Урок классного часа Песни военных лет
Сценарий проведения классного часа
Тема:
«Песни военных лет»
Подготовила и провела:
Некрасова Г.А.
Классный час в общеобразовательной школе
Тема урока: «ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ»
Цель: познакомить учащихся с песнями, написанными в годы Великой Отечественной войны, с историей создания, композиторами, поэтами – авторами песен.
Задачи: воспитать чувство гордости и любви к стране, Родине, уважение к воинам, защищавшим мир от фашистской агрессии; познакомить учащихся с историческим прошлым через творчество композиторов и поэтов.
Оборудование: фортепиано, проектор, ноутбук, экран.
9 мая вся страна будет отмечать 70-летие Победы над фашистской Германией. Эта Победа далась с трудом не только силой оружия, мужеством солдат, рабочих, которые трудились на заводах.
Этот военный успех создавала и музыка. Она воодушевляла их на победу, помогала в тягостные дни, вселяя надежду. Музыка как никакое другое искусство сплачивало людей в едином эмоциональном порыве.
Тяжёлые военные испытания нашли отражения в разных произведениях композиторов, и самым оперативным жанром музыки стала песня. Песня вливала новые силы в уставших бойцов, принимала горечь поражения, потери боевых товарищей или радость победы.
На войне было сложено и пелось немало песен, где пелось о ненависти, боевых дорогах, об оружии, особенно распространены были марши. Это были нужные песни, просто необходимые слова, много сделавшие для фронта и тыла. Нов памяти истории закрепилась песня лирической «Землянки». Дата написания - ноябрь 1941 год. Место – землянка, совсем близко от столицы. В дни тяжёлых боёв там был наблюдательный пункт Западного фронта.
Поэт Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и совсем не писал стихотворение. Просто он сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли. Просто рассказал жене, где находится, о чём думает, какая погода, обстановка.
Письма в стихах были одним из весьма распространённых жанров во время Великой Отечественной войны. «Жди меня» поэта Константина Симонова. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» - обращение к автору землянки – это тоже письма.
Стихотворение «Землянка» распространилась значительно раньше, чем была написана музыка.
В 1942 году композитор Константин Листов сочинил мелодию к словам, которую все знали.
Звучит исполнение песни
Используется видеоряд
В июне 1941 года на Белорусском вокзале, в Москве бойцы готовились к отправке на фронт, их провожали новой песней. Мужественная сдержанность хватила всех присутствующих, песню пришлось повторить пять раз. Это была «Священная война», песня – символ сурового времени.
Поэт В. Лебедев – Кумач нашёл такие слова, что до нашего времени не утратили своего эмоционального воздействия.
Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что поэт В. Лебедев- Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки. Видимо замысел возник у поэта ещё в предвоенные годы, а за несколько дней до вероломного нападения, под впечатлением кинохроники, где показывались налёты фашисткой авиации на города Испании и Польши. Поэт занёс такие строки:
«Не смеют крылья чёрные над Родиной летать». Композитор А. Александров прочитал в газете стихотворение и на него слова произвели такое сильное впечатление, что сел тут же за рояль. На другой день на репетиции ансамбля «Песни и пляски» он объявил, что будет разучивать новую песню. В течение короткого времени песня быстро распространилась по всей стране, звучала по радио. Эмоциональное впечатление от песни до сих пор воздействует на людей, хотя прошло много времени.
Звучит песня. Используется видеоряд во время исполнения
В начале 1942 – года поэт Евгений Долматовский написал стихотворение «Танцы до утра», как говорят «с натуры»:
Воет вьюга на Осколе,
По реке скользят ветра
Говорят, сегодня в школе
Будут танцы до утра...
Композитору Марку Фрадкину стихотворение понравилось, и он сочинил навеянную им вальсовую мелодию. И он вспомнил рассказ военного летчика: находясь при фронтовой полосе (в деревне), они остановились и оттуда вдруг услышали звуки музыки – местная молодежь танцевала под старый патефон. Он подошёл ближе, и увидел девушку, одиноко стоящую в стороне. Лейтенант пригласил её на вальс. Разговорились, но тут же пришлось проститься – просигналил шофёр, пора в путь. С тех пор прошло много времени, молодой офицер, не может забыть эту девушку. Может об этом и написать песню? Работа шла успешно, и вскоре песня была готова. Осталось проверить её на слушателях. На всех остановках композитор брал трофейный аккордеон и исполнял офицерский вальс (в начале так называлась эта песня) перед бойцами из составов, спешивших на новый участок фронта.
Звучит исполнение песни. Показывается видеоряд
Композитор Евгений Жарковский написал песню «Прощайте, скалистые горы» на стихи поэта- воина Николая Букина, служившего тогда на полуострове Рыбачьем. Стихи воспевали скалистый полуостров, ставший последствии легендарным. Моряки назвали его «гранитным линкором». Он со всех сторон окружён водой, а с 4- ой залегли гитлеровцы.
Первыми песню запели солисты Ансамбля песни и пляски Северного флота, а затем она стала исполняться в Москве, на радио, напечатали её в издательстве, записали на грампластинку.
На Кольском полуострове есть памятник матросу- защитнику Заполярья: через каждые полчаса раздаётся рокот волн, и завывание северного ветра, а из него возникает мелодия «Прощайте, скалистые горы».
Исполняется песня. Показывается видеоряд
Вскоре после начала Великой Отечественной войны город Ленинград стал прифронтовым городом: строились рубежи обороны, эвакуировались в тыл страны заводы и фабрики. Было решено эвакуировать крупных деятелей литературы и искусства, которые по тем или иным причинам не подлежали призыву в армию. В этот список попал и В. Соловьёв - Седой. Как не доказывал он, что место его здесь, среди защитников города, ему было предложено выехать в город Чкалов (г. Оренбург). А пока он со своими товарищами, композиторами и писателями, работал в морском порту. Порт назывался «Лесной». В то время его причалы были завалены горами брёвен, что составляло большую опасность в случае бомбёжки, так как одна зажигательная бомба могла вызвать большой пожар, поэтому большие штабеля разбирали и складывали в маленькие, которые «зажигалка» не могла поджечь весь порт сразу.
20 августа 1941 года В. Соловьёв – Седой услышал в отдалении, на корабле, стоявшем на рейде как кто-то печально перебирал на гармоники лады. Композитор разыскал поэта Алексея Чуркина и предложил ему написать стихотворение, навеянное тихим вечером. Корабль, с которого доносилась гармоника, ушёл Теперь песня звучала на берегу. Пели её композитор и поэт. Это было прощание с Ленинградом. Завтра композитору предстояло отбыть вместе с эшелоном оперного театра. А 23 октября началась блокада Ленинграда. Прибыв в Оренбург, песня, исполненная Соловьёвым- Седовым потерпела неудачу: для сурового текущего момента песня не подходит_ слишком лирична (так рассуждали некоторые деятели искусства), но композитор не согласился. Артисты оперного театра, приехавшие с ним в эвакуацию уже пели «Прощай, любимый город» («Вечер на рейде»). В театре была создана фронтовая бригада, и вскоре она выехала в действующие части, имея в репертуаре новую песню. Слова песни записывались бойцами. И тут начал работать беспроволочный фронтовой телеграф человеческих сердец. Позже стали приходить сведения, что песня поётся подводниками- североморцами, её знают на Южном фронте, через кольцо блокады она возвратилась в свой родной город. В полдень городское радио объявляло о скудном пайке, который выдаётся сегодня, объявления были необходимы, так как люди были истощены, но были и жестокие дни, когда им нечего было сказать – никакого продовольствия не могло быть выдано. Об этом не объявляли, но по радио звучала песня «Вечер на рейде»: она брала на себя роль честного товарища, сигнализирующего о горькой правде.
Звучит исполнение песни
В 1942 году в Москву, с Брянского фронта прибыл молодой комиссар, он разыскивал поэтов и композиторов. Ему были нужны песни для партизан: «патроны и оружие мы отберём у врага, а вот песню как трофей не возьмёшь». Заказ партизан был передан поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу. Над песней работали очень долго, а когда она была готова, её некому было сдавать – комиссар отбыл на фронт, но обстоятельства складывались удачно: поэта командировали на Брянский фронт и композитору разрешили лететь вместе с ним. И опять удача: через линию фронта, к партизанам, летел самолёт. И в 25 – летие Октябрьской революции, в партизанской землянке, на окраине сожжённой деревни, была спета песня.
Песня «Шумел сурово брянский лес» считается народной, поэт и композитор не возражают против такой легенды.
Звучит исполнение песни. Показывается видеоряд
В победные весенние дни 1945 года было сочинено стихотворение поэта Цезаря Солодаря под впечатлением от всего виденного им в Берлине. Возвратившись в Москву, сдав по назначению материал, который он как военный корреспондент привёз в редакцию одной из газет, заглянул к композитору Дмитрию Покрассу и познакомил его с набросками своего стихотворения. Композитор начал сочинять мелодию, а брат его, композитор Даниил Покрасс, сочинил аккомпанемент. По воспоминаниям поэта, на оживлённом перекрёстке немецкой столицы лихо орудовала флажком юная регулировщица в пилотке. Вдруг послышался цокот копыт, и мы увидели приближающуюся конную колонну. Молодые конники щеголяли в кубанках набекрень. Это были казаки кавалерийской части, начавшие свой путь в заснеженных просторах Подмосковья в декабре 1941 года. Чётким взмахом флажков и строгим взглядом, она преградила путь машинам и тягачам, остановила пехотинцев и затем, улыбнувшись молодому казаку, задиристо крикнула: «Давай, конница! Не задерживай!» Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: «Рысью!» И, командир, прежде чем двинуться в путь, обернулся и на прощание махнул регулировщице. Песня выражала радость Победы.
Звучит исполнение песни
Мелодии этих песен будут звучать в лирической композиции «Дороги войны». Композитор Анна Колтунова написала сочинение на темы песен военных лет для фортепианного ансамбля в 4 руки.
В своём предисловии к сборнику А. Колтунова пишет: «...Песни войны родились в ответ на ненависть Но в них нет жестокости. Они полны тепла и нежности. Но в этой простоте столько глубокого и искреннего чувства, что слушать их равнодушно невозможно ... Песни напоминают нам о том, что человек пришёл в этот мир для добра и любви». Заканчивать цикл будет песня мирного времени «Широка страна моя родная». Эта песня создавалась для фильма «Цирк». Вовремя сочинения было написано 35 вариантов, и только 36 оказался удачным. Ощущение удачи овладело всеми слушателями. Песня стала событием в жизни народа.
Исполняется лирическая композиция «Дороги войны» А. Колтуновой
В заключении нашего урока – концерта желаю всем слушателям любить Родину, быть патриотом своей страны и помнить о тех, кто сражался за нашу мирную жизнь, чтобы мы спокойно могли творить.
15