Конспект урока литературы Тема Великой Отечественной войны в рассказе В. Астафьева Пастух и пастушка


Урок литературы для 7 класса подготовила учитель русского языка и литературы Назаренко С.Ф. г. Краснодар МБОУ гимназия №40
Тема Великой Отечественной войны в рассказе В. Астафьева «Пастух и пастушка»
Цели:
Образовательные:
В ходе анализа литературного произведения дать понять учащимся, что “война – это и защита Отечества, следовательно, святой долг и необходимость, и явление, противное человеческой природе”;
обеспечить уровень всесторонней нравственной оценки социального явления
на основе произведений о войне;
расширить понятие «война», соотнести его с нравственными понятиями
«герой», «вера»;
развить навыки анализа и сравнения понятий на примере конкретных текстов.
Формировать УУД:
Личностные: Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; пересказывать прозаическое произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.
Познавательные: понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы XX века; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания; выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Планируемые результаты:
Предметные:
Воспринимать текст литературного произведения.
Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику повести.
Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения.
Метапредметные:
Умение формулировать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Умение давать определения понятиям.
Умение включать в собственную учебную деятельность разные приёмы смыслового чтения.
Оборудование: текст литературного произведения, презентация.

Ход урока.
I . Вводный этап, создание ситуации эмоционального «присоединения».
II.Что такое пафос литературного произведения?
В художественной литературе существуют различные виды пафоса.
Героический пафос – автор выражает восхищение силой духа людей, защищающих свою родину, веру. Примеры героического пафоса: «Тарас Бульба» Н.Гоголя, «Бородино» М. Лермонтова.
Как проявляется героический пафос в произведении В. Астафьева «Пастух и пастушка»?
Сообщение о теме и цели урока
В. П. Астафьев писал: “Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? – Правду. Всю жестокую, но необходимую правду, без которой нельзя понять смысл подвига советского солдата”.
В военной повести автор утверждает, что “война – это и защита Отечества, следовательно, святой долг и необходимость, и явление, противное человеческой природе” (толстовские традиции).
Одно из самых трагедийных и философских произведений о войне, повесть В.П. Астафьева “Пастух и пастушка”, поможет нам понять эту авторскую концепцию.
III. Дома вы прочитали отрывок из повести главу «Бой». Расскажите, о чем эта глава? Прочитаем эпиграф к главе «Бой».
"Есть упоение в бою!" - какие красивые и устарелые слова! (Из разговора, услышанного в санпоезде).
Упоение - это состояние восторга, восхищения. Содержание I части служит опровержением этой фразы. Бой - это злоба, черная ненависть, смерть нравственная и физическая - не может быть красивым.
В. Астафьев показал в своём произведении как ведёт себя человек на войне, что с ним происходит, о чем он думает. Каких героев мы видим в главе «Бой»?
Мы видим людей, потерявших человеческий облик: "Мохнаков бросил через себя одного, другого тощего немца, но тут выбился из тьмы еще один, и с визгом, по-собачьи впился в ногу старшины, и они клубком покатились в траншею, где копошились в снегу и комках земли раненые, от боли и слепой ярости воя и бросаясь друг на друга." Эпизод на поле боя, когда Борис пытается подорвать немецкий танк, пробирается по теплым еще телам товарищей, раздавленных этим танком, или сцена в медсанбате, где врач "стоит по колено в крови" удаляя ставшие ненужными части тел, поражают своим натурализмом, и возникает вопрос: "Зачем так мучаются люди? Война зачем? Смерти?" И невольно вспоминаешь слова Л.Н. Толстого о том, что "война есть состояние для человечества противоестественное". Не случайно в повести Астафьева возникает образ огромного человека, который "шевеля огромной тенью и развевающимся за спиной факелом, двигался, летел на огненных крыльях к окопу, крушил все на своем пути железным ломом. ...Казалось, это пророк небесный с нарастающим копьем низвергся на землю, чтобы наказать за варварство людей, образумить их".
В своей повести писатель высказывает главную мысль, что война и любовь -несовместимы. Главный герой Борис Костяев героически защищает свою землю и, будучи русским человеком, не думает о себе как о герое. Астафьев показывает, как страшна жизнь человека на войне, в сражении.
Что мы можем сказать о наших героях? В чем проявляется их героизм? (примеры из текста).
Кто такой герой в вашем понимании?
Сформулируйте своё определение героя.
IV. Время и пространство в художественном мире Астафьева имеет приметы реального мира:
Автор рассказывает о событиях 1944 года, о разгроме немецкой группировки под пунктом Корсунь- Шевченковский "Наши войска добивали почти уже задушенную группировку немецких войск , командование которой, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции." (стр. 9). Именно в этот период войны враг стал другим: "Немцы иные: оголодалые, деморализованные окружением и стужею".
Время действия - ночь, зимняя ночь. "Орудийный гул опрокинул и смял ночную тишину. Просекая тучи снега и тьму, мелькали вспышки орудий, и под ногами качалась, дрожала, шевелилась растревоженная земля вместе со снегом, с людьми, приникшими к ней грудью".
Используя аллитерацию и ассонанс, автор дает нам возможность услышать звуки боя:
[о],[а],[э] характеризуют звуки пролетающих снарядов;
помогают услышать свист снарядов, рассекающих воздух; [ж],[ш],[ч'] передают дрожь земли, разбуженной ночным боем.
Кажется, весь мир пришел в движение. Создать иллюзию всемирного движения помогает обилие существительных, обозначающих конкретные предметы (одушевленные: связисты, эрэсовцы, пехота, тыловики - и неодушевленные: "катюши" - "сами машины как будто присели на лапах перед прыжком..."; стволы наших пушчонок), и обилие глаголов, передающих динамику боя: машины... метались, связисты ругались, ракеты вспыхивали.
Это описание удивительно напоминает описание бородинской битвы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»:
Ну ж был денек! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как тучи,И всё на наш редут.Уланы с пестрыми значками,Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нам,Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..Носились знамена, как тени,В дыму огонь блестел,Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешалаГора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,Наш рукопашный бой!..Земля тряслась - как наши груди,Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудийСлились в протяжный вой...
"Ракеты, много ракет взмывало в небо. В коротком, полощущем свете проблесками возникали лоскутья боя, и в столпотворении этом то сближались, то проваливались во тьму, зияющую за огнем, тени людей, табуны людей, кучи людей, закруженных водоворотом боя. "Образ разорванной в клочья ночи; образ дороги, по которой идут, ползут солдаты, защищая родной дом, родную природу; образ степи, заснеженной или припорошенной семенами трав; образ чужого дома, где можно "прикорнуть" пару часов, если будет возможность; наконец, образ водоворота боя - воронки, которая затягивает все живое и неживое, разрывает привычные связи, тянет в бездну - все это работает на создание иной модели мироздания - ХАОСА, картины вселенского разрушения.
Цветовое решение усиливает ощущение контраста: "Черная злоба, черная ненависть, черная кровь задушили, залили все вокруг: ночь, снег, землю, время и пространство."
V. Этап работы с ключевым словом (понятием) по алгоритму работы с текстом (работа со словом «война»);
Вы услышали слово «война» - и нет более страшного слова для героев произведения...
Что оно собой представляет?
Какое ещё русское слово мы можем буквально увидеть в этом, в его облике? («вой») А как эмоционально связаны слова «война» и «вой»? («вой» - стон, плач, страдание, свойственные этому событию; реакция учащихся, ответы учителя на предположения, обмен мнениями)
В данном случае, на мой взгляд, интересно то, что слово «вой» действительно соотнесено со словом «война», но не ассоциативно, а напрямую. Этимологический словарь Крылова связывает происхождение слова «война» со словами «боец, воин, дерущийся», которые в древнерусском языке звучали как «вой» - отсюда «воевода», «войско»... Но мы ещё вернёмся к этому факту.
Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»? (ответы учащихся). Сформулируйте своё определение и запишите в тетрадь.
VI. Итак, ключевыми понятиями отрывка из повести «Пастух и пастушка» являются «война» и «герой». О чем же хотел рассказать нам автор? (ответы учащихся)
Автор описывает человека на войне, его русский национальный характер, его душу. Показывает бесчеловечность войны, её антигуманность. Несмотря на все тяготы и лишения герои не теряют своего достоинства и остаются, прежде всего, людьми, думают о защите своей родины. Символом идиллии, гармонии и любви в повести становятся убитые старик и старуха – пастух и пастушка, солдаты находят за баней. «Солдату вроде бы как положено, а перед детьми и стариками…» (читаем описание стариков)
Ещё одну черту русской души описывает Астафьев – вера. Похоронили стариков по христианскому обычаю и «притихли, всё кругом притихло, отчего-то побледнел, подобрался старшина Мохнаков».
Что же произошло с солдатами, которые так мужественно и героически защищали свою землю, убивали врагов, не страшась смерти?
В. Астафьев определяет жанр повести – современная пастораль.
Обратимся к определению.
Словарь Ожегова (1990 г.) дает более лаконичное определение: пастораль - в европейском искусстве 14-18 веков драматическое или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
Мы видим, что при построении сюжета и композиции, системы образов В.П. Астафьев использует прием контраста, противопоставляя пасторальный мотив любви, жизнелюбия, гармонии чудовищной, бесчеловечной стихии войны. Если традиционная пастораль прославляет жизнь в ее лучших проявлениях, и у зрителя, слушателя возникает удивительное чувство умиротворения, покоя, то Астафьев говорит о смерти, и после чтения современной пасторали у нас возникает ощущение холода, вечного покоя.
“Война – это и защита Отечества, следовательно, святой долг и необходимость, и явление, противное человеческой природе”. Война калечит не только тело, но и душу.
Война – это всенародное горе. Составление синквейна.
VII. Рефлексия. Какие чувства у вас возникают после прочтения главы «Бой» из повести В. Астафьева «Пастух и пастушка»?
Что вы узнали, чему научились?
Запишите в свои тетради 2-3 предложения.
VIII. Заключительный этап.
Выставление оценок.
Домашнее задание. С. 259-276. Трагическое в литературе. Читать отрывок из пьесы В. Шекспира «Ромео и Джульетта»