План–конспект нетрадиционного занятия по психологии на тему Общение


Занятие с тренинговыми элементами
План–конспект нетрадиционного занятия по психологии на тему "Общение"
Тема занятия: «Общение».
Вид занятия: урок-путешествие.
Задачи:
знакомство с видами общения: вербальное и невербальное общение;
знакомство с понятиями «эмпатия» и «этические нормы»;
развитие личностной и групповой активности;
повышение познавательной активности;
воспитание позитивного отношения в общении.
Оборудование:  макет паровозика  «Общение», «проездной билет» – памятка-алгоритм  путешествия, магнитики.
План занятия:
1. Организационная часть – 3 мин.2. Основная часть – 24 мин.3. Завершение занятия – 3 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Здравствуйте,  ребята!
В начале нашего занятия давайте поздороваемся друг другом. Но сделаем это не совсем обычно, а используя жесты «приветствия разных народов».
Упражнение «Приветствие разных народов».
Во всех странах мира люди при встрече приветствуют друг друга, выражая этим доброжелательность. Приветствие сопровождается словами и действиями: рукопожатием, поклоном, целованием руки, снятием шляпы и т.д. (презентация)
Мы сейчас перед занятием будем приветствовать друг друга, и вы все должны использовать эти ритуалы, представляясь друг другу.
Варианты приветствия:
Протягивание руки  с открытым вверх ладонями, слегка наклоняясь, при этом кто постарше ложит  ладонь сверху. (Тувинцы)
Объятие и троекратное лобзание поочередно в обе щеки. (Россия)
Легкий поклон со скрещенными на груди руками. (Китай)
Простое рукопожатие и взгляд в глаза. (Германия)
Легкий поклон, ладони сложены перед лбом. (Индия)
Потереться друг о друга. (Эскимосская традиция)
Легкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам. (Япония)
Молодцы! Спасибо.
Давайте, продолжая изучать нашу сферу общения друг с другом, и ответим на такие вопросы.
Скажите пожалуйста, всегда - ли общение с другими бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
Нужно - ли учиться общению?
Как Вы считаете, для чего это нужно?
Обобщая сказанное вами, хочу отметить, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило не только радость, но и пользу.
Тема нашей сегодняшней встречи «ОБЩЕНИЕ».
 ЦЕЛЬ – знакомство с приёмами позитивного общения между людьми через путешествие, по путешествию паровозиком «Общение».Вы познакомитесь с  видами общения, новыми словами.
Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить виртуальное путешествие. Устройтесь удобнее. Закройте глаза и расслабьтесь. Внимание ваше растёт, вы как разведчики, всё замечаете и запоминаете. Голова мыслит ясно. Вы готовы отправиться в путь.Откройте ваши глаза.
Итак, мы отправляемся  в увлекательное путешествие на необыкновенном паровозике «ОБЩЕНИЕ», которой нет ни где, но у каждого из вас этот путь по своему  индивидуален и неповторим. Обратите внимание. Перед вами путь нашего путешествия. Как на любом пути есть станции, так и на  нашей карте они появятся. И все это мы сделаем с вами, по мере того, как мы остановимся на станциях «Вежливости», «Дружбы» и «Понимания».В целях экономии времени каждому из вас даётся «проездной билет» - алгоритм нашего путешествия. Наше путешествие будет проезжать по различным путям  и команда должна быть готова к различным испытаниям. Команда есть.  Давайте выберем капитана. Кто первый отгадает загадку, тот и капитан.
Загадки: 
1. Кто носит шляпу на ноге?У него одна нога, да и та без башмака. (Гриб)
2. Не король, а в короне,Не гусар, а при шпорах.На часы не глядит,А время знает. (Петух)
Молодец, наш капитан! Твое место на командном мостике, ты будешь помогать мне в оформлении пути.Мы подъезжаем к волшебной станции «Вежливости», на нем очень много путей.Я предлагаю вам вспомнить вежливые слова, которые вы используете в своей речи и нанести их на  нашему пути, это и будет наш путь.А для этого мы поиграем. Я бросаю мячик, а вы, поймав его, должны назвать вежливое слово, вернуть мяч мне, а капитан нанесет это слово на наш путь. Не забывайте, что вежливые слова произносят доброжелательно, глядя прямо в глаза.Ребята, посмотрите в свой проездной билет. Под цифрой один стихотворение. Давайте прочитаем его все вместе.
СЛОВА «ДО СВИДАНИЯ», «СПАСИБО»,«ПРОСТИТЕ», «ПОЖАЛУЙСТА»,«ЗДРАВСТВУЙТЕ» – ЩЕДРО ДАРИТЕ,БЕЗ НИХ НЕ ВОЗМОЖНО ПРОЖИТЬ.СЛОВА ЭТИ НУЖНО С УЛЫБКОЙ ДАРИТЬ.
Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении? Все ли они есть на наших путях? Вы справились с заданием, и теперь эта станция преобразился. Нравиться он вам? Есть что-то, что вы хотели добавить? А теперь в путь, к следующим победам!В вашем проездном билете под цифрой 2 есть таблицы, в которых зашифрована фраза. Вам необходимо расшифровать ее по принципу соответствия букв цифрам. Например, найдите цифру 1 в первой таблице – ей соответствует буква  (Д), а цифре 2?
2 18 6 19
20 12 7 4
10 8 1 14
15 5 16 9
13 17 3 11
РЕ Я Д
Е ЮПЗН О Д С
Я Ь В ЗТ Б У А
Напишите полученную фразу (Друзья познаются в беде).
Физминутка: Ребята, мы немножко устали, давайте отдохнем ( музыка: Летка-Енка).Молодцы! Спокойно сели.
Мы расшифровали фразу и оказались на станции «ДРУЖБА». Ребята а что такое «дружба»? Как Вы думаете? А можем ли мы дружить? А что главное в дружбе? Правильно! Дружба-это общение. Обратите внимание, в проездном билете под цифрой 3 перечислены качества, важные для нашего с вами общения. Давайте сейчас мы вместе будем внимательно читать их, а капитан наносит на  станцию «ДРУЖБЫ». Один из секретов успешного общения – это ЭМПАТИЯ, умение понять и почувствовать другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами. Это значит то, как мы чувствуем и понимаем другого человека. Например, вы приходите домой грустные, может быть вы получили двойку, а ваша мама посмотрев на вас сразу поняла, как вам плохо. Она обнимет вас, поговорит и сразу становится веселее. Кто ещё может привести пример. Всем понятно, что такое эмпатия?
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – способность не только чувствовать, но и показать друзьям свое хорошее отношение к ним. Вы добро желаете своим друзьям. Вам понятно?ТАКТИЧНОСТЬ – соблюдение этических норм при общении. Какое слово вам не знакомо? Наверное, этические нормы – это правила, которые нам помогают общаться и не обижать друг друга. (Не толкаться, не обзываться). Всем понятно?ОТКРЫТОСТЬ – способность открывать другим свой внутренний мир. Быть искренним в обсуждаемом вопросе, т.е. не обманывать.УМЕНИЕ СЛУШАТЬ – способность каждого из нас переключиться на другого человека, показывая ему свою заинтересованность.
Вот и станция «Дружбы» стал другим. Нравиться он вам?
Психогимнастика:
Ребята, вспомните, какие роскошные летом деревья.Все встали, потянулись. Мы с вами деревья.Выросли высоко-высоко.Подул ветер, пошел дождь (дети качаются),Выглянуло солнышко, стряхнули с листьев капли.Спокойно сели.
Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к станции «Понимания».
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению. Традиционно все средства общения делятся на: вербальные и невербальные. Обратите внимание на свой проездной билет, под цифрой 4.  К вербальным средствам относятся слова, которые мы произносим в процессе общения. К невербальным средствам – жесты, мимика, позы и дистанция. Команда делится на две группы. По правой части дороги группа при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажите профессию повара, зубного врача и окулиста. А группа по левой части дороги покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик. У вас все получилось. Скажите, как вы выполняли это задание: при помощи слов или жестов и мимики. Наш капитан уже наносит пути на станции «Понимания». Ребята, посмотрите, какое замечательное путешествие у нас получилось на паровозике «Общение». Весь путь наш был направлен на понимание общения. Давайте прочитаем в проездном билете, что такое общение. А капитан закончит оформлять наш путь путешествия.
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми.
Наше путешествие закончился, я надеюсь, что знания, полученные, на сегодняшнем занятии вы будете применять в своей жизни. Проездной билет остается у Вас и Вы можете им пользоваться.Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Что больше всего запомнилось? Почему? На какую станцию вам хотелось вернуться? Почему?Где было трудно вам, а где было легко?О чём ещё вам хотелось узнать?
И в завершении давайте пожелаем друг другу лучшие пожелания и доброго пути, помашем другу другу. По казахский: «Жолыңыз болсын!»
Спасибо ребята!