Совместная образовательная деятельность Подводный мир (Подготовительная группа)
Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе. Тема «Подводный мир».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Цель: Систематизировать знания детей о море и морских ракушках.
Программное содержание:Обучающие задачи: - продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях моря, их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении;- познакомить детей с полезными свойствами морской воды;- ввести понятия – «батискаф», «рыба камбала», «кораллы», «коралловые рифы», «рапан», «каури» - обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: модель Земли, морские обитатели, кристаллы, названия океанов и морей.Развивающие задачи:- развивать познавательные процессы;- развивать внимание и наблюдательность;Воспитательные задачи:- воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов;- воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания. Материалы и оборудование: - коллекция ракушек;- иллюстрации с изображением морских обитателей;- глобус;- кристаллы морской соли;- аудиозапись «Шум моря»;Предварительная работа. Рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях.
Ход занятия.
Воспитатель: Все мы очень любим отдыхать на море. Мы купаемся в море, загораем, перебираем камушки, ищем ракушки, собираем их. А возвращаясь, домой привозим среди воспоминаний, хорошего настроения, загара, сувениров, маленькие ракушки, которые напоминают нам о море.
Я привёз в подарок с югаЛучший сувенир для друга:Не открытку, не игрушку,А красивую (ракушку).
Воспитатель: - Ребята, мы с вами собрали коллекцию ракушек. И сегодня мы пригласили гостей, чтобы показать им свою коллекцию и рассказать о жителях морского дна. Какие красивые ракушки! Если взять ракушку и поднести к уху, что можно услышать?
Ракушки с виду безделушки,
Но ты прислушайся, замри.И ты услышишь, как в ракушкеЗвучит мелодия внутри.Как будто в ней, не умолкая,Гудит упругая струна.И эта музыка морскаяВ ракушке день и ночь слышна
Воспитатель: - Рассмотрите ракушки. Откуда они появились, где их место обитания? Для чего они на морском дне? (Они могут служить домиком для улиток и некоторых других морских животных).
Воспитатель: - Да, в таких домиках некоторые морские обитатели могут спрятаться от врагов и плохой погоды.
Воспитатель: - Где лежат ракушки?
Ответы детей: (Ракушки лежат на дне озёр, морей и океанов, иногда прикрыты песком или морскими растениями, лежат неподвижно, будто спят).
Воспитатель: - Какую форму имеет ракушка?
Ответы детей: (Необычную, причудливую)
Воспитатель: - Правильно. А таят они в своих изгибах..
В прорезь раковины узкойУкрываются моллюски,Чтоб никто из рыб морскихНе пытался скушать их.Под скорлупкой перламутраНет ни вечера, ни утра.Безопасный полумракБережёт от ссор и драк.У себя моллюски прячутДрагоценность, не иначе.Мы увидим это днём,Если створки разомкнём.Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку.
«На ноге стоит одной, Кружит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны»Что же это такое? (Глобус)
Воспитатель: Давайте вспомним что он изображает? (Модель Земли) Подойти к глобусу, рассмотреть и раскрутить его.Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой краски больше? (Голубой), (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой). Воспитатель: Что изображено голубой краской? Ответы детей.Воспитатель: Вода занимает большую часть поверхности Земли. Это бесчисленные озера, реки и речки, это моря и океаны. Существует 5 океанов. Какие?Ответы детей.Воспитатель: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный.Воспитатель: Какие вы знаете моря?Ответы детей.Воспитатель: Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Мертвое, Белое. Их очень много и всех невозможно перечислить. А какая вода в море, можно ли ее пить?Ответы детей.Воспитатель: А где можно применять морскую воду?Ответы детей.Воспитатель: Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды добывают морскую соль и продают в аптеках.Воспитатель приглашает детей к столу рассмотреть соль,Воспитатель: Ребята, рассмотрите кристаллы морской соли. Дети рассматривают. На что они похожи? (на сахар, иней и т. д.) . Какого цвета? (белого) Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т. д.) Имеют ли запах (нет). Воспитатель: Я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности). А остальные моря обитаемые и там есть жизнь.Воспитатель: Молодцы! Я вам предлагаю погрузиться на морское дно. С помощью чего это можно осуществить?
Ответы детей:
Мы будем погружаться в батискафе.Но прежде, я вам предлагаю немного размяться.
Физкультминутка
Волны плещут в океане
Что там чудится в тумане?
Это мачты кораблей,
Пусть плывут сюда скорей!
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над водой.
Наконец она садится.
И качается волной.
Мы плывём, плывём по морю,
Мы резвимся на просторе,
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Мы по берегу гуляем
И ракушки собираем,
Раз ~ наклон и два наклон,
Сколько мы ещё найдём!
А теперь, мои друзья,
В путь дороженьку пора,
В батискафе поплывем
И свои места займём.
Воспитатель: Пока мы погружаемся, предлагаю вам быть внимательными и решить математические задачки.
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела,
Эта рыба камбала.
Рыба, рыба, камбала,
Затаилась, замерла.
Три рыбёшки мимо плыли.
На обед к ней угодили.
Лишь одна прочь уплыла,
Скольких съела камбала?
(ответы детей)
Семь коньков в траве таились,
И совсем не шевелились.
Но креветка мимо шла,
Одного конька взяла,
У кого ответ готов,
Сколько же теперь коньков?
(Ответы детей)
Шесть коньков в траве паслись.
Вверх вниз, вверх – вниз.
Краб свою клешню поднял,
Одного конька достал.
У кого ответ готов.
Сколько же теперь коньков?
(ответы детей)
Пять коньков в траве таились,
Не крутились, не резвились,
Вдруг тунец туда приплыл,
Трёх коньков он проглотил.
У кого ответ готов,
Сколько же спаслось коньков?
(ответы детей)
Ребята, посмотрите в иллюминаторы.
Живёт в море паук,
Восемь ног, пара рук.
В руках клещи.
Он по дну шагает,
Мусор собирает.
(Ответы детей)
Выставляется картинка с крабами.
Два краба на песке сидели,
И по три рыбёшки съели.
И сидят и очень рады.
Сколько ж рыбок съели крабы?
Но вот мы уже на морском дне. Здесь глубина небольшая и солнечный свет проникает через толщу воды.
Воспитатель: А теперь загадка другая, сложная такаяОн в воде цветок, как пламень,а на суше - сразу камень.Драгоценным тут же стал.Дети, это кто .. (коралл)Что же такое коралл?
Показ слайда Кораллы это живые существа, располагаются они на мелководье, разрастаясь, кораллы образуют целые поля, мешая проплывать яхтам и кораблям. Есть такое понятие – коралловые рифы.Посмотрите на эту ветвь коралла. На что она похожа? (На оленьи рога) Этот коралл так и называется «оленьи рога». Когда коралл растет, то он имеет светло-коричневый цвет, а если во время шторма он погиб со временем становится вот таким белоснежным. А вот возле коралла кто-то лежит. Кто это? Показ слайда.
Дети: Морская звезда.Дети рассматривают морскую звезду.Воспитатель: Почему она так называется?Это рыба или морское животное? Почему вы так думаете? ( Ответы детей уточняются)-Правильно, морская звезда животное.Какого она цвета?Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает становится коричневато-бежевого цвета, твердая на ощупь. (Все ответы детей уточняются, поясняются) Во время передвижения ей помогают конечности - щупальца, снизу покрытые иголочками. Морская звезда хищник, питается живыми организмами: мелкими рыбками, морскими червяками, креветками. Очень интересно она питается. У нее нет глаз, рот снизу тела. Наползет на добычу, присосется И в рот не брала, а проглотила. А еще есть такая особенность. Если ее разделить на несколько частей, то из каждой вырастит новая морская звездочка.
Воспитатель: Вот такая ракушка называется рапан. Показ слайда
Рапан – самая крупная ракушка и свирепый хищник Черного моря. Этот вид моллюсков имеет голову, глаза, рот и движется при помощи ноги. У рапанов острый язык-сверло, которым он сверлит дырки в других раковинах и пожирает их моллюсков
Из воды они берут кислород для дыхания и пищу.
Показ слайда. Все моллюски умеют делать жемчуг. Если между раковиной случайно что-то попадется – к примеру, песчинка, моллюск начинает защищаться от нее, обволакивая слоями перламутра. Так и появляется жемчужина.
Ракушка-символ (Каури). Показ слайда.
В древности ракушки каури использовались в качестве обменной монеты и поэтому у многих народов они считались символом богатства. Даже сейчас советуют класть каури в кошелек для привлечения денег. Ракушка помогала путешественнику в дороге. Она – один из символов удачи.
Воспитатель: Ребята, нам уже пора возвращаться на сушу. Садимся поудобнее, наш батискаф готов к всплытию. Предлагаю вам изобразить на бумаге свои впечатления от прогулки по морскому дну. Выберите бумагу того цвета, который вам больше всего нравится. Бумага тонированная, различных цветов: голубая, светло-зеленая, песочного цвета.
15