Конспект урока по литературе на тему в.Астафьев Васюткино озеро
Тема урока: «Всякая таёжная дорога начинается с затесей»
(по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Цели урока:
Обучающие:
1)познакомить с биографией В.Астафьева;
2)Продолжить работу по обучению анализу текста.
Развивающие:
1)Совершенствовать речевые умения;
2)Развивать навыки групповой работы;
3)Развивать умение высказывать своё мнение
Воспитательные: 1)Помочь детям задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации;2)Вызвать эмоциональный отклик у учащихся после прочтения рассказа.
Велика наша Родина,
И сколько по ней ни броди,
всё будешь находить что-нибудь
новое, интересное
В.Астафьев
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Скажите себе: «Я буду сегодня успешным. У меня всё получится. Я буду стараться. Я буду доброжелательным».
II. Работа по теме урока
1) Ребята, мы сегодня совершим небольшое путешествие. Мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя В.П.Астафьева.
Для того чтобы отправиться в путешествие, я раздам вам путевые листы. Наш путь будет интересным и поучительным.
(раздаются путевые листы)
С.Шабурово г.Челябинск г.Красноярск
с.Овсянка р.Енисей тайга
На самолёте мы перелетаем из г.Челябинска в г.Красноярск. Этот город начался с острога, построенного для охраны от набегов кочевников. Сейчас этому городу 376 лет. Это один из красивейших городов Сибири.
Неподалёку от Красноярска в селе Овсянка родился в 1924 году писатель Виктор Петрович Астафьев. Семи лет он лишился матери. И только заботами бабушки Екатерины Петровны было скрашено сиротское детство. Их родных мест ушел в 1942 году на фронт. После войны вернулся домой. Жил и работал до последнего своего часа в Красноярском крае.
(презентация: Биография В.Астафьева)Далее нам предстоит путешествие по красивой реке Енисей. Берега его поражают величием. Взобраться на них под силу только опытным скалолазам. Невозможно оторваться от гранитных изваяний: столбцов. Река Енисей- могучая река. Много ценной рыбы водится в ней.
И вот наконец тайга. Она поражает своим величием. Ты кажешься совсем маленькой песчинкой среди вековых сосен, елей, кедров и пихт. «Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая и равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем.»(просмотр картин с изображением тайги)
2) Работа с текстом.
Повествование начинается не спеша, издалека. В прологе мы узнаем, что речь идет о тринадцатилетнем мальчике, в честь которого названо озеро.
А) Составление композиции рассказа
Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Ответ:
Экспозиция «Много ещё безымянных озер и речек».
«Скучное житье началось у Васютки»
Завязка Васютка отправляется в тайгу за орехами.
«Где же затеси?»
Развитие действия «Отчаяние охватило его…»
Первая ночь в тайге.
Васютка отправляется на север.
«Неужели впереди Енисей?»
Ночевка на берегу озера.
Поиски реки. Васютка выходит к Енисею.
Кульминация Пассажирский пароход проходит мимо.
Появление катера-бота и спасение ВасюткиРазвязка «И вот Васютка дома!»
«Вот и озеро Васюткино…»
любознательный
Б) Составление кластера
Смелый, добрый
ВАСЮТКА
Переживает за своих родных «Плачет, поди, мамка»
«охотник и рыболов»
В) Анализ дней, проведенных мальчиком в тайге.
1 деньРазговор с матерью перед уходом в тайгу.
Затеси. Кедровка. Погоня за глухарем. Заблудился. Развел костер.
Приготовил место для ночлега.
2 деньОсматривает тайгу с дерева. Завтракает. Решает, куда идти дальше. Плачет. Готовится к ночлегу. Обнаруживает в озере много рыбы.
Вспоминает мать, школу.
3 день Обследует озеро. Обнаруживает, что оно проточное. Замечает желтую полосу леса. Засыпает под пихтой.
4 деньТайга меняется. Слышит гудок и бежит на гудок. Добирается до реки. Пароход не подбирает мальчика. Ночь длинная и тревожная.
5 деньМальчик улавливает звуки катера-бота. Бежит к реке. Спасает мальчика старшина рыбосборочного бота Коляда.
Спит уже дома.
Г) Составление сиквейнаКто? Что? ВасюткаКакой? Смышленый, мужественный, любознательный
Что делает? Осматривает, изучает, обследует
Кто? Что? Хороший человечек
Д) Выполнение теста по рассказу
1.Жанр произведения Астафьева:
А) рассказ
Б)повесть
В)быль
2.Что лежит в основе произведения:
А) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;
Б) изображение Сибири;
В) повествование о приключениях героя.
3.Зачем Васютка пошел в лес:
А) собирать кедровые орехи;
Б) выполнить поручение отца;
В) на прогулку.
4. Какая птица «увела» Васютку в тайгу:
А) тетерев;
Б) глухарь;
В) кедровка.
5. Что сделал Васютка, когда понял, что заблудился:
А) горько заплакал;
Б) запаниковал»
В) решил не сдаваться.
6.Что помогло главному герою спастись в тайге:
А) богатая флора и фауна тайги;
Б) теплая осенняя погода;
В) умения и навыки таежного жителя.
7.Какие слова деда и отца вспомнил Васютка, заблудившись в тайге :А) «С тайгой надо дружить!»
Б) «Тайга хлипких не любит!»;
В) В тайге одному делать нечего!».
Ответы
1 2 3 4 5 6 7
1 3 1 2 3 3 2
Проверка теста через интерактивную доску
III. Рефлексия
«Оценочное окно» по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»
Я знал Знаю Хочу ещё узнать
IV. Комментированное выставление оценок за урок.
Комментирование деятельности учащихся
V. Домашнее задание
Перечитать понравившиеся эпизоды, составить для одноклассников вопросы по рассказу.