Технологическая карта по литературе 5 класс на тему В.Астафьев. Васюткино озеро


Уроки 73 Предмет: литература Класс: 5 Дата:
Технологическая карта
Тема В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.
Цель урока расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.
Задачи урока: Образовательные: Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии
Развивающие: развивать мотивацию к аналитической деятельности.Воспитательные: формировать способность к рефлексии.Планируемые результаты:
Предметные:
Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы.Метапредметные:
Регулятивные: умеет соотносить свои знания с поставленной целью, комментировать полученную информацию.
Познавательные: учится понимать текст в общем, учится искать и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: умеет планировать учебное сотрудничество в коллективе проектировать работу в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра.
Личностные:
Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей, воспитание личностных ценностей на основе образов художественного произведения.
Оборудование Доска, учебник, компьютер, проектор.
Этап урока, цель Деятельность
учителя Деятельность ученика Формируемые умения
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
3 мин. -Ребята, здравствуйте. Хочу наш урок начать с улыбки. Поделитесь улыбкой друг с другом, а теперь подарите свои улыбочки нашим гостям.
-Эпиграфом к нашему уроку стали слова: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».
-Как вы понимаете эти слова?
Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД:
- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;
- слушать и понимать речь других.
-Учащиеся определяют цель урока для себя
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
5 мин - Ребята, послушайте тексты.
Каждым летом мы с папой ходим в лес по грибы. Этим летом мы тоже решили не делать исключение и после хороших грибных дождей отправились в лес. В лесах с разными деревьями водятся разные грибы: в хвойных лесах – маслята, в березовых рощах – подберезовики и белые грибы, в смешанных лесах – опята.
- Или послушайте такой текст.
Вернувшись, показали родителям полные корзинки ягод и рассказали, что были в лесу. Они нас побранили, но не сильно.. . А про то, что заблудились, мы не стали рассказывать. Это осталось нашей тайной. Все равно мы поняли, что нельзя быть такими неосторожными, ведь лес полон и загадок, и коварных сюрпризов.
- Кому они принадлежат? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
Какие цели стоят перед нами?
-Совершенно верно. Запишем тему урока:
«В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои»
Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, отвечают на мини-вопросы учителя. Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-применять полученные знания для выполнения заданий,
Коммуникативные УУД:
- самооценка
Предметные УУД:
- применять полученную информацию для выполнения заданий.
3. Первичное усвоение новых знаний.
13 мин. -Давайте посмотрим небольшой ролик.
Чтение статьи учебника об Астафьеве стр.123-124, статьи «Деревня Овсянка» (из раздела «Литературные места России» в конце учебника, ч. 2, стр.290) и обобщающая беседа:
• Как вы понимаете эпиграф к статье о писателе?
• Могут ли рассказы о родне, земляках, односельчанах быть интересны для людей, которые их не знали? Обоснуйте своё мнение.
• Какие трудности перенёс Астафьев в детстве и юности?
• Какие испытания он преодолел в жизни?
• Как понять слова «...всё это откладывалось, где-то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу»?
• Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя». Отвечают на вопросы Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД:
-Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные:
-Умеют
с помощью вопросов добывать недостающую информацию
Физминутка 1 мин.
Все ребята дружно встали             Выпрямится.
И на месте зашагали.            Ходьба на месте.
На носочках потянулись,     Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись.  Прогнуться назад, руки                    положить за голову.
Как пружинки мы присели   Присесть.
И тихонько разом сели.                 Выпрямится и сесть.
4. Первичная проверка понимания13 мин Класс делится на 5 групп по 4 человека.
Выразительное чтение, пересказ и работа с текстом рассказа «Васюткино озеро» (в группах).
Группа 1. Выразительно прочитайте фрагмент рассказа с начала до слов «...иногда из ружья пальнёт». Расскажите, какая проблема озадачила рыбаков из бригады Васюткиного отца.
Группа 2. Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов «Васютка проснулся поздно» до слов «Тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу». О каких таёжных законах предупреждала |1 сютку мать? Почему мальчик не выстрелил в кедровку?
Группа 3. Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов: «Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало» до слов «...Пора уж им быть». Как Васютка справился с глухарём? Какие навыки охотника он проявил?
Группа 4. Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов «Он посмотрел кругом» до слов «„Будь что будет", — отрешенно подумал он». Какой символический смысл вложил автор в описанние «мёртвой птички» и «мухи, влипшей в тенёта»?
Группа 5. Перескажите подробно, как Васютка провёл первую ночь в тайге, со слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь» до слов «Он отламывает отростки от корневища и несёт их костру». Какие качества характера проявил Васютка во время первой ночёвки в тайге? Какие первые испытания предложила ему тайга? Что он сумел сделать? Как он спасался в тайге от голода и холода?
Задание для всех групп. Перескажите подробно, как Васютка провёл свой первый день в незнакомом месте, когда заблудился, со слов «Коротка августовская ночь в Заполярье» до слов «По всем признакам ждать этого осталось недолго». Какие картины сибирской природ! подтверждают мысль автора о том, что тайга — живое существо'! Высказывают свое мнение. Заполняют таблицу.
Личностные:
-Осознанно используют полученные знания
5. Первичное закрепление.
4 мин. Проведем небольшой блиц-опрос
1) Почему Васюткино озеро «не отыщешь на карте»? (Оно небольшое)
2) Кем был отец Васютки? (рыбак)
3) Что пообещал дед купить Васютке на следующий год? (Ружьё)
4) Причина, по которой Васютка заблудился в тайге? ( Хотел убить глухаря)
5) Сколько ночей провел в тайге? (3)
6) К какой крупной реке вышел? ( Енисей)
7) Время года и погода, когда заблудился Васютка? (Осень, дождь)
8) С кем сравнивает автор Васютку, когда тот заблудился? ( Муха, попавшая в паутину) Отвечают на вопросы Личностные:
-Осознанно используют полученные знания
6. Домашнее задание
1 мин Выполнить задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя» стр.124,
Задание по желанию. Нарисовать свои иллюстрации рассказу «Васюткино озеро» и подготовиться к их защите. Работа в группах Личностные:
-Осознанно используют полученные знания 6.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
2 мин Прием «Дерево предсказаний».
-А сейчас вы должны вооружиться яркими фломастерами и написать на листочках, чему вас научил этот рассказ? Как вы воспользуетесь этими знаниями в жизни?
-Выставление оценок. Капитаны групп выделяют по одному самому активному участнику. И небольшой сюрприз. Гости, подарите свои улыбки самому активному ученику. У кого больше всех улыбок, тот получает 5. Высказывают свое мнение. Личностные:
-Осознанно используют полученные знания