-vospitanii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2/http://festival.1september.ru/articles/628228/http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/plan_meropriyatij_po_polovomu_vospitaniyu_uchashihsya_n_182626.htmlhttp://sekretiki7ya.ru/gendernoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov/III. Справочный раздел
Список литературы
1.http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-programmno-metodicheskoe-obespechenie-nravstvenno-polovogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrastahttp://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-programmno-metodicheskoe-obespechenie-nravstvenno-polovogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrastahttp://madou83.ru/metodichka/tvorcheskaya-rabota-na-temu-gendernyiy-podhod-v-vospitanii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2/http://festival.1september.ru/articles/628228/http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/plan_meropriyatij_po_polovomu_vospitaniyu_uchashihsya_n_182626.htmlhttp://sekretiki7ya.ru/gendernoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov/VI. Приложение.
Конспекты занятий
Занятие: «Кто я: мальчик/девочка?».(5 класс)
Цели занятия:
Коррекционно - фифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учётом их интересов;Развивать логическое мышление, смекалку;Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие;Формировать у детей понятие о чертах характера и поступках мальчиков и девочек;Формировать у детей умение действовать по инструкции взрослого;Развивать положительные эмоции.
Предварительная работа:
Рассматривание картин с мальчиками и девочками.Прослушивание песни «Из чего же, из чего же…» Ю. Чичкова, Я. Хелемского;
Оборудование и материалы:
Столы и стулья на 6 детей в форме «круглого стола»;Аудиозапись «Звуки природы. Побег травы»;Набор фломастеров (6 штук);Несколько эскизов рисунка;Иллюстрации – картинки к загадкам.
Ход совместной деятельности:
Педагог:
Я очень рада, что мы все вместе здесь собрались. Присаживайтесь на стулья, я хочу, чтоб вы поприветствовали друг друга.
Упражнение «Приветствие»
Начинает взрослый, поворачиваясь к сидящему по соседству ребёнку, кладя руку на плечо, говорит: Я рад(а) тебя видеть! Мне приятно сидеть с доброй Дашей, умным Севой и т. д.». И так по кругу, пока все не поприветствуют друг друга.
Педагог:
Сегодня мы постараемся побольше узнать друг о друге, получше узнать друг друга. Посмотрите, ребята, кто рядом с вами сидит?
Дети:
Ира, Коля … (называют имена рядом сидящих детей)
Педагог:
А кто Ира, Коля?
Дети:
Ира - девочка, Коля - мальчик.
Педагог:
Верно. А вы знаете, что любят девочки?Что любят мальчики?Какие наши девочки?Какие наши мальчики?
Дети:
Девочки любят конфеты, бантики, играют в кукол, дочки-матери, магазин … Мальчики любят машины, технику, играют воинов, солдатиков …
Педагог:
Всё верно, молодцы! Но мы попробуем ещё лучше узнать друг друга. А для этого нам нужно, разделиться на две команды. Команду девочек и команду мальчиков. Нам нужно назвать наши команды. Вот послушайте загадки, в отгадке которых и прячется название команд. Слушайте первую загадку, только отвечать сначала будут мальчики. Слушайте внимательно:
У неё косички,Длинные реснички,Юбочка с воланами,Платьице с карманами.Кто же это: белочка,Мальчик или девочка?
Дети:
Девочка!
Педагог:
Молодцы! Смотрите, верно! (показывается картинка- отгадка). Какую команду мы назовём «Девчата»?
Дети:
Команду девочек.
Педагог:
Хорошо. Слушайте вторую загадку, отвечать теперь будут девочки. Слушайте внимательно:
Погляди на молодцов -Веселы и бойки.Сильные защитникиКто же это ...
Дети:
Мальчики!
Педагог:
Молодцы! Смотрите, верно! (показывается картинка- отгадка). Какую команду назовём «Мальчишки»?
Дети:
Команду мальчиков.
Педагог:
Хорошо. Теперь мы разомнём наши пальчики.(Проводится пальчиковая гимнастика «Замок»)
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Cцепим пальчики в замокЧтоб войти никто не могПустим только белочку,Ёжика и зайчика,Пустим только девочкуПустим только мальчика.
Педагог:
Молодцы! А теперь мы будем отгадывать загадки, в которых, скрыто название предметов, в которые любят играть мальчики и девочки. Только отвечать будем по очереди по одной загадке, сначала команда «Девчата», а затем команда «Мальчишки». Готовы?
Дети:
Да!
Педагог:
Слушайте внимательно:
Четыре колеса,Резиновые шины,Мотор и тормоза.И что это?...
Дети:
Машина!
Педагог:
Молодцы, девочки! Верно (показывается картинка - отгадка). А кто играет с машиной?
Дети:
Мальчики!
Педагог:
Правильно! Теперь загадка для команды «Мальчики», слушайте внимательно:
Эти шарики на нитиВы примерить не хотите ль?На любые ваши вкусыВ маминой шкатулке ...
Дети:
Бусы!
Педагог:
Молодцы, мальчики! Верно (показывается картинка - отгадка). А кто одевает бусы?
Дети:
Девочки!
Педагог:
Молодцы! Следующая загадка для команды «Девчата», слушайте внимательно:
Вот стальная птицаВ небеса стремится,А ведёт её пилот.Что за птица?
Дети:
Самолёт!
Педагог:
Молодцы, девочки! Верно! (показывается картинка- отгадка). Кто любит играть с самолётом?
Дети:
Мальчики!
Педагог:
Молодцы! Теперь загадка для команды «Мальчики», слушайте внимательно:
В ушках маминых сверкают,Цветом радуги играют.Серебрятся капли-крошкиУкрашения …
Дети:
Серёжки!
Педагог:
Молодцы, мальчики! Верно! (показывается картинка – отгадка). А кто одевает серёжки?
Дети:
Девочки!
Педагог:
Верно! Обе команды хорошо справились с загадками.
Послушайте следующие задание: «Какое имя лишнее?». Слушайте внимательно, ответит сначала команда «Девчата»: Ира, Оля, Серёжа, Наташа, Катя. Какое имя лишнее и почему?
Дети:
Серёжа, потому что имя мальчика, а остальные имена девочек.
Педагог:
Молодцы! Теперь слушайте команда «Мальчишки»: Витя, Артём, Оксана, Виталий, Никита. Какое имя лишнее и почему?
Дети:
Оксана, потому что это имя девочки, а остальные имена мальчиков.
Педагог:
Молодцы! Обе команды хорошо справились с заданием. Замечательно! Продолжим, следующие задание: «Найди и раскрась» (Раздаются листы бумаги с эскизами рисунка и фломастеры). Посмотрите внимательно на листы, на них изображено и спрятано несколько предметов. Вам нужно найти свой предмет и раскрасить. Слушайте подсказку: «Девчата» раскрашивают любимые предметы девочек, а «Мальчишки», любимые предметы мальчиков. (Отводится на задание 2-3 минуты).
Педагог:
Давайте, посмотрим, как вы справились с заданием.
Дети:
(Показывают рисунки).
Педагог:
Что нужно было найти и раскрасить девочкам?
Дети:
Куклу, чашки, сумочку, мягкую игрушку – кошечку, юбку, фартук!
Педагог:
Что нужно было найти и раскрасить мальчикам?
Дети:
Машинку, пистолет, робот, руль, шорты, брюки!
Педагог:
А почему вы не назвали кубики, пирамидку?
Дети:
Потому что кубиками и пирамидками могут играть и девочки и мальчики.
Педагог:
Верно! Пусть мальчики и девочки играют в разные игры, одеваются по разному, но есть качества, которые их объединяют! Это добрые, красивые, отзывчивые.
Мальчики и девочки – все у нас равны.Только помнить мальчики об одном должны:Девочки слабее их, могут и пищать,И должны их мальчики храбро защищать.
Рисование «Мальчики-девочки»
Цель: развитие творческой фантазии, закреплять навык характерных признаков мальчиков и девочек, общение в коллективе.
Чтение стихотворение С. Маршака «О мальчиках и девочках»
Из чего только сделаны мальчики?Из чего только сделаны мальчики?Из улиток, ракушек и зелёных лягушек.Вот из чего сделаны мальчики!Из чего только сделаны девочки?Из чего только сделаны девочки?Из конфет и пирожных и сластей всевозможных.Вот из чего сделаны девочки!
Воспитатель предлагает детям пофантазировать и нарисовать мальчиков и девочек в виде конфет, игрушек и того, что они любят. В конце дети обсуждают рисунки и дарят друг другу.
Дидактическая игра «Защитники девочек»
Цель: формировать представления о сходстве и различиях мальчиков и девочек. Воспитывать желание заботливо относиться к девочкам. Педагог рассматривает картинки с ситуациями общения мальчиков и девочек. Беседует, чем похожи и различаются они, почему мальчики сильнее девочек. Что значит защищать? Не драться, а помочь, если девочка упала, донести тяжёлое, пропустить в дверях, уступить место и т.п. Упражнение на закрепление. Выходят мальчики и девочки и показывают действия, изображённые на картинках.
Педагог:
Вы сегодня хорошо поиграли. А теперь расскажите, что вы узнали на занятии? Чем отличаются мальчики от девочек,
Ответы детей.
Оформление выставки рисунков
Занятие: «Какова роль мужчины и женщины в семье». (6 класс)
Автор Наталья Рябкова 
Конспект занятия
Цель:
- закрепить представление о том, что такое семья, родственные отношения и обязанности членов семьи;
- познакомить детей с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе;
- воспитать у мальчиков внимательное и уважительное отношение к женщинам, стремление оказывать посильную помощь, а у девочек заботливое отношение к людям, аккуратность.
Материал:
1. Фотографии членов семей.
2. Иллюстрации с изображением людей разных профессий.
3. Рассказ В. Донниковой «Канавка».
4. Картинки с изображением одежды, машин и номеров к ним.
Предварительная работа:
1. Создание альбома «Что значит моё имя».
2. Рассматривание и чтение энциклопедии «Профессии».
3. Чтение рассказов К. Ушинского «Наша семья», «При солнышке тепло, при матери добро», «Дедушка».
4. Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
5. Составление рассказов «Моя семья».
6. Н/и «Лото вежливости», «Лото осторожности».
Ход занятия
Воспитатель: читает стихотворение о семье:
«Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось, не ясно нам совсем.
Ну «Я» мы понимаем, а почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто посчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я».
А если есть собака?
Выходит восемь «Я».
Нет, если есть собака,
Выходит «Во! – Семья».
Как вы думаете, что такое семья? И какая семья у вас?
Дети: (ответы, высказывания, рассказы детей).
Воспитатель: Семья может быть большой и маленькой. Если в ней много детей, то она какая?
Дети: Многодетная.
Воспитатель: Попробуйте всех членов семьи разделить на две группы.
Дети: (предположения детей).
Воспитатель: Да, в любой семье есть взрослые и дети, мужчины (мальчики) и женщины (девочки). А чем отличаются они друг от друга?
Дети: (Предполагаемые ответы: носят разную одежду, у мужчины есть усы и борода, мужчины выше и сильнее женщины и т. д.)
Воспитатель: Из-за этих отличий есть профессии, где могут работать только мужчины. Попробуйте их назвать?
Дети: Предполагаемые ответы: шахтёры, лётчики, полярники, космонавты и т. д.
Выставить иллюстрации с изображением людей разных профессий.
Воспитатель: Но и женщины, правда, очень редко, могут летать в космос, быть лётчиком. Назовите теперь профессии, где чаще работают женщины?
Дети: (Предполагаемые ответы: врач, воспитатель, парикмахер и т. д.)
Рассмотреть иллюстрации с изображением этих профессий.
Воспитатель: А в семье обязанности мужчин и женщин отличаются?
Дети: (Предполагаемые ответы: папа всё чинит, строит, мама и бабушка готовят, убирают, шьют и т. д.)
Физкультминутка.
Я иду и ты идёшь – раз, два, три (шагаем на месте).
Я пою и ты поёшь –раз, два, три (хлопаешь в ладоши).
Мы идём и мы поём – раз, два, три (прыжки на месте).
Очень дружно мы живём – раз, два, три (шагаем на месте).
Воспитатель: Но мужчины и женщины отличаются не только внешним видом, но и поведением. Есть общие правила поведения для всех людей, а есть правила поведения для мужчин и для женщин. Давайте вспомним сначала общие правила, кто расскажет?
Дети: (Предполагаемые ответы: человек должен быть вежливым, никому не делать зла, хорошо вести себя на улице, в транспорте и т. д.).
Проблемная ситуация: «Какие советы вы дадите человеку, идущему в гости».
Воспитатель: А про какого мужчину говорят: «Это настоящий мужчина!».
Дети: (рассуждают).
Воспитатель: Мальчики в нашей группе ещё маленькие, но тоже часто поступают, как настоящие мужчины.
(Воспитатель с помощью наводящих вопросов вместе с детьми определяют различные моменты поведения мальчиков).
Воспитатель: Настоящий мужчина это:
Дети: (Предполагаемые ответы: защитник, никогда не плачет, уступает место девочкам и пожилым людям, помогает одеваться девочкам и женщинам, носит сумки, снимает шапку в помещении, особенно, входя в храм.
Творческое задание мальчикам: «Подбери табличку для номера к машине».
Воспитатель: Ну а девочки – это будущие женщины. Какими они должны быть?
Дети: (Предполагаемые ответы: красивыми, аккуратными, нежными, хозяйственными, не драться и не кричать, не носить тяжести, а вот в храме, наоборот, одевать платок).
Творческое задание: «Подбери юбочку к костюму».
Воспитатель: Я вам прочитаю сейчас рассказ В. Донниковой «Канавка» и, надеюсь, что и мальчики и девочки будут себя вести, как «настоящие мужчины и женщины».
Воспитатель: Вам понравился рассказ? О чем он был? Что нового вы узнали сегодня? Что было интересно? что бы вы хотели узнать на следующем занятии?
Проект: «Все профессии важны! Женские профессии» (7 класс)
Цель:
Расширить и  обогатить знания детей о многообразии профессий мам  (взрослых в ближайшем окружении), используя для этого разные формы работы.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширять у детей  представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
Сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека; познакомить с историей создания механизмов, облегчающих труд человека; расширить представления об эволюции предметов ,изменении профессии  в связи с этим;
Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе.
Заинтересовать родителей в совместной игре  с детьми в профессии.
Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
 Воспитательные:
Воспитывать в детях чувство уважения к труду  взрослых.
Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
Воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Развивать чувство гордости за свою маму, чувство собственного достоинства.
Привлекать детей к посильному участию к подготовке праздника 8 марта, к выполнению обязанностей по дому в помощь маме.
 Ресурсное обеспечение:
книги,
 журналы,
открытки,
 художественные произведения и материалы
 фотографии
 Участники проекта:
 воспитатель;
 дети подготовительной группы с тяжелым нарушением речи
 родители воспитанников;
 Возраст детей:  12-13 лет
 Гипотеза:
Дети знают, что их мамы работают, но и мало знаем где и кем. В ходе реализации проекта дети получат знания о женских профессиях, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к занятию матерей, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о профессиях, их назначении и преимуществах, начнут проявлять интерес к работе мам и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
 Ожидаемые результаты:
Дети должны знать и называть профессии своих мам и их значимость;
Дети должны знать и называть  большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, должны уметь составить описательный рассказ о профессии.
Сделать детей более раскрепощенными и самостоятельными.
У детей должно быть сформировано чувство гордости за свою маму и желание помогать и оберегать ее.
У родителей должен проявится интерес к  образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться  с педагогом, участвовать в жизни  группы.
Формы и методы реализации проекта
 
Раздел программы
  Виды деятельности учащихся
Познавательно-речевое развитие
  1. Познавательные занятия:
«Из истории профессий»,
 2. Творческие рассказы:
«Я горжусь своей мамой»
 3. Чтение художественной литературы:
С. Михалков «Моя улица», С. Баруздин «Страна, где мы живем», С. Маршак «Почта», Е. Пермяк «Пропавшие нитки», Б. Житков «Впередсмотрящие». Д.Родари «Чем пахнут ремесла»
 4. Вечер загадок о профессиях мам.
 5. Заучивание стихов.
 6. Создание  фотовыставки «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».
Коммуникация
Игровая деятельность  Дидактические игры:
«Кому что нужно»,
«Для чего нужен этот предмет?»,
«Кем быть?»,
«Умные машины»,
«Хорошо - плохо», 
«Кем я хочу стать?»,
«От слова к слову»,
«Магазин»,
«Знаю все профессии»,
«Собираемся на работу»,
«Едем на работу»,
«Оденем куклу на работу».
Трудовая деятельность Беседа о труде взрослых  в школе
Художественно-эстетическое развитие
Худ. творчество 1. Рисование
Мама на работа
Хочу о маме рисовать
 2. Аппликация:
Мамочка моя
 3. Работа с раскрасками: «Женские профессии»
Здоровье и физическое развитие Подвижные игры:
«Король»
«Почтальон»
Физминутки:
Социальное развитие 1. Просмотр обучающих роликов:
«Магазин»,
«Столовая»,
«Супермаркет»,
«На ферме»,
«Ветеринар»,
«Парикмахерская»,
«Школа»,
«Театр»,
«Ателье»,
«Библиотека»,
«Поликлиника»,  
«Детский сад»,
«Салон красоты»,
«Фотография»
 2. Варианты обыгрывания ситуаций:
«Кукла Катя заболела»
«Папа вызывает врача»
«Скорая помощь»
«Скорая помощь увозит куклу Катю в больницу»
«Кукла поправилась»
«Врач и медсестра»
«Аптека»
«Поликлиника-аптека»
 3. Беседа о назначении разных предметов.
Музыкальная деятельность Прослушивание песен о женских профессиях.
Музыкальный утренник «8 марта»
Взаимодействие с родителями Консультации
Совместная подготовка к утреннику
Участие в выставках фото композиций.
Результат:
Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют  большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
Дети стали  более раскрепощены и самостоятельны. В свободной  деятельности  широко применяют  пение песен, используют для этой цели  атрибуты и наряды.
У родителей появился интерес к  образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться  с педагогом, участвовать в жизни  группы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
 Загадки о профессиях
У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый. (Парикмахер.)
Летают пальцы птицами –
Поток струится ситцевый.
Летают пальцы пчёлками –
Поток струится шёлковый. (Ткачиха.)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней? (Врач.)
Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
И, конечно же, не плачь,
Это просто детский ... (Врач.)
 Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад. (Водопроводчик.)
Он на вахте трудовой в час любой:
В шахте уголь добывает под землёй,
Ремонтирует машины в автопарке,
Плавит сталь в цехах он жарких.
У печатного станка стоит все ночи.
Самый главный он и важный, он - … (Рабочий.)
 Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам! (Маляр.)
В детском садике обед,
Повар пробу с блюд снимает.
Но ведь мамы рядом нет,
Кто ж на стол там накрывает? (Няня, помощник воспитателя.)
Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)
Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать? (Учитель.)
 Мама всех важней, поверьте!
С толстой сумкой ходит мама.
Принесет письмо в конверте,
Бандероль и телеграмму.
Люди маму очень ждут,
Уважают мамин труд! (Почтальон)
 Приготовит мама суп
Малышам из разных групп,
Ловко вылепит котлеты
И нарежет винегреты.
И с такой умелой мамой
Я бываю сытый самый! (Повар) Мы от простуды вновь страдаем,
Врача мы на дом вызываем.
Он выдаст нам больничный лист.
А кто он как специалист? (Терапевт.)
 Спрятан здесь вопрос такой:
Доктор с ниткой и иглой
Как зовётся? Вспоминай
И быстрей ответ давай. (Хирург.)
Этот доктор удалит
Мне легко аппендицит.
Скальпель – лучший его друг,
Кто же доктор тот? … ! (Хирург.)
Скажите, как можно сквозь стенку смотреть?В очках и при свете и то не суметь.А он между тем разглядел сквозь неёНе только меня, но и сердце моё. (Рентгенолог.)
Этот врач не просто доктор,Лечит людям он глаза,Даже если видишь плохо,Разглядишь ты всё в очках. (Окулист.)
 Мама - золотые руки-Шьет рубашки, платья, брюки, Папа, я, сестренка Света -Все с иголочки одеты! (Портниха) Мама может ставить банки, Мазать ссадины и ранки.Мама делает уколы Всем ребятам нашей школы. Мама лаской, добрым словом Помогает стать здоровым! (Медсестра)
 Нужно маме для работы На пюпитр поставить ноты.Маму только попроси - И сыграет: "Ми, соль, си!"Я скажу ребятам гордо:"Мама знает все аккорды!" (Музыкант)
 
Есть у мамы на прилавке
Куклы, мячики, булавки,
Обувь - справа, ткани - слева,
Чашки - на витрине.
Мама словно королева
В нашем магазине! (Продавец)
 В школе я ученый самый -
Повезло мне очень с мамой.
От нее узнают дети
На уроке все на свете.
Станут лучше и умней,
Справедливей и добрей. (Учитель)
Доброты, тепла, души
Мамочке не жалко.
Ждут мамулю малыши - Вася,
Маша, Галка, Паша,
Сеня и Марат -
Ждет ее весь детский сад! (Воспитатель)
Стихи о маминых профессиях
Тёплые вещи быстро и тихо
Шьёт для детишек мама-портниха.
Доит корову с утра спозаранку
В чистом загоне мама-доярка.
Зубки больные без всяких уколов
Вылечит мама – врач-стоматолог.
В детском саду очень много занятий.
Мама там няня и воспитатель.
В школе не меньше занятий. Смотрите:
Ставит оценки мама-учитель.
Из корешочка растить не устанет
Чудо-растение мама-ботаник.
Пишет в газеты статьи и записки
Мама-писатель и журналистка.
Вкусной колбаски достала с витрины
Мама, она – продавец магазина.
Плюшки и булочки кушать спешите!
Их испекла нам мама-кондитер.
Из самолёта прыгает с риском
Смелая мама-парашютистка. Сергей Михалков
А что у вас?
Кто на лавочке сидел,Кто на улицу глядел,Толя пел, Борис молчал,Николай ногой качал.
Дело было вечером,Делать было нечего.
Галка села на заборе,Кот забрался на чердак.Тут сказал ребятам БоряПросто так:
- А у меня в кармане гвоздь.А у вас?
- А у нас сегодня гость.А у вас?
- А у нас сегодня кошкаРодила вчера котят.Котята выросли немножко,А есть из блюдца не хотят.
- А у нас на кухне газ.А у вас?
- А у нас водопровод.Вот.
- А из нашего окнаПлощадь Красная видна.А из вашего окошкаТолько улица немножко.
- Мы гуляли по Неглинной,Заходили на бульвар,Нам купили синий-синий,Презелёный красный шар.
- А у нас огонь погас -Это раз.Грузовик привёз дрова -Это два.А в-четвёртых, наша мамаОтправляется в полёт,Потому что наша мамаНазывается пилот.
С лесенки ответил Вова:- Мама - лётчик?Что ж такого!Вот у Коли, например,Мама - милиционер.А у Толи и у ВерыОбе мамы - инженеры.
А у Лёвы мама - повар.Мама - лётчик?Что ж такого!
- Всех важней,- сказала Ната,-Мама вагоновожатый,Потому что до ЗацепыВодит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:- Разве плохо быть портнихой?Кто трусы ребятам шьёт?Ну конечно, не пилот.
Лётчик водит самолёты -Это очень хорошо.
Повар делает компоты -Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны.Мамы всякие важны.
Дело было вечером,Спорить было нечего.
                                            
Занятие: «Маленькая хозяйка большого чума». (6 класс)
Конспект занятия
Цель:
- закрепить представление о том, что такое семья, родственные отношения и обязанности членов семьи;
- познакомить детей с особенностями поведения мужчин и женщин в семье ханты;
- воспитать у мальчиков внимательное и уважительное отношение к женщинам, стремление оказывать посильную помощь, а у девочек заботливое отношение к людям, аккуратность.
Ход занятия
Сейчас я вам зачитаю стих. Слушайте внимательно
Холмы, перелески,Луга и поля — Родная, зелёнаяНаша земля. Земля, где я сделалСвой первый шажок,Где вышел когда-тоК развилке дорог.И понял, что этоРаздолье полей — Частица великойОтчизны моей.(Г. Ладонщиков)
Как вы понимаете слово отчизна? Что такое родина? А как называется наша родина?
Ответы детей
В Нижневартовском районе находится наш поселок.
Как называется поселок, в котором вы живете?
И сегодня мы с вами поговорим о жизни, быте коренных народов нашего края.
- Ребята, кто из вас знает, как называется наш округ?
(ХМАО).
А так он называется потому что здесь проживают коренные жители ханты и манси коренные жители это жители которые родились и живут в этой местности.
Поселение Хантов, называется - Стойбище.
Отношения в семье ханты регулировались строгими правилами, которые женщина должна была неукоснительно соблюдать. Ей запрещалось переступать через вещи, принадлежащие мужчине, надевать его одежду, садиться в мужские нарты. Система жестких правил должна была оградить женщину от мира духов и умерших, регулировала ее отношения с родственниками. Согласно этике семейной жизни женщины-ханты прикрывают лица от мужчин – родственников мужа, его отца и старших братьев. Входя в дом, где находится родственница, мужчина предупредит ее о своем появлении легким покашливанием, и за доли секунды до того, как он войдет, женщина сдвинет платок глубоко на лицо. Она не откроет его до тех пор, пока мужчина находится вблизи.
Традиционный дом ханты и манси чум - летнее и зимнее жилище, меняется лишь его покрытие. Летом оно из бересты. А зимой из оленьих шкур.
Территория стойбища и само жилище условно разделяется на мужскую и женскую части. Передняя часть дома, хозяйственные постройки, лабазы для хранения продуктов и одежды, печь для выпечки хлеба и место рубки дров считается территорией женской трудовой активности. Пространство за домом и место, где мужчина занимается строительством, считается его территорией, при этом пространство за домом, как и внутри дома у стены, противоположной входу, является священным и запретным для женщин детородного возраста. Установка чума, издревне была женской обязанностью. В центр ставился шест. По кругу к нему в наклон ставились жерди.
Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т. д. И я хочу, чтобы мы с вами тоже немножко чему-то научились. Мальчики сейчас у нас пойдут на охоту (кидание обруча на кеглю).
А девочки попробуют установить чумы, это будет наше небольшое стойбище. Давайте вспомним, с чего начинали устанавливать чум?
Посмотрите, в чуме горит огонь. Женщина была хранительницей очага.
А вы знаете, что огонь это для ханты имеет символическое значение. Символ огня - благопожелание - пусть огонь не гаснет в вашем чуме, то есть пусть никогда не закончится ваш род. Давайте все здесь разглядим. В центре чума разжигали костер. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани. Для чего ханты и манси разбирают и перевозят свои дома - чумы?
Ханты занимаются оленеводством, т. е. держат оленей. И поэтому им нужно постоянно передвигаться с места на место что бы искать новые пастбища для пищи оленей. А чем питается олень? Правильно, олень питается мхом который называется ягель. Олень кормит и одевает ханты а также служит средством передвижения. Сани, которые впрягают в упряжку оленей, называются нарты.
Мужчины занимались промыслом – это рыболовство. А женщины разделывали добычу, заготавливали и перерабатывали продукты промысла. Вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы - их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки. Все работы проводились на стойбище или недалеко от дома. Редкая женщина уходила больше чем на день из дома, и то, если это было необходимо для снабжения семьи.
Семья была патриархальной: главой семьи считался мужчина, счет родства велся по мужской линии. Дети при разводе оставались у отца. Однако женщина обладала в семье относительной свободой, имела возможность развестись. 
У нас сегодня было так много информации. Давайте в конце занятия разгадаем небольшой кроссворд.
1ч у 2м у ж 4с ч т 3л и ц о н й а б и 5ж е н щ и н а е По горизонтали: По вертикали:
1. традиционное жилье ханты (чум)
3. что закрывала при встрече с
родственниками мужа жена(лицо)
кто занимался обработкой
промысла (женщина) Кто был добытчиком в
семье (мужчина)
как называется традиционное
жилье ханты (стойбище)