«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ СЕМЕЙНОГО ТИПА»


КГУ «Детская деревня семейного типа села Кенжеколь»
Л.М.Скрынчук – мама-воспитатель, категория 2
ТЕЗИСЫ
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ СЕМЕЙНОГО ТИПА .»
с. Кенжеколь,
2015 г.
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества.
Б.П. Никитин, педагог-новатор.
В народе бытует такая поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Ссылаясь на нее, люди утверждают, что в детских домах проживают дети из социально неблагополучных семей, сколько с ними не возись, все равно ничего хорошего из них не выйдет. Но это мнение только тех, кто лично никогда не сталкивался с нашими детьми. Те, кто имел возможность пообщаться с ними, хорошо знают, что в детских домах воспитываются самые обычные дети, такие же, как все, но только в жизни им повезло чуть меньше.
В детской деревне семейного типа села Кенжеколь много талантливых детей. Для них созданы условия для полноценного обучения, воспитания и развития. Дети имеют возможность заниматься в кружках и творческих коллективах. Школьный период в жизни ребенка создает благоприятные условия для общения детей, обмена личностными интересами, реализуется потенциал развития ребенка, как познающего не только самого себя, но и окружающий мир. Детей объединяет желание быть значимыми и полезными.
В современной дидактике четко прослеживается стремление к воспитанию личности, небезразличной к творческой деятельности. Система воспитательной деятельности в нашей деревне ориентирована на развитие индивидуальности ребенка, на создание условий для формирования творческой личности, мы пытаемся уйти от репродуктивного обучения, стремимся развивать у воспитанников креативные способности. Эта работа имеет большое образовательное и воспитательное значение для детей. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию творческой активности, осуществлению нравственного воспитания, помогает ребенку самореализоваться. Именно поэтому часто прибегаем к сотворчеству в детском коллективе, что позволяет повысить результативность и качество деятельности детей, деятельности, которая становится привлекательной и необходимой.
Искусство играет огромную роль в формировании личности. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой идеал, соотносить ценностные ориентиры.
Целью является – развитие выразительной речи; формирование раскованного, общительного человека, с коммуникативными качествами личности, умеющего слушать и понимать.
Общим принципом воспитательной работы с детьми, является позитивное принятие наших воспитанников такими, какие они есть. Работа направлена не только на приобретение ребенком художественных умений и навыков, но и на формирование эстетического чувства, развитие способности творчески относиться к любому делу, навыков общения со своими сверстниками. При работе с детьми педагог старается соблюдать несколько основных правил:
не перегружать детей;
не навязывать своего мнения;
не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
предоставлять всем детям возможность пробовать себя в разных ролях.
Также выбирая материал для работы, педагог учитывает интересы детей и отталкивается от их возрастных возможностей, знаний и умений. Но в то же время он должен обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности детей.
Занятия и репетиции должны проходить в благоприятной, радостной атмосфере, когда ребёнок должен получать удовольствие от творчества. И тогда результат не заставит себя долго ждать. И конечной целью работы является воспитание и формирование личности думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.
Учитывая потребности и интересы ребят, мы вышли на создание в доме творческих выставок, галереи рисунков, домашних концертов.
Актуальность выбора темы:
коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и социально-психологической адаптации;
подготовка воспитанников к активной жизни;
усвоение культуры, социальных норм и ценностей;
привитие любви к своей земле и к своему народу, богатой и живой культуре;
Чувство свободы и раскрепощения;
воспитание активного, жизнерадостного человека;
поддержка положительных эмоций;
приобретение детьми дополнительного объёма знаний.
Почему именно это направление было выбрано?
Как известно творческое воспитание детей является одним из эффективных методов коррекции эмоционально – волевой сферы и социально – психологической адаптации.
Обращение к различным видам творчества способствует подготовке воспитанников к активной жизни, помогает усвоить элементы культуры, социальные нормы и ценности.
В наших буднях немало серого и невзрачного, но и красота все же есть, ее нужно только увидеть. А можно и создать, окунувшись в волшебный мир красок, увидев удивительное очарование цветка, листика, веточки. Наши воспитанники охотно занимаются с волонтерами в мастерской ремесел, в кружке «Веселая кисточка», познают уроки флористики, так как это позволяет им открыть в себе неведомые творческие возможности, оригинально и смело реализовывать свои идеи и фантазии.
Большой интерес у воспитанников вызывает декоративное творчество и создание аппликаций. Детьми создано много по-настоящему интересных работ. Горят яркими красками цветочные узоры, приковывает взор красота орнамента народного костюма, ковра, изумляют невиданные звери. А сколько любви и фантазии в поздравительных открытках, подарочных изделиях, которые созданы руками детей разными техниками изобразительного искусства. Ведь дети овладели техникой росписи батика, витража, умело используют пастель, восковые мелки, темперу, гуашь, акварель, графику.
Дети рисуют осень, весну, зиму, лето, и красота окружающего мира оживает новыми красками в изумляющих детских пейзажах, в трогательных натюрмортах. Заснеженные парки и бульвары, летние закаты и рассветы поражают новой красотой, увиденной детскими глазами и запечатленной на бумаге, стекле, ткани. Сотворчество взрослого и ребенка помогает утвердиться и поверить в свои способности и силы, в умение создать свое, ни на кого не похожее. Право творить! Наши волнтеры помогают юным Художникам увидеть в природе не только восхитительные сюжеты, но и богатейший растительный материал: цветы листья, семена. Засушенные, они зимой рождаются заново, пробуждая фантазию, позволяя создавать оригинальные картины, изысканные цветочные композиции. Эту сказку создают руки талантливых ребят, используя свою фантазию, только детству присуще умение видеть чудо во всем.
Хореография всегда была интересна молодому поколению. Танец дает выход энергии. Танцуя, дети реализуют определенные желания и мечты, тягу к эстетике, к прекрасному. Язык танца для детей более понятен, ведь не всегда прямым текстом можно сказать ребенку то, что является важным для него. Хореографические миниатюры сплачивают танцевальную группу, способствуют формированию взаимопонимания, обучают уверенному поведению, служат показателем групповой сплоченности. Танцуя в парах, дети учатся координировать свои движения с партнером. У каждого ребенка, когда он двигается в определенном рисунке группового танца или в сольной партии, достигая ритмичности и слаженности движений в группе и в сольном выступлении, укрепляется самооценка, а во всей группе создается позитивный настрой. Двигаясь в том или ином стиле танца, дети выявляют свой характер и настроение, становятся более ловкими и гибкими не только телом, но и душой, повышают работоспособность. И очевидно, что хореография также еще развивает и музыкальный вкус, слух, чувство ритма. Мы видим, как снимаются недетские реалии характеров наших ребят в творчестве движения, эстетике танца, музыке. И как горят глаза танцоров, светятся радостью лица оттого, что все получается, все удается.
Музыкальные способности детей зачастую проявляются уже в дошкольном возрасте. Проводимые домашние концерты способствуют этому. Музыка, помноженная на поэтический всплеск души, помогает заглянуть в душу другого человека, тоже страдающую или ликующую, но ищущую понимания. Песня воздействует на ребенка гораздо сильнее, чем долгие разговоры о том, как жить в ладу с самим собою, с людьми и миром.
Через музыку, пение дети учатся понимать красоту окружающего мира, стараются сами не разрушать созданное людьми, понимают, что красивыми могут быть не только вещи, но и сам человек, их создавший. Песня всегда ориентирует ребенка на самый высокий идеал, на самую высокую вершину нравственной красоты. Музыка учит звуками, гармонией. Прекрасно, когда подросток узнает в песне себя, ничем особо не примечательного, настоящего, простого. Музыка рождает особое состояние души, поднимает настроение, приоткрывая для всех что-то важное. Совместно с музыкальным руководителем мы разглядели в Милане и Мите Чижевских ростки вокальных способностей и ежедневными занятиями сумели вывести их на профессиональную сцену, как талантливых детей. На протяжении трех лет эти воспитанники были участниками и победителями городских региональных, республиканских конкурсов в номинации «Вокал». Они добились высоких результатов в своем творчестве — призеры международного конкурса «Ак когершин», призеры городских конкурсов «Балауса» и «Тан Шолпан», участники фестиваля близнецов.
Благодаря участию в различных творческих конкурсах и спортивных соревнованиях, воспитанники детского дома смогли побывать во многих городах нашей страны, познакомиться и подружиться со сверстниками. Дети понимают, что все в этой жизни нужно зарабатывать своим собственным трудом, поэтому знакомство с другими городами и странами для них не просто подарок, а награда за их тяжелый повседневный труд в творческих коллективах и спортивных секциях. А из поездок они возвращаются всегда немного усталые, но счастливые и гордые за себя и коллектив: не подвели свой детский дом, педагогов, свой город, свою Республику. Ведь очень большая ответственность ложится на их плечи.
Я бесконечно привязана к своим воспитанникам, отношусь к ним с большим доверием и точно знаю, что педагог — это самый нужный на Земле человек. А своим коллегам, особенно молодым, неопытным, иногда сомневающимся в правильности выбора своего пути, часто напоминаю слова Я.А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем» и добавляю «Все дети талантливы от природы — надо только увидеть и помочь им раскрыться»..
Дорогие коллеги! Изучайте особенности развития детей всеми доступными способами: через книги, фильмы, обобщение опыта педагогов и опытных родителей, потому что только так вы сможете накопить багаж педагогических знаний и научиться понимать вашего ребенка, выстраивать с ним конструктивные взаимоотношения.