Моя философия воспитания. Век живи — век учись жить. Рассуждения по воспитанию детей, приобщение их к народным, русским корням через литературу.
Моя философия воспитания. Век живи - век учись жить.
Я всегда знала, что буду воспитывать и учить детей. В далёкие советские времена меня ещё в школе заинтересовал вопрос, о том, почему религию называют опиумом для народа. Неужели так глуп народ – это миллионы - то людей. Из них столько талантливых прекрасных поэтов, учёных, педагогов, художников. Стала изучать сказки, былины, знакомиться с обычаями нашего народа и других стран, старинными праздниками и наконец, познакомилась с Библией, расспрашивала родственников о том, о чём они ещё помнили. Сколько же было удивления, когда поняла, что наши коммунистические идеалы выведены по этим же принципам: самоотверженность, честность, любовь, преданность, совесть, доброта. Но духовное начало стало постепенно выдавливаться предметами интеллектуального направления. А в период перестройки вообще стало «не модно» говорить о духовно - нравственном аспекте. Родители пытались просто выжить и накормить детей. Таким образом, целое поколение «выпало» и перестало понимать, что такое духовное образование. Дети, воспитанные на западных программах, компьютерных играх, рекламах и фильмах, вырастили в себе эгоистически - потребительское отношение к окружающему миру. А ведь сегодня их детей мы и учим.
Хорошо, что в некоторых семьях ещё остались свои традиции в воспитании и не всё нынешнее поколение утеряно. Ребенок ведь с рождения бессознательно копирует поведение и реакции родителей, их манеру общения. И если родители любят и ценят друг друга, если они проявляют уважение к своим родителям, то и дети вырастают благодарными людьми. Именно в семье формируется культура поведения, в семье человек получает представление об обществе, о взаимоотношениях между людьми. Школа же даёт направление помогает и расширяет эти представления.
Сегодня необходимо использовать опыт прошлых лет учитывая декларацию прав человека 1948 года, закрепляющую за человеком право на духовное совершенствование. Настоящее образование не может быть без образования духовного. И это практическая работа, а не теоретическая. Детям надо дать правильное понимание духовно - нравственных законов и правил жизни. Помочь им развить внутреннюю духовную силу, чтобы жить согласно этим законам.
А использовать на уроках можно богатство нашего фольклора: сначала сказки, здесь зашифрованная информация поведения в современном мире – «сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», на сказки поставлены хорошие мультфильмы советского периода. Затем, можно познакомить с обычаями, пословицами и поговорками типа «посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу » и т. д. Притом брать полные версии пословиц: «Век живи - век учись жить», а не « Век живи - век учись», «От работы кони дохнут, а люди крепнут», обычно последние 2 слова не берутся во внимание и смысл меняется полностью. Объяснять данный материал не поверхностно, а на уровне закона: что ты миру, то мир тебе.
Я работаю с детьми с ограниченной умственной возможностью, и конечно не будут они интеллектуалами, но стать порядочными людьми, достойными гражданами своей страны они могут. В прошлые времена образование давалось как духовное, так и мирское. Духовное ставилось на первое место и только потом осваивалось мирское – была полная гармония. Для предостережения от перекоса остались емкие, короткие «мудры»: «Ума палата - да ключ утерян». Не об этом ли предостерегали нас предки.
Ребёнка экзамены ждут на каждом шагу, море соблазнов и, чтобы не потерять себя необходимо в любой ситуации оставаться человеком. Именно этому и надо учить детей, чтобы они стали хорошими достойными людьми. Человек в становлении всю жизнь. Природа не дала людям готовую формулу хорошего или плохого человек – это лишь опыт. Таковыми люди становятся, и это зависит от того, чему мы их учим.
Учитель начальных классов 1 категории коррекционной школы 8 вида САбирова Ирина Вячеславовна
15