Совместная образовательная деятельность Подводный мир (Подготовительная группа)

Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе. Тема «Подводный мир».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Цель: Систематизировать знания детей о море и морских ракушках.
Программное содержание: Обучающие задачи:  - продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях моря, их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении; - познакомить детей с полезными свойствами морской воды; - ввести понятия – «батискаф», «рыба камбала», «кораллы», «коралловые рифы», «рапан», «каури» - обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: модель Земли, морские обитатели, кристаллы, названия океанов и морей. Развивающие задачи: - развивать познавательные процессы; - развивать внимание и наблюдательность; Воспитательные задачи: - воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов; - воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания.  Материалы и оборудование:  - коллекция ракушек; - иллюстрации с изображением морских обитателей; - глобус; - кристаллы морской соли; - аудиозапись «Шум моря»; Предварительная работа.  Рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях.

Ход занятия.

Воспитатель: Все мы очень любим отдыхать на море. Мы купаемся в море, загораем, перебираем камушки, ищем ракушки, собираем их. А возвращаясь, домой привозим среди воспоминаний, хорошего настроения, загара, сувениров, маленькие ракушки, которые напоминают нам о море.

Я привёз в подарок с юга Лучший сувенир для друга: Не открытку, не игрушку, А красивую (ракушку).


Воспитатель: - Ребята, мы с вами собрали коллекцию ракушек. И сегодня мы пригласили гостей, чтобы показать им свою коллекцию и рассказать о жителях морского дна. Какие красивые ракушки! Если взять ракушку и поднести к уху, что можно услышать?

Ракушки с виду безделушки,
Но ты прислушайся, замри. И ты услышишь, как в ракушке Звучит мелодия внутри. Как будто в ней, не умолкая, Гудит упругая струна. И эта музыка морская В ракушке день и ночь слышна


Воспитатель: - Рассмотрите ракушки. Откуда они появились, где их место обитания? Для чего они на морском дне? (Они могут служить домиком для улиток и некоторых других морских животных).
Воспитатель: - Да, в таких домиках некоторые морские обитатели могут спрятаться от врагов и плохой погоды.
Воспитатель: - Где лежат ракушки?
Ответы детей: (Ракушки лежат на дне озёр, морей и океанов, иногда прикрыты песком или морскими растениями, лежат неподвижно, будто спят).
Воспитатель: - Какую форму имеет ракушка?
Ответы детей: (Необычную, причудливую)
Воспитатель: - Правильно. А таят они в своих изгибах..

В прорезь раковины узкой Укрываются моллюски, Чтоб никто из рыб морских Не пытался скушать их. Под скорлупкой перламутра Нет ни вечера, ни утра. Безопасный полумрак Бережёт от ссор и драк. У себя моллюски прячут Драгоценность, не иначе. Мы увидим это днём, Если створки разомкнём. Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку.
«На ноге стоит одной,  Кружит-вертит головой.  Нам показывает страны,  Реки, горы, океаны» Что же это такое? (Глобус) 
Воспитатель: Давайте вспомним что он изображает? (Модель Земли) Подойти к глобусу, рассмотреть и раскрутить его. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой краски больше? (Голубой), (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой).  Воспитатель: Что изображено голубой краской?  Ответы детей. Воспитатель: Вода занимает большую часть поверхности Земли. Это бесчисленные озера, реки и речки, это моря и океаны. Существует 5 океанов. Какие? Ответы детей. Воспитатель: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный. Воспитатель: Какие вы знаете моря? Ответы детей. Воспитатель: Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Мертвое, Белое. Их очень много и всех невозможно перечислить.  А какая вода в море, можно ли ее пить? Ответы детей. Воспитатель: А где можно применять морскую воду? Ответы детей. Воспитатель: Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды добывают морскую соль и продают в аптеках. Воспитатель приглашает детей к столу рассмотреть соль, Воспитатель: Ребята, рассмотрите кристаллы морской соли.  Дети рассматривают. На что они похожи? (на сахар, иней и т. д.) .  Какого цвета? (белого)  Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т. д.)  Имеют ли запах (нет).  Воспитатель: Я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности). А остальные моря обитаемые и там есть жизнь. Воспитатель: Молодцы! Я вам предлагаю погрузиться на морское дно. С помощью чего это можно осуществить?
Ответы детей:
Мы будем погружаться в батискафе.Но прежде, я вам предлагаю немного размяться.
Физкультминутка
Волны плещут в океане
Что там чудится в тумане?
Это мачты кораблей,
Пусть плывут сюда скорей!
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над водой.
Наконец она садится.
И качается волной.
Мы плывём, плывём по морю,
Мы резвимся на просторе,
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Мы по берегу гуляем
И ракушки собираем,
Раз ~ наклон и два наклон,
Сколько мы ещё найдём!
А теперь, мои друзья,
В путь дороженьку пора,
В батискафе поплывем
И свои места займём.
Воспитатель: Пока мы погружаемся, предлагаю вам быть внимательными и решить математические задачки.
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела,
Эта рыба камбала.
Рыба, рыба, камбала,
Затаилась, замерла.
Три рыбёшки мимо плыли.
На обед к ней угодили.
Лишь одна прочь уплыла,
Скольких съела камбала?
(ответы детей)

Семь коньков в траве таились,
И совсем не шевелились.
Но креветка мимо шла,
Одного конька взяла,
У кого ответ готов,
Сколько же теперь коньков?
(Ответы детей)

Шесть коньков в траве паслись.
Вверх вниз, вверх – вниз.
Краб свою клешню поднял,
Одного конька достал.
У кого ответ готов.
Сколько же теперь коньков?
(ответы детей)

Пять коньков в траве таились,
Не крутились, не резвились,
Вдруг тунец туда приплыл,
Трёх коньков он проглотил.
У кого ответ готов,
Сколько же спаслось коньков?
(ответы детей)
Ребята, посмотрите в иллюминаторы.
Живёт в море паук,
Восемь ног, пара рук.
В руках клещи.
Он по дну шагает,
Мусор собирает.
(Ответы детей)
Выставляется картинка с крабами.
Два краба на песке сидели,
И по три рыбёшки съели.
И сидят и очень рады.
Сколько ж рыбок съели крабы?

Но вот мы уже на морском дне. Здесь глубина небольшая и солнечный свет проникает через толщу воды.
Воспитатель: А теперь загадка другая, сложная такая Он в воде цветок, как пламень, а на суше - сразу камень. Драгоценным тут же стал. Дети, это кто .. (коралл) Что же такое коралл? 
Показ слайда Кораллы это живые существа, располагаются они на мелководье, разрастаясь, кораллы образуют целые поля, мешая проплывать яхтам и кораблям. Есть такое понятие – коралловые рифы. Посмотрите на эту ветвь коралла. На что она похожа? (На оленьи рога) Этот коралл так и называется «оленьи рога». Когда коралл растет, то он имеет светло-коричневый цвет, а если во время шторма он погиб со временем становится вот таким белоснежным.  А вот возле коралла кто-то лежит. Кто это? Показ слайда.
Дети: Морская звезда. Дети рассматривают морскую звезду. Воспитатель: Почему она так называется? Это рыба или морское животное? Почему вы так думаете? ( Ответы детей уточняются) -Правильно, морская звезда животное. Какого она цвета? Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает становится коричневато-бежевого цвета, твердая на ощупь. (Все ответы детей уточняются, поясняются)  Во время передвижения ей помогают конечности - щупальца, снизу покрытые иголочками. Морская звезда хищник, питается живыми организмами: мелкими рыбками, морскими червяками, креветками. Очень интересно она питается. У нее нет глаз, рот снизу тела. Наползет на добычу, присосется И в рот не брала, а проглотила. А еще есть такая особенность. Если ее разделить на несколько частей, то из каждой вырастит новая морская звездочка.
Воспитатель: Вот такая ракушка называется рапан. Показ слайда
Рапан – самая крупная ракушка и свирепый хищник Черного моря. Этот вид моллюсков имеет голову, глаза, рот и движется при помощи ноги. У рапанов острый язык-сверло, которым он сверлит дырки в других раковинах и пожирает их моллюсков
Из воды они берут кислород для дыхания и пищу.
Показ слайда. Все моллюски умеют делать жемчуг. Если между раковиной случайно что-то попадется – к примеру, песчинка, моллюск начинает защищаться от нее, обволакивая слоями перламутра. Так и появляется жемчужина.
Ракушка-символ (Каури). Показ слайда.
В древности ракушки каури использовались в качестве обменной монеты и поэтому у многих народов они считались символом богатства. Даже сейчас советуют класть каури в кошелек для привлечения денег. Ракушка помогала путешественнику в дороге. Она – один из символов удачи.
Воспитатель: Ребята, нам уже пора возвращаться на сушу. Садимся поудобнее, наш батискаф готов к всплытию. Предлагаю вам изобразить на бумаге свои впечатления от прогулки по морскому дну. Выберите бумагу того цвета, который вам больше всего нравится. Бумага тонированная, различных цветов: голубая, светло-зеленая, песочного цвета.
15