Разработка урока по русскому языку на тему: Наречие как часть речи (4 класс)


Пояснительная записка к уроку
1 ФИО (полностью) Атакишиева Людмила Анатольевна2 Место работыМБОУ «СОШ№1 города Новоалтайска Алтайского края»
3 ДолжностьУчитель начальных классов4 ПредметРусский язык5 Класс4г
6 Тема и номер урока в теме Наречие как часть речи. 1 урок
7 УМК «Школа России»
8 Базовый учебникУчебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 4 класс - Ч. 1, 2. –М.: Просвещение 2011
2 .Канакина В.П. Русский язык Рабочая тетрадь 4 класс – Ч.1, 2. –М.: Просвещение 2011
9 Цель урока: Сформировать у учащихся представление о наречии
10 Задачи: Образовательная:
определить совместно с учащимися, что такое наречие;
обратить внимание на роль наречий в предложении;
формировать опыт различения разных частей речи
Развивающая:
способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы);
Воспитательная:
формировать потребности к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению русского языка; создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре, группе.
11 Тип урока: Открытие новых знаний
12 Используемые технологии:
Технология проблемно - диалогического обучения; ИКТ; ТРКМ.
13 Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический, исследовательский.
14 Используемые формы организации познавательной деятельности:
беседа, фронтальная работа, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах
15 Используемые приемы ТРКМ: кластер, таблица «лист самоконтроля», толстые и тонкие вопросы.
Технология проблемно-диалогического обучения: прием «с удивлением», прием «с затруднением».
ИКТ: слайдовая презентация.
16 Необходимое техническое оборудование:
Проектор, компьютер, экран17 Авторский продукт:
Презентация создана с использованием Интернет - ресурсов
18 Прогнозируемый результат:
регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);
познавательные (общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
логические: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
19 Ожидаемый результат:
Дети должны к концу урока уметь различать наречия и ставить к ним вопросы.
20 Структура урока:
Организационный момент (2-3 мин)
Актуализация знаний (4-5 мин)
Постановка учебной задачи (4-5 мин)
Открытие нового знания (7-8мин)
Первичное закрепление (4-5мин)
Самостоятельная работа (4-5мин)
Включение нового знания в систему знаний и повторение ( 7-8мин)
Рефлексия (2-3мин)
Задание на дом.
План урокаЭтап урока ЦельСодержание взаимодействия с учащимися Методы и приемы работы ФОУД * Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
I. Орга-низа-цион-ный момент
Про-верка го-тов-ности уча-щих-сяНу-ка всё проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь оценку «пять»? Ф Привет-ствует обучаю-щихся, проверяет их готов-ность к уроку. Привет-ствуют учителя. Проверяют свою гото-вность к уроку. Регулятивные:
- нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
II. Акту-ализа-ция знаний
1.Чис-тописа-ние.
Раз-витие орфо-гра-фи-чес-кой зор-кости Загадка:
- А какую букву будем писать догадайтесь. Она есть в слове отгадке
а) - У нас в гостях звук, который содержится в начале отгадки этих строчек:
Кто один имеет рог? Угадайте (носорог)
- Какой это звук? Дайте ему характеристику.
б) Работа в тетради: н, но, на, ни, не, ну
в) Вспомните и напишите слова, которые начинаются со звука [Н] или содержат его (народ, направо, медленно, вагон, интересный,)
Учащиеся записывают слова в тетради и на доске, зажигают огоньки, показывая опасные места (орфограмму) с помощью цветных магнитов.
Показ учителем на доске
НнНаблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. Повторе-ние. И Указывает объект наблюде-ния. Выполняют упражнение в тетради. Обосновы-вают выбор написания.
Учащиеся записывают слова в тетради и на доске, зажигают огоньки, показывая опасные места (орфограмму) с помощью цветных магнитов.
Регулятивные:
- умение осуществлять действие по образцу.
Познавательные:
- постановка и решение проблемы.
Коммуникативные:
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске ранее приобретённых знаний.
2. Сло-варно-орфо-графи-ческая работа. Слайд №4
Подумайте и вставьте в слова нужные буквы.
Сентябрь, аккуратно, хорошо, тетрадь, рисовать, лёгкий, медленно, русский,
морозный, обедать, пенал.
Распределите слова по группам в зависимости
от изученных частей речи
Запишите их .Какие слова распределили в 4 группу? Почему? Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. Работа по плану урока. Работа у доски. И
Ф Органи-зует диа-лог с уча-щимися, в ходе ко-торого конкрети-зирует понятие «наречие». Записывают слова в тетради, выделяют орфограм-мы, выпол-няют фоне-тический разбор. Самопро-верка. Оценка лесенкой. Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.
Познавательные:
- постановка и решение проблемы.
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов.
Коммуникативные:
- умение ясно и чётко излагать своё умение выстраивать речевые конструкции.
III. По-станов-ка цели и задач урока. Моти-вация деятельности. Под-веде-ние детей к фор-ми-рова-нию темы и по-ста-новке задач урока - Ребята, сформулируйте тему урока.
(Слайд №6)
- Сформулируйте цель урока (Слайд №7)
Чтобы более точно сформулировать тему урока, попробуйте из букв составить слово (Слайд № 8)
- Назовите слово, которое у вас получилось?
- Какие вопросы возникли по теме урока?
(Слайд №11) Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. .Ф
Органи-зует диа-лог с обу-чающи-мися. Подводит детей к формули-рованию темы уро-ка и постанов-ке задач. 1). Слуша-ют. Делают выводы. Решают поставлен-ную проб-лему.
2). Запись слов. Выявляют лишние слова.
3).Форму-лируют тему урока.
- Слова, которые отвечают на вопрос как?
- Слова, в которых на конце пишется буква о.
1.Открыть новую часть речи.
2.Выявить основные признаки наречия. 3.Сформули-ровать определение.4. Научиться находить в тексте и устной речи наречия и записывать их.
5.Для чего нужно знать эту тему?
- Наречие
- Что такое наречие?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется?
- Каким членом предложе-
ния является?
- Зачем нам нужно знать и применять наречия в жизни?
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать побольше.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
IV. Первичное ус-воение новых знаний.
1). Под-бор вопросов к словам, которые являются наречиями..
Про-верка пони-мания спо-соба дейс-твия. На какие вопросы отвечает наречие?
(Слайд №13)
- Выполнив задание на слайде № , вы найдете ответ на вопрос.
- Сделайте вывод.
Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. Г П И Органи-зует диа-лог. Даёт задание. Уточняет правило. Нацели-вает на выводы, на какие вопросы отвечает наречие, как изменяется, каким членом предложения является наречие. Нацели-вает на работу с толковым словарём. Записывают слова, к словам в каждой строчке ставят вопросы, де-лают выводы, читают правило на слайде № , сравнивают со своими ответами. Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение; доказательство; умение работать со словарём; умение добывать информацию самостоятельно.
Регулятивные:
- составление плана и последовательных действий.
Личностные:
- знание основных моральных норм работы в паре. Справедливо распределять обязанности, взаимопомощь.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
2) Работа с толко-вым слова-рём. - Докажите, что данные слова можно отнести к теме нашего урока. Поиско-выйП 3)Работа по карточ-
кам в паре. Как изменяется наречие?
Выполните задание
1 ряд
1. Просклоняйте словосочетание яйцо всмятку.
2. Сделайте вывод об изменении наречия по падежам.
2 ряд
1. Проспрягайте словосочетание говорить громко.

2. Сделайте вывод об изменении наречия по лицам и числам.
3 ряд
1. Измените словосочетание работать хорошо по временам и по родам .
2. Сделайте вывод об изменении наречия по временам и по родам.
Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. Г 4) Работа над предло-жением5) Работа с учебником Каким членом предложения является наречие? (Слайд №17)
Крупная полярная сова яростно нападает
на песца, ловко увёртывается от зубов
хищника.
(Слайд №20) И
Ф Обращает внимание на правило в учебнике. Записывают предложение под диктовку, объясняют написание изученных орфограмм,
выполняют синтаксичес-
кий разбор предложения.Рефлексия.. V. Пер-вичная провер-ка по-нимания урока.
1). Письмо
предло-жения с коммен-тирова-нием. Раз-витие уме-ния рас-поз-на-вать части речи. (Слайд №22)
Однажды утром появилось солнце.
Наблю-дение. Доказа-тельство. Рефлексия. И П Ф Г Даёт установку на распознавание частей речи в предложе-нии. Обращает внимание на орфо-граммы. Объясняют написание слов. Записывают предло-жение. Взаимо-проверка тетрадей. Рефлексия. Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, используя интерактивную доску.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказание помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
V.Пси-хофи-зическая тре-ниров-ка.
Релак-сацияРебята, повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. Словес-ный, работа в парах. П Органи-зация психо-физичес-кой тре-нировки. Выполнение упражнения для релаксацииКоммуникативные:
- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Гим-настика для глаз. Сня-тие уста-лости с глаз. Просмотр мультимедийной презентации. Просмотр презента-ции. Г Органи-зует вы-полнение гимнастики для глаз. Выполняют гимнастику для глаз по упражне-ниям пре-зентации. Работа с учеб-ником. Вы-явле-ние
наречий среди дру-гих частей речи. Чтение текста упражнения.
- Являются ли эти слова наречиями? (Дети приходят к выводу, что это наречия).
Беседа о правилах без-опасного поведения в зимнее время года на улице. Словес-ный, упраж-нения, работа с учебни-ком. Г Состав-ляет диа-лог. Подводит к выводу. Организует беседу о правилах без-опасного поведения .Выписы-вают слова. Делают вывод. Вступают в беседу. Регулятивные:
- умение адекватно воспринимать оценки.
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
- уметь различать наречие от других частей речи.
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной осознанной самооценки;
- испытывать гордость за свою страну.
Коммуникативные:
- управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий);
- владение монологической и диалогической формами речи родного языка;
- уметь оказать помощь товарищам.
VII. Первичное закреп-ление.
1)Творче-ская работа. Раз-витие речи уча-щих-ся. Уме-ние сос-тав-лять связ-ный ответ Назови пять дней недели, не употребляя чисел и названий дней. (Слайд №26)
- Что общего в этих словах?
- Докажите, что эти слова – наречия.
Анализ, наблю-дение, просмотр. Г Нацели-вание на работу. Работа в группах. Составление ответа.
Выделение наречий. Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого характера.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, принимать решение;
- выбор главного в групповой работе.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству;
- оказание помощи;
- развитие творческих способностей;
- умение слушать и слышать.
2). Игра «Редак-
тор»
3) Блиц-опрос. Наречие – это ________________, которая
отвечает на вопросы ________________________, в предложении обычно является ________________.
(Слайд №29) Инструк-таж, сло-весный. И Ф
Восста-новите текст, добавив нужные слова. Произвоят предва-рительную оценку ра-боты. Записывают слова, сверяют с записями на доске, ставят констати-рующую оценку себе. Регулятивные:
- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений, доказательства;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Личностные:
- оценивание усваиваемого содер-жания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем.
VIII.За-ключи-тель-ный.
1). Под-ведение итогов.
2). Реф-лексия. Под-веде-ние ито-гов. Уме-ние выде-
лить глав-ное. Обес-
пече-ние по-зитивного на-строя. - Что для вас на уроке было самым интересным?
- С какими трудностями столкнулись?
- Есть ли вопросы, на которые вы не получили ответа?
- На эти и другие вопросы мы обязательно ответим на следующих уроках, узнаем о наречии еще много нового и интересного.
Оцените свою работу на уроке Рефлексия. Контроль-
но-оце-ночная деятель-ность. Ф И Подвести учащихся к подведе-
нию итогов урока. Обеспе-чить по-ложитель-
ную реакцию учащихся на уроке. Подведение итогов. Получают позитивный настрой от урока.
Работа с листками самооценки.
Я доволен своей работой - +
Мне было трудно – V
У меня есть еще пробелы в знаниях - ? Регулятивные:
- оценка-осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль.
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
- проявлять активность в деятельности.
IX. До-машнее заданиеПо выбору
1. Из словаря выписать 10 слов-наречий.
2.Создать в группе презентацию по теме «Наречие».
3. Творческое задание: составить синквейн по теме «Наречие».
- Вы сегодня плодотворно поработали на уроке, показали, как вы умеете дружно и сплоченно работать в парах, группе.
Урок наш окончен и вы-полнен план. Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно, усердно трудились! И знания ваши, нам всем пригодились.
Условные обозначенияФОУД* – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Лист самоконтроля.
Фамилия, имя
Проверка д/з. Словарная работа Приём «Кластер». Части речи Этапы исследования по новой теме. Работа по учебнику (правило) Работа в группах Итог моей работы
Приложение 1
Я доволен своей работой - +
Мне было трудно – V
У меня есть еще пробелы в знаниях - ?
Приложение 2
Распределите слова по группам в зависимости от изученных частей речи
Сентябрь, аккуратно, хорошо, тетрадь, рисовать, лёгкий, медленно, русский, морозный, обедать, пенал.
Имя существительноеИмя прилагательноеГлагол?
Распределите слова по группам в зависимости от изученных частей речи
Сентябрь, аккуратно, хорошо, тетрадь, рисовать, лёгкий, медленно, русский, морозный, обедать, пенал.
Имя существительноеИмя прилагательноеГлагол?
Приложение 3
Рассказ о наречии
Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские «грамматисты» назвали её точно также.
Приложение 4
1 ряд.
Памятка-алгоритм.
1. Название части речи.
2. На какие вопросы отвечает.
3. Что обозначает.
4. Роль в предложении.
5. Как изменяется.
________________________________________________________________________________________________________________
Задание. РАБОТА В ПАРАХ.
1. Просклоняйте словосочетание яйцо всмятку.
И. п.________________________________________
Р. п._________________________________________
Д. п._________________________________________
В. п._________________________________________
Т. п._________________________________________
П. п._________________________________________
2. Сделайте вывод об изменении наречия по падежам.
2 ряд.
Памятка-алгоритм.
1. Название части речи.
2. На какие вопросы отвечает.
3. Что обозначает.
4. Роль в предложении.
5. Как изменяется.
________________________________________________________________________________________________________________
Задание. РАБОТА В ПАРАХ.
1. Проспрягайте словосочетание говорить громко.
Ед. число
1 лицо. Я________________________________________
2 лицо. Ты________________________________________
3 лицо. Он_________________________________________
Мн. число
1 лицо. Мы_________________________________________
2 лицо. Вы_________________________________________
3 лицо. Они. _________________________________________
2. Сделайте вывод об изменении наречия по лицам и числам.
3 ряд.
Памятка-алгоритм.
1. Название части речи.
2. На какие вопросы отвечает.
3. Что обозначает.
4. Роль в предложении.
5. Как изменяется.
________________________________________________________________________________________________________________
Задание. РАБОТА В ПАРАХ.
1. Измените словосочетание работать хорошо по временам и по родам .
Наст. вр. (что делаю?)_______________________________________
Пр. вр. (что делал?)________________________________________
Буд. вр. (что буду делать?)___________________________________
По родам.
Ж. р. (она)_________________________________________
М.р. (он)_________________________________________
Ср. р.(оно) _________________________________________
2. Сделайте вывод об изменении наречия по временам и по родам.
Приложение 5
Лестница успехаУверен в своих знанияхВ основном уверенНужно ещё повторитьНуждаюсь в помощио. Удовлетворенияо. Грустио. Знанийо. Радости