Конспект урока чтения по теме:В.П. Астафьев Стрижонок Скрип


Конспект урока по литературному чтению
Тема: Виктор Астафьев «Стрижонок Скрип»
ЦЕЛИ: - учить детей анализировать поступки героев, давать характеристику, на основе полученных сведений, составлять синквейны;
- учить учеников вести внутренний и внешний диалог, как необходимое и достаточное условие развития творческих способностей детей;
- развивать умение учащихся задавать вопросы: креативные, когнитивные, экстенсивные, доказывать или опровергать утверждения, аргументировать свою точку зрения.
ЗАДАЧИ: - формировать условия для успешной реализации творческой деятельности школьников, его эмоционально-ценностных отношений к деятельности;
- формировать духовно- нравственные категории: добра, милосердия, сострадания, любви.
1.Настрой: Я очень хочу, чтобы вы улыбались
Работаю нашей довольны остались
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
1.Организационный момент. Стадия вызова
“Верите ли Вы”
Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?
Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?
Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?
Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?
Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?
2. Актуализация знаний
- Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения?
( Природа и мы)
- С произведениями каких писателей познакомились? ( Д.Н. Мамин-Сибиряк,А.И.Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин)- О чём эти произведения? (О животных, взаимоотношениях между ними и человеком)
- Как вы думаете, какие мы должны поставить перед собой цели на уроке
3. Работа по теме урока. Знакомство с биографией писателя.
Работа в парах:
1.млкопрвикторжэжуплпетровичжвдалпастафьевла
2.лаклмтдюбовсянкаэжолппкрасноярскогокраядщзс
3.мудпвсемьедлкрестьянинаоптиютбабушкадудкпж
4.улаплукориртлсолдатомэделролщнлеудукажпорю
5.слесаремжошггрузчикомждвахтёромдоучителему
6.вджцкдпгражданскийчеловеклжалпьиьадлшныон
- Я предлагаю вам поработать в парах, возьмите жёлтые листочки и в первой строчке узнайте с творчеством какого писателя мы будем сегодня знакомиться? ( С творчеством Виктора Петровича Астафьева)
Слайд: Портрет писателя
- Во второй строке узнайте, в каком селе и крае он родился? (в селе Овсянка Красноярского края)
- В третьей строчке найдите в какой семье он родился и кто занимался его воспитанием?
( в семье крестьянина, воспитывала бабушка) Слайд (прочитать)
- 4 строка: Кем он был на фронте во время ВОВ? ( солдатом)
(Получил тяжёлое ранение и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной, ставшей его женой. В 1945 г. вместе демобилизовались и поехали на родину жены – в г. Чусовой (Пермская область).
- 5 строка: Кем работал, когда вернулся с фронта? (слесарем, грузчиком, вахтёром, учителем)
- 6 строка: Найдите название первого его рассказа. ( Гражданский человек)
- Расскажите, что вы узнали о Викторе Астафьеве?
- Отгадайте загадку:
Воздух режут без усилья, Как серпы кривые крылья. Промелькнет – не разглядишь, Так летает только ...
- Прочитайте на странице 100 название произведения, которое мы будем сегодня читать.
- Как вы думаете о чём оно?
- Сегодня мы познакомимся с произведением В. П. Астафьева, из которого узнаем много о жизни стрижей.
4. Продолжение работы по теме урока.
Чтение рассказа на стр. 100-109 учебника. (Использую аудиозапись)
- Ваши впечатления?
- Объясните значения слов.
бесцеремонно
заполошно
лепиться
яр
мерцала
серьёзный
угревшись
потухло
- Подберите антонимы к словам.
Мерцала, строгий, тревога
- Как вы понимаете выражения: «у них серьёзная и строгая мама», «становиться на крыло».
- Стрижата остались одни. Как писателю удаётся показать, что стрижи очень дружный народ?
- Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент?
- Как вы относитесь к поступку мальчиков? Если бы вы были на их месте, как бы поступили?
- Отчего стрижата стали беспокоиться?
- Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?
- Чем отличается данное произведение от остальных? (жанром – это сказка, а другие – рассказы)
- Почему автор дал такое название произведению? (Он главный герой)
- Какие прилагательные использовал автор для описания Скрипа? (Голодный, храбрый, любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный). На доске появляются слова.
- Как вы думаете, какие мы должны поставить перед собой цели на уроке, чтобы раскрыть все эти качества Скрипа?
5. Анализ художественных образов.
1. - Мы сегодня проанализируем, какие уроки жизни получил главный герой.
Чтобы узнать, кто был первым учителем, выполните задание на белых листочках.
Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, местоимения замените этим словом.
На листочках: Птица рада весне, а дитя - ей.
Сердце её лучше солнца греет.
Роднее её родни нет.
- Кто является первым учителем Скрипа? (Мать стрижиха). Слайд
- I вариант- найдите прилагательные, которые характеризуют мать. (Эпитеты)
(серьёзная, строгая, хорошая мать, тёплая, мягкая)
II вариант- найдите глаголы, которые характеризуют мать. (носилась, схватывала мошек, приносила)
- Какое одно качество объединяет все эти понятия? (Материнская любовь и забота).
- Докажите примерами из текста, что стрижиха была заботливой матерью. (стр.100-102)
- Почему маме - стрижихе было тяжело прокормить детей? (Она была одна) (стр. 102)
- Какой урок преподала мать - стрижиха сыну?
( Нельзя отбирать еду у своих братьев, нельзя выглядывать из норки) стр. 103.
2. - Найдите и зачитайте трагический эпизод рассказа. Стр. 104
- Какие чувства у вас вызывает этот момент?
- Как вы думаете сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называют это явление в окружающем мире? (Цепь питания)
Физминутка3.- Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа?( Слайд фото стрижей)
- Как называет стрижей В.П.Астафьев? (Дружный народ стрижи).
- Почему В. Астафьев их называет дружным народом?
-Какой урок преподали стрижи Скрипу? Зачитать (стр.105 – 106)
Работа в парах:
( работа на розовых листочках)
- Подчеркните.
- Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам?
На листочках: ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ
МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ
- Кем стали для Скрипа стрижи? (Семьёй).
4. - Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие, бывают плохие).
-Почему Скрип оказался в руках ребят? (норка была не глубокая) Слайд.
- Что он почувствовал в этот момент, а вы?
-Какой вывод сделал Скрип для себя? (стр. 108 , 2 абзац)
-Как вы думаете почему Скрип не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера помогли ему выжить?
5. Работа в группах:
1группа: Выписать из текста, что вы узнали о стрижах?
2 группа: Составить простой план для пересказа.
3 группа: Моделирует обложку.
4 группа: Синквейн о Стрижихе: 1. Стрижиха2. Строгая, заботливая
3. Кормит, воспитывает, оберегает
4. С ней очень хорошо.
5. Мать.
5 группа: Синквейн о Скрипе: 1. Скрип
2. Храбрый, сильный (стремительный) стр.108
3.Летает, строит, выживает
4.Скрип сделался стремительным, сильным.
5. Лето
6 группа: Синквейн о стрижах: 1. Стрижи
2. Дружные,милосердные3.Учат, кормят,оберегают4. Стрижи помогают выжить Скрипу.
5. Народ
Проверка.
Самооценка групп.
- Какой главный урок жизни преподали все учителя Скрипу? (Как выжить, чтодля этого нужно).
6. Итог урока.
- Я считаю, что автор поступил жестоко по отношению к Скрипу, он оставил его сиротой. Докажите или опровергните мою точку зрения.
- Какой урок вынесли вы для себя?
- Какое открытие сделали на уроке?
После сегодняшнего урока я надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.
Будем птиц любить, оберегать.Будем взрослым в этом деле помогать:Беречь леса, поля и реки, Чтоб сохранилось все на веки!!!
7. Рефлексия.
- Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я узнал …
На этом уроке я похвалил себя за …
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел …
VII. Домашнее задание: Пересказать рассказ от лица Скрипа.