Урок по рассказу В. Распутина Век живи — век учись


Тема урока: «В. Г. Распутин «Век живи – век люби».
Цели:
Выявление художественной идеи рассказа - утверждение чувства единства с миром любви как первоосновы мироздания.
Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы
Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов:
Ход урока
Рассказ о В. Г. Распутине (индивидуальное сообщение учащегося)
Анализ отрывка повести В. Распутина «Век живи – век люби»
Слово учителя.
Впечатления детства навсегда остаются в душе любого человека, а особенно в душе художника. Подобные мысли В. Распутин выражал неоднократно:”Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо”.
Такой памятью сердца и сопереживанием наделены герои произведений В. Г. Распутина.
В. Что поражает Саню в лесу?
Человек в рассказах В. Распутина – существо , себя самого удивляющее тем, что в нём сокрыто.
Стечение удачных для него обстоятельств герой рассказа, Саня, остаётся совсем один в деревне, обретает хоть на какое-то время столь желанную полную самостоятельность. Его берет с собой в дальнее, заповедное место тайги на сбор голубицы мужик Митяй. С ними же идет и некий дядя Володя. Этот поход стал для героя рассказа чудным мгновением открытия мира в его живой, многоликой и таинственной полноте, а через мир – и самого себя.
Выразительное чтение фрагмента рассказа от начала до слов «…если ли в нем и достаточно ли того, что есть, для какого-то исполнения».
Определите значение слова поддувно в контексте фразы:»Костер<…> принялся поддувно и сердито завывать».
Поддувно- от слова дуть. От сильного ветра огонь начинает разгораться.
Найдите строчки, в которых передано восхищение красотой ночи ,ощущение ожидания необыкновенных событий, которые должны непременно произойти.
Лексическая работа
Объясните значение слова предел.
Какие чувства испытывает Саня? Найдите строчки, содержащие ответ на вопрос.
Слово учителя
Пятнадцатилетний Саня только начинает осознавать себя как личность. Юный герой пытается найти ответы на волнующие его вопросы, остро переживает момент своего самоопределения. Что он за человек? Какова же его природа, зачем он явился на землю и что такое мир , где он оказался? Вечные вопросы, но для Сани они первые, только в нем возникшие, и разрешить их нужно именно ему и для себя. Пока герой не находит ответа , но Саня верит – разгадка близко.
Выразительное чтение от слов «Дождь опять стал примолкать, «во вздымающемся воздухе ощутимо донесся запах багульника и кедровой смолы…» до слов «Напряжение и ожидание исчезли…».
Почему Сане показалось, что «тьма единым широким вздохом вздохнула печально»?
Лексическая работа
Возвеченному -звучащему в веках.
Слово учителя
Такое состояние русский поэт Ф.И.Тютчев определил как « все зрящий сон»: исчезают краски, заботы , общее оглушение дня , отключается дневное сознание – и человек погружается в состояние особого покоя, «бездействие глубокое». Такой « всезрящий сон» дает более чем простое бодрствование: в нем чутче слышится скрытая жизнь мира.
Выразительное чтение учащимся стихотворения Ф.И.Тютчева «Видение».
Есть некий час, в ночи, всемирного молчания,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мироздания
Открыто катится в святилище небес.
Тогда густеет ночь, как хаос на водах,
Беспамятство , как Атлас , давит суши…
Лишь музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!
Какие чувства испытывает Саня утром? Найдите строчки, содержащие ответ на вопрос.
Лексическая работа
Определите значение слова звездчато.
Выразительное чтение от слова «От избытка счастья Саня сладостно в нем , чтобы увидеть и понять?».
Нашел ли герой разгадку тайны, которая мучила его ночью?
Какие слова передают смятение души героя?
Лексическая работа
При всем мучении этой неопределенность распутинского героя посещает сомнение: не лучше ли она, чем преждевременная, самодовольная определенность : «Нет , слишком велик и ничему не подвластен, слишком вышен и всеславен был он , этот день, чтобы поддался он хоть какому- нибудь умственному извлечению из себя».
Слово учителя
При всем мучении этой неопределенностью распутинского героя посещает сомнение: не лучше ли она , чем преждевременная, самодовольная определенность: « Нет ,слишком велик и ничему не подвластен, слишком вышен и всеславен был он, этот день, чтобы поддался он хоть какому-нибуть умственному извлечению из себя».
Лексическая работа
Вышен и всеславен-исполнен значимости , значимости , великолепия.
3.Итоги урока.
Что увидел и почувствовал Саня в таежном лесу? На основании своего ответа сделай вывод о характере мальчика.
Подросток проникает в настоящий первозданный храм Природы, где ему, чуткому. сознательному, чувствующему созданию, она открывает свою настоящую жизнь, во всех сменах блистательных декораций, от утра, полдня, до вечера и ночи. Саня – идеально чист душой, и мир вливается в него в своей истинной красоте и величии.
Выразительное чтение фрагмента произведения от слов «И когда на обратном пути…» до конца.
В. В каких словах переданы ощущения Сани? Подберите синонимы к этим словам.
Восторг – восхищение, упоение.
Непереносимо-сладкая боль – томление.
В. Что заставляет Саню удивиться?
Найдите в тексте строчки, содержащие ответ на вопрос:
«Увидев, что дядя Володя направляется к шалашу, Саня пошёл вслед за ним и хотел высыпать из своего бидона в его далеко не полный горбовик, но дядя Володя неожиданно грубо и резко не позволил. Саня, очень удивлённый, отступил и поставил бидон на землю рядом с рюкзаком».
Герой удивлён грубым и резким отказом дяди Володи.
Лексическая работа: Горбовик – корзинка для сбора ягод.
Слова учителя.
Как только все трое вышли из заповедных мест тайги, то и природа как бы свернула роскошный покров своего пиршества. «И тут-то на этом новом фоне особенно отчётливо дошли до слуха Сани неразборчивые и недружелюбные голоса дяди Володи и Митяя».
Оказалось, всю ягоду, которую с таким азартным проникновением в «живое и чувственное рукоделье» сбора он набрал, надо выбросить: в оцинкованном ведре она вся отравленная, негодная. Дядя Володя это заметил сразу, но из какого-то странного злорадства не предупредил паренька. Всё перевернулось в душе юноши, был он и вознесён и восхищён, и повержен и оскорблён. Мир обернулся своей гадкой стороной. Может, самого дядю Володю когда-то так же, или ещё более жестоко, в своюё время проучили.
Спит Саня в эту ночь уже дома, и во сне звучат в нём разные голоса. И слышит он в их хоре не только те, какие ему знакомы и ведомы, но… «один голос произнёс такое, такие грязные и грубые слова и такие привычно-уверенным тоном , чего в нём не было и никогда не могло быть. Он проснулся в ужасе: что это? Кто это? Откуда в нём это взялось?» Этим вопросом заканчивается произведение.
В. Почему повесть В. Распутина называется «Век живи – век люби»?
Это название звучит как наказ автора беречь в себе доброе отношение к людям и миру вопреки всем невзгодам.
Домашнее задание.
Прочитать статью о С. А. Есенине.
Подготовить слайдовую презентацию о Константиноке – родине Есенина.