Интерактивный урок литературы в 5 классе по творчеству В.Астафьева (ФГОС)
Технологическая карта урока
Тема: «Открытия Васютки в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Цели для ученика:
1.Рассмотрев события рассказа, составить памятки о правилах поведения человека в лесу, о правильной подготовке к походу в лес.
2.Выслушав разные мнения, составить проект выхода из смоделированной экстремальной ситуации.
3. Опираясь на полученные знания, сделать выводы по теме урока в форме синквейна.
Цели для учителя:
Образовательные: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, получение первичных знаний о специфике художественного произведения, о необходимости действенного и естественного поведения человека в исключительных обстоятельствах.
Развивающие: развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД, формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (см. в конспекте урока), умений применять новое знание.
Воспитательные: формирование личностных УУД через содержание учебного материала: воспитание доброго, мудрого отношения к природе, самостоятельности, ответственности на примере поступков героя рассказа.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Формы обучения: коллективная и групповая
Опорные понятия, термины: «открытие», «испытание», «пейзаж», «характер литературного героя»,
Новые понятия: «робинзонада», «автобиографическое произведение».
Технологии: технология развития критического мышления, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, технология изучения лит-ры как предмета, формирующего человека (Ильин), коллективная система обучения, технология деятельностного метода.
Формы контроля: развёрнутое монологическое высказывание с опорой на текст, синквейн
Концепция содержания урока: Васютка не только смог спасти свою жизнь.
Принципы: деятельности, вариативности, психологической комфортности, минимакса непрерывности, целостности.
Домашнее задание:
Стандарты: ФГОС ООО второго покления.
Этап урока/время
Деятельность учителя
Цель деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
(метапредметные и личностные)
Результат взаимодействия (сотрудничества)
Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»)
3 мин.
Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой,
Главная мысль не откроется сразу!
Вдумайся в слово и в образ всмотрись –
Здесь открывается главная мысль!
Настраиваются на работу, повторяя стихи наизусть через 1 мин.
Осознанного заучивание девиза урока;
мотивирующий приём «яркое пятно» на основе презентации книг
Познавательные:
построение логической цепочки рассуждений;
выдвижение гипотез и их доказательство;
формирование обобщенных знаний
актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо”);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
устанавливаются тематические рамки ("могу”).
Презентация книг серии «робинзонада»:
«Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.
Отвечают на мотивационный вопрос:
Эти герои столкнулись с трудностями выживания в силу сложившихся обстоятельств. Можно ли то же самое сказать о Васютке? Почему?
Актуализация, или стадия вызова
5 мин.
В чём проявилась «неслучайность» положения, в котором оказался герой? «Виноват» глухарь?!
В погоне за глухарём мальчик забылся, им овладела страсть. Словарная работа по следам осмысления инсценированного эпизода: страсть – страх - страшно
Инсценировка эпизода с глухарём
Пробные ответы на вопрос учителя
Составление однокоренного ряда
Побуждающий диалог
Регулятивные:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений;
2. формулировать тему и цель урока;
3. умение четко определять области знаемого и незнаемого, определять причины затруднений.
Личностные:
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания на основе социальных и личностных ценностей
Накопление материала, необходимого для «открытия нового знания», создание образовательной напряжённости через пробную учебную ситуацию
Определение места и причины затруднений.
Выявление причины затруднений
3 мин.
Можно ли утверждать, что это рассказ только о том, как мальчик заблудился в лесу?
Это рассказ о том, как он выжил!
И только?!
Да, это рассказ об открытии Васютки?
А что открыл? Только ли озеро?
Почему нам трудно ответить на этот вопрос?
Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи
Подводящий диалог
Целеполагание и определение темы урока (постановка учебной задачи и коллективное
проектирование решения проблемы)
5 мин.
Помощь учителя в поиске алгоритма решения проблемы.
Ученики в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели
1) Коллективный поиск путей решения проблемы через создание ОК:
Текст
Путь Васютки
(испытания)
Что помогло выжить?
(природа, знания, характер)
Как он изменился?
(новый взгляд на природу и человека)
2) Определение темы урока
Необъявленная тема
Подводящий диалог
Устранение возникшего затруднения, определение целей и формулировка темы урока
Практическая деятельность (решение поставленных задач)
8 мин.
1) Аналитическая беседа:
Сопоставьте два описания тайги «Весело посвистывая» и «Тайгатайга»: чем и почему отличаются эти пейзажи?
С помощью каких художественных средств передаются чувства Васютки?) 2) Консультирование групп
1)Фронтально:
Аналитическая работа с текстом. Составление ОК
2)Работа в поисковых группах
1гр.: «Что Васютка взял с собой в лес?»
2 гр.: Какие знания, приметы спасли жизнь Васютке?»
3 гр.: Что помогло мальчику справиться со страхом?»
Аналитическая беседа
Познавательные:
анализировать, обобщать, делать выводы;
извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать и передавать её в других формах (графические изображения, слова).
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли, владеть монологической речью;
2. слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
3.адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
4. Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Отчёт группы как результат работы с текстом по составленным вопросам
Опорный конспект как результат аналитической беседы
Физминутка
2 мин.
Проводит отв. ученик.
Зрительные и динамические упражнения
Повышение качества внимания
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
5 мин.
Оценивание ответов групп
1) Отчёт групп.
2) РР Составление памятки в соответствии с выполненными заданиями.
1 гр.: «Идёшь в лес – возьми с собой»
2 гр.: «Как не заблудиться в лесу»
3 гр.: «Как вести себя, если ты заблудился в лесу»
Комментирование, обозначение знаковыми символами.
Текст памятки
Самостоятельная работа
(включение в систему знаний)
8 мин.
Предлагаются задания, в которых новые знания используются вместе с изученными ранее.
Аналитическая работа в группах: анализ вымышленных ситуаций с расширением проблемы
Решение задач в новой ситуации
Познавательные:
1.Анализировать, обобщать, делать выводы;
2.использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях учебного сотрудничества, при решении задач урока.
Коммуникативные:
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Советы Васютке в новой жизненной ситуации
Закрепление ранее изученного.
4 мин.
Комментирует предложенные задания в соответствии с поставленными целями
Фронтальная работа в группах: составе синквейнов:
«Васютка»
«Природа»
«Озеро»
Проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала)
Побуждающий диалог
Познавательные:
Анализировать, обобщать, делать выводы
Коммуникативные:
Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Синквейн
Рефлексия
3 мин.
1) Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Какие получили результаты?
Где можно применить новые знания?
Оцените наш урок через высказывания с опорой на предложенные клише.
2) Поднимите руку с оценкой нашего урока.
Самооценка результатов своей деятельности и всего класса с опорой на клише:
Сегодня я узнал(а)
Было интересно
Было трудно, когда
Я понял, что
Теперь я могу
Я научился
У меня получилось
Приём поднятой руки с оценкой урока по пятибалльной системе
Приём
Коммуникативные:
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
2. слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Регулятивные:
соотносить цели и результаты своей деятельности.
Умение самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности
Осознание обучающимися своей учебной деятельности.
Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Домашнее задание
2 мин.
Графический конспект (ОК) урока
Составление теста по теме урока
Вопросы учителю по выполнению домашнего задания.
Фишбоун
Коммуникативные:
задавать вопросы
Фишбоун
Тест
Приложение 1
Описания тайги
А) Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.
Б) Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да, лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим
Тайга Тайга Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.
Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка и закричал с тоской и отчаянием:
Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я!..
Приложение 2
Вымышленные ситуации
Ситуация 1
После этого Васютка пытался припомнить, на какой стороне деревьев сделаны зарубки старые и на какой – новые. Но этого-то он и не приметил. Затеси и затеси.
Эх, дубина!
Страх начал давить ещё сильнее, но Васютка старался не показывать его, чтобы не испугать младшего брата – Алешу.
–– Васютка, неужели мы заблудились?!
–– Может, и заблудились, но вот увидишь – скоро зарубки найдем и вечером будем рассказы рыбаков слушать да орешки щелкать.
Алеша сел на сломанное дерево и навзрыд заплакал. Несмотря на уговоры, братишка отказывался идти дальше.
Ситуация 2
Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь они заблудились! Как же такое могло случиться? Ведь он был не один, а со своим другом Степаном, который хорошо знал тайгу.
Стараясь не выдать своего страха, Васютка сказал:
–– Лучше ищи затеси, они должны быть здесь.
Спустя полчаса безуспешного поиска Степан сказал:
–– Всё, заблудились Говорил я тебе, что негоже за глухарем одним идти!
На что Васютка ответил:
–– А ты-то сам тоже хотел похвастаться перед остальными!
–– Может, и так. Да если бы ты не предложил, мне бы и в голову не пришло преследовать глухаря.
Было заметно, что мальчишки еле сдерживаются, чтобы не наброситься друг на друга
Ситуация 3
И вот Васютка дома!
Он не заметил, как наступило 1 сентября и, счастливый, с нетерпением ждал встречи с одноклассниками: уж очень ему рассказать о приключениях в тайге.
Дети сразу окружили его – расспрашивали, восхищались храбростью и смекалкой, даже учительница похвалила его при всем классе!
Но постепенно интерес ребят стал утихать. Вскоре уже никто не спрашивал его об открытом озере. Конечно, ребята с ним продолжали дружить , но так одиноко ему не было даже в тайге, когда ему угрожала смертельная опасность.
Ситуация 4
Моя! Моя! – в волнении забормотал Васютка, бросая утку в мешок. – Моя уточка! – Его даже лихорадить начало. – Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!
Все это время Петька (товарищ Васютки, который был постарше, однако не отличался сообразительностью) стоял рядом с мрачным видом.
–– Что ты зазря радуешься? – в ответ бросил он. – Утку могло и ветром сдуть. Давай лучше поедим и дальше пойдем.
–– Да как ты не понимаешь? Скорее всего, это озеро связано с Енисеем!
–– Не связано оно с Енисеем! Надо идти в другую сторону – я тебе точно говорю!
Васютка был почти уверен, что рядом Енисей. Если бы они только вышли к нему!
Молчание первым нарушил Петька:
–– Ты, Васютка, как хочешь, а я пойду другой дорогой!
Памятки
Памятка №1 « Советы идущему в лес»
Продумай тщательно маршрут.
Не забудь взять компас.
Возьми спички для костра.
Захвати с собой теплые вещи.
Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).
Памятка №2 «Как выжить в тайге»
Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.
Беречь патроны
Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.
Уметь ориентироваться по сторонам света.
Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.
Памятка №3 «Если ты заблудился в лесу»
Не паникуй, успокойся.
Прекрати бесполезное движение,
Осмотри место, где находишься.
Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
Разожги костер, приготовь пищу.
Подготовь из веток, травы место для ночлега.
Спокойно ожидай спасателей, родственников
15