Рабочая программа по внеурочной деятельности Социокультурные истоки
ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»
Кафедра педагогических технологий
Дошкольного и начального образования
Педагогический проект
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки» для 1 класса
в условиях реализации ФГОС НОО.
Работу выполнил:
слушатель курсов группы Н-11
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5 имени С.М. Кирова
г. Ульяновска
Жилина Светлана Степановна.
Ульяновск
2015
Содержание:
1.Введение. 3
2.Пояснительная записка. 4
3. Планируемые результаты освоения курса 6-7
4.Содержание программы. 8 - 11
5..Календарно – тематическое планирование 4 класса. 13 - 17
7.Контрольная часть. 18 - 33
8.Заключение. 32-33
9.Литература. 34- 35
1.Введение.
Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики начальной школы.
В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Учитывая всё это, нужно отметить, что внеурочная деятельность «Социокультурные истоки», как и любые другие, необходимо модернизировать, вводя новые формы проведения, используя инновационные педагогические технологии.
Миссия преподавателя этой внеурочной деятельности в школе особая. Учитель должен быть не просто грамотным специалистом, а человеком, несущим детям духовность, нравственность, красоту, возбуждающим желание быть добрым, щедрым душой, уверенным в себе, умеющим наслаждаться окружающим миром и менять мир вокруг себя.
Пояснительная записка
Актуальность курса. В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.
Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Проблема
Несмотря на то, что в процессе обучения постоянно ведется работа по развитию основных компетенций учащихся, диагностика показывает недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетентности, самостоятельности, низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся.
Гипотеза
Если целенаправленно и систематически создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся, используя системно-деятельностный подход к обучению, дети научатся самостоятельно ставить цели, анализировать жизненные ситуации, делать выводы, адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.Цель: воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.
Задачи:
Подвести учащихся к пониманию сути Истоков ;Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
Развивать образное и логическое мышление;
Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Отличительная особенность.
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И . А . Кузьмина , профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системно-деятельный подход в образовании позволяет:
развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Курс « Cоциокультурные истоки » является одним из базисных курсов на основе системно-деятельного подхода .
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса « Cоциокультурные истоки » в рамках начальной школы.
В 1 -м классе дети приходят к пониманию сути Истоков . Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем ( социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе.
Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
Методика отвечает современным достижениям в области психологии и психофизиологии младших школьников. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память и внимание детей. В качестве методических принципов оптимизации и интенсификации обучения предлагаются:
• использование эмоционально положительных и архетипически значимых образов;
• опора на непроизвольное запоминание;
• вовлечение различных видов восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство);
• использование эвристических методов обучения;
• организация занятия по правилу смены деятельности;
• диагностика и своевременная индивидуальная коррекция в процессе обучения;
• организация самостоятельной работы в парах и группах;
• тематическая связь с другими предметами.
Использование методов активного обучения с опорой на непроизвольное запоминание позволяет избежать перенапряжения и утомления и , как следствие, повысить учебную мотивацию учащихся.
Активное обучение предполагает не столько механическое запоминание необходимой информации, сколько изучение предмета с различных сторон. В случае обучения чтению предметом изучения (анализа, сравнения и моделирования) служит письменная речь (текст), разделяемая на предложения, слова, слоги и буквы. При таком подходе изменяется главная задача: ребенок не учит буквы и слоги, чтобы складывать из них слова, а изучает слова, чтобы научиться их понимать. Понимая чтение как процесс извлечения смысла, а не механического звукослияния, мы помогаем ребенку решить актуальную для него задачу. При этом любой результат, полученный в процессе обучения, осознается как достижение. Даже выучив одну букву, ребенок начинает слышать и видеть ее в словах, чувствует реальное приближение к раскрытию тайны печатного слова.
Развитие духовно-нравственной основы личности.
Одной из важнейших задач Азбуки является развитие духовно-нравственных ценностей ребенка и присоединение к этому родителей. Опыт прошедших десятилетий убедительно показал невозможность нравственного воспитания в культурной традиции без учета архетипических особенностей народа. Один из путей социокультурного развития личности – приобщение к Истокам . Азбука состоит из четырех разделов: Мир, Слово, Образ и Книга. Предложенные образы, слова, поговорки, фрагменты произведений, тексты представлены системно в алфавитной и содержательных частях.Материал учебных страниц Азбуки содержит важнейшие образы и понятия, непосредственно связанные с темами воспитательной программы, которые в свою очередь образуют единую линию, задают вектор социокультурного развития личности.
Одна из основных задач Азбуки – введение ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего структурного изучения русского языка. С учетом того, что активизация языкового сознания является неотъемлемым условием социокультурного развития личности, оба направления разработаны в едином контекстном поле. Многоуровневые связи, пронизывающие весь комплекс учебно-воспитательных программ, обеспечивают целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Место курса в учебном плане
Внеурочная деятельность обучающихся кружка "Cоциокультурные истоки" в рамках духовно-нравственного направления планируется 1 часа в неделю (33 часа для 1 класса и 34 часа для 2-4классов) в соответствии с учебным планом. Курс предназначен для преподавания в 1 -4-м классах начальной школы.
Планируемые результаты освоения курса
В итоге изучения курса учащийся расширит кругозор и словарный запас, приобретёт духовный опыт, продолжит формировать систему духовно-нравственных ценностей, основы которых начали закладываться в семье, приобщиться к истокам родной культуры, семейным традициям.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание программы
МИР
1 . Солнышко, мама и папа (А М)
Знакомство с « Азбукой истоков ». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждой свое название и все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.
2. Мир и лад (Поле, школа и семья) (П Л)
Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значения слов поле, лес, поляна, опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто поможет правильно понять? Конечно, мама и семья, учитель и школа. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв (читаем ла-ла и ла-па)? (Сравнение букв с семенами часто встречается в пословицах и загадках.)
3. Истоки и школа (К О)
Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово-образ,
слово-символ. Колокол, язык, книга, школа. Слово – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)
4. Дар (Рождество) ( Е Ё)
Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление. Какие слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и пожелания близким, знакомым и незнакомым людям.
5. Истоки и радуга (И Р)
Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои истоки . У одних общее происхождение, например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: Радость, радуга. (В упражнениях найти слова «из одной семьи».)
6. Сказки А.С. Пушкина (Ш С)
Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка. Почему? (Продолжить предложение так, чтобы получилась сказка. Найти в отрывке о Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?)7. Родной край (Й)
У каждого края свое имя. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Рассказать о происхождении некоторых названий.
8. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец) (Щ Г)
Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость, сила, копье, смелость, совесть, родина, родной край).
Слово-действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.). Что значит «Ищи мира»? Как это делать?
9. Святыни России. Илья Муромец (У Ф)
Продолжение темы. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями? (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.).
СЛОВО
1 . Слово (Х В)
Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией.
2. Весна и слово (Н Я)
Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на метафоры в четверостишиях. С чем еще можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, выученные раньше, ищем сравнения.
3. Золотое сердечко (З Т)
Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения.
4. Серебряное копытце (Д Б)
Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.
5. Честное слово. «Добрыня Никитич» (Ч Ы)
Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать.
6. Слово о родителях (Э Ю)
Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.
7. Святое слово. Былина «Алеша Попович» (Ь Ъ)
У каждого человека есть свое дело в жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства. А еще есть слова-помощники, они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте (зрительно и на слух).
8. Чаша жизни (Ж Ц)
Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими еще познакомимся.
ОБРАЗ
1. Родник
Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по-разному. В русском языке много слов близких по смыслу (например, родник, источник, ключ), поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии). Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль.
2. Образ Родины
Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова называется корень, как вы думаете, почему? Другие части слова тоже важны, они могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.
3. Образ защитника Отечества
Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют свою форму, например: Смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения: подбор слова в правильной форме, например, «воины покинули свой дом … с победой возвратился воин домой… трудна была его дорога к дому…».
4. Образ праздника (День Победы)
Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем?
Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры.
КНИГА
1 . Книга
Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить. И у каждой из них своя задача и свои особенности языка.
Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.).
2. Книга книг
Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.
3. Живое слово книги
Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.
4. Первая книга. Мир книги
Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги.
Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.
Контроль и оценка планируемых результатов
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Формы подведения итогов: анализ рисунков по темам курса, в конце курса проводится диагностика по изучению уровня воспитанности учащихся (автор Н.П.Капустин), в 4 классе изучение социализированности личности учащихся (автор М. И .Рожков), проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления.
Учебно-методическое и техническое обеспечение
Кузьмин И.А., Давыдова Е.Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. – М., 2013.
• портреты великих русских поэтов:
Александра Сергеевича Пушкина,
Михаила Юрьевича Лермонтова,
Федора Ивановича Тютчева,
Сергея Александровича Есенина;
• иконографические изображения и портреты великих людей России:
Святого князя Владимира,
Святого князя Александра Невского,
Михаила Илларионовича Кутузова,
Александра Васильевича Суворова.
Методические и учебные пособия
1.Бандяк О.А. Воспитание на социокультурном опыте: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2012.
2. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 2012. – Декабрь.
3. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 2004.
4. Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 2012. – Сентябрь.
5. Е.Ю. Давыдова. И.А. Кузьмин. Азбука Истоков "Золотое сердечко". 1 класс. Учебное пособие
6.Прописи в 2-х частях для Азбуки Истоков 1 класс
7. Е.Ю. Давыдова. И.А. Кузьмин. Азбука Истоков "Золотое сердечко". 1 класс.
Календарно-тематическое планирование в 1 классе (33 часа)
№ занятия Тема
занятия Количество часов Формируемые УУД по теме Форма занятия Дата по плану Дата фактическая
1
МИР ( 9 ч.)
Введение в предмет.
Солнышко, мама и папа 1 Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Вводное занятие
Ресурсный круг 2 Мир и лад
(Поле, школа и семья) 1 Ролевая игра 3 Истоки и школа 1 Работа в группах 4 Дар
(Рождество) 1 Работа в парах 5 Истоки и радуга 1 Работа в группах 6 Сказки
А.С. Пушкина 1 Литературная викторина 7 Родной край 1 Ресурсный круг 8
Святыни России.
Щит и герб (св. Георгий ПобедоносецСвятыни России.
Илья Муромец 1
Работа в группах
9
Память
Обобщающий урок 1
Дидактическая игра 10 Слово (10 ч.)
Слово 1 Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ресурсный круг 11 Весна и слово 1 Работа в парах 12 Золотое сердечко 1 Работа в группах 13 Серебряное копытце 1 Творческий конкурс 14 Честное слово. Добрыня Никитич 1 Ресурсный круг 15 Слово о родителях 1 Ресурсный круг 16 Святое слово. Алеша Попович 1 Работа в группах 17 Чаша жизни 1 Ресурсный круг 18 Внимание
Обобщающий урок 1 Дидактическая игра
19
Экскурсионно-тематический урок.
1
Экскурсия
20 Образ (7 ч.)
Родник 1 Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Работа в паре 21 Образ Родины 1 Работа в группе 22 Образ защитника Отечества 1 Ролевая игра 23 Образ праздника
(День Победы) 1 Литературный конкурс 24
Мышление 1 Работа в группах 25 Обобщающий
урок 1 Викторина 26 Экскурсионно-тематический урок. 1 Экскурсия 27 Книга ( 7 ч.)
Книга
1 Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Ресурсный круг
28 Книга книг 1 Работа в группе 29 Живое слово книги 1 Творческий конкурс 30
Первая книга 1
Литературная игра 31 Мир книги
Речь 1
Работа в парах
32 Речь 1 Работа в группе 33 Обобщающий урок 1 Ресурсный круг Контрольная часть.
Духовно-нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются дети, - люди, вещи, явления окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.
Духовно-нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.
Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.
Педагогу важно разобраться в том, как духовно-нравственное воспитание влияет на развитие воспитанника, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку духовно-нравственного совершенства. Это можно понять, если расчленить целостный процесс духовно-нравственного воспитания на отдельные звенья и рассмотреть каждое из них.
Духовно-нравственному развитию младшего школьника присуще возрастные изменения. На этом возрастном этапе дети еще не способны к выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая моральные требования, младший школьник продолжает полагаться на авторитет родителей, учителя, более старших учащихся. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к отрицательному влиянию.
Деятельность учителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся:
Для повышения духовно-нравственной грамотности родителей были проведены следующие родительские собрания:
"Ведем детей по ступенькам духовноcти и нравственности";
"Роль отцов в воспитании детей";
"Семья + школа, как духовно-нравственная ячейка общества";
"Все мы родом из детства".
Родителей волнуют вопросы духовно-нравственного воспитания. Они стараются привить детям интерес к проблемам духовности и нравственности, стараются обсудить их, так как все это происходит на глазах у детей, они с этим сталкиваются.
Уровень воспитанности детей во многом зависит от духовно-нравственной атмосферы в семье, от педагогической культуры родителей, от правильного понимания и выполнения ими своих обязанностей. Семья – это ближайшая сфера социального окружения. Она формирует человека непрерывно. В ранние детские годы, до того, как появляются товарищи, семья играет решающую роль в формировании и становлении личности.
Для повышения духовно-нравственной культуры младших школьников мы проводили различные мероприятия. Так, для формирования нравственности личности ребенка, различных форм сопереживания в вербальном или словесном плане, мы использовали ситуации морального выбора.
Здесь продолжается работа по формированию у детей таких Духовно-нравственных чувств, как сопереживание, сочувствие. Особое значение приобретает воспитание активных форм содействия другому не только во время свободного общения, но и в процессе учебных занятий.
Так же я провела классные часы на темы:
"Радуга дружбы";
"Воспитание самого себя";
"Папа, мама и я";
"Расскажи мне о себе";
"Добро и зло";
"Умение жить среди людей";
"Быть уверенным - это здорово" и др.
Диагностические методики:
Методики проводятся в начале и в конце 1 класса в форме анкетирования.
Методика "Что такое хорошо, что такое плохо"
Учащихся просят привести примеры: принципиального поступка; зла, которое сделали им другие; доброго дела, свидетелем которого они стали; справедливого поступка, который совершил знакомый человек; безвольного поступка; проявления безответственности и др.Степень сформированности понятий о духовно-нравственных качествах оценивается по 3-бальной шкале:
1 балл - у ученика сформировано неправильное представление о данном духовно-нравственном понятии;
2. балла - представление о духовно-нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла - сформировано полное и четкое представление.
Методика "Диагностика духовно-нравственной самооценки"
Инструкция:
Вам предлагается десять высказываний. Внимательно прослушайте каждое их них. Подумайте, насколько Вы с ним согласны. Если Вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 2 балла; если совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл.
Список высказываний:
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей.
Я думаю, что можно позволить себе выругаться в ответ на несправедливое замечание в мой адрес.
Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
Мне приятно делать людям радость.
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
Обработка результатов:
Номера 3,4,6,7. (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица; в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы; в 1 балл - 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы и т.д.
Интерпретация:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень духовно-нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень духовно-нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - уровень духовно-нравственной самооценки ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень духовно-нравственной самооценки.
Методика "Диагностика этики поведения"
Инструкция:
Вам предлагается пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами.
Список предложений:
Если кто-то надо мной смеется, то я:
Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я:
Когда меня постоянно перебивают, то я:
Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, то я:
Интерпретация:
вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического давления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации, высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика "Диагностика духовно-нравственной мотивации"
Инструкция:
По каждому предложенному вам вопросу есть несколько вариантов ответов. Выберите тот, который в наибольшей степени характерен для вашего поведения.
Суждения:
Если кто-то плачет, то я :.А. пытаюсь ему помочь;
Б. думаю о том, что могло произойти;
В. не обращаю внимания.
Я с другом играю с теннис, к нам подходит мальчик 4-5 лет и говорит, что у него нет такой игры.
А. я скажу ему, чтобы не приставал;
Б. отвечу, что не могу ему помочь;
В. скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
Г. пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:
А. я не обращу внимания;
Б. скажу, что он размазня;
В. объясню, что нет ничего страшного;
Г. скажу, что надо лучше научиться этой игре.
Если мой одноклассник на меня обиделся, то я:
А. подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
Б. обижусь в ответ;
В. докажу, что он не прав.
Интерпретация:
Положительные ответы: 1а, 2г, 3в, 4а.
Подсчитывается сумма положительных ответов:
4 балла - высокий уровень;
2-3 балла - средний уровень;
0-1 балл - низкий уровень.
Методика "Выбор"
Эта методика позволяет выявить отношение школьников к духовно-нравственным нормам и соответствующим духовно-нравственным качествам (ответственности, коллективистской направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости). Учащимся предлагается выполнить следующие задания:
Во время каникул, когда ты собрался поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь привести в порядок учебный кабинет. Как ты поступишь?
А) Скажешь, что согласен помочь и отложишь свой отъезд;
Б) Соберешь ребят и вместе с ними сделаешь работу за один день;
В) Пообещаешь выполнить работу после возвращений.
Г) Посоветуешь привлечь на помощь того, кто останется в поселке.
2. Тебе поручили дело, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?
А) Добросовестно выполнишь поручение;
Б) Привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;
В) Попросишь дать тебе другую, более интересную для тебя работу;
Г) найдешь отговорку для отказа.
3. Ты случайно услышал, что группа твоих одноклассников высказала справедливое, но неприятное замечание в твой адрес. Как ты поступишь?
А) Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении;
Б) Переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь;
В) Сделаешь вид, что ничего не слышал;
Г) Укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие.
4. В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?
А) Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
Б) Обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить норму;
В) попросишь освободить тебя от работы и перевести на другую;
Г) Оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать.
5. Ты стал свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?
А) Потребуешь от обидчика извинения в адрес пострадавшего;
Б) Разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;
В) Выразишь соболезнование тому, кого обидели;
Г) Сделаешь вид, что тебя это не касается.
6. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человек. Как ты поступишь?
А) Сделаешь все невозможное для устранения зла, ущерба;
Б) Извинишься, объяснишь, пострадавшему, что не хотел этого;
В) Постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват;
Г) Свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.
Обработка полученных данных:
Выбор ответа "а" свидетельствует об активном, устойчивом положительном отношении к соответствующим духовно-нравственным нормам и оценивается в 5 баллов. Ответ "б" показывает, что это отношение, хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы) и оценивается в 3 балла. Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ "в", то его отношение - пассивное и недостаточно устойчивое и оценивается в 2 балла. Наконец, выбор последнего ответа - свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к духовно-нравственным нормам, и оценивается в 1 балл.
Высокий уровень - 24-30 баллов;
Достаточно высокий уровень - 18-23;
Средний уровень - 14-17 баллов;
Ниже среднего - 6-13 баллов.
Высокий уровень духовно-нравственной воспитанности:
Хорошо усвоены духовно-нравственные нормы, и сложилось устойчивое отношение к ним. В поведении достаточно полно проявляются такие ценные качества, как ответственность, совестливость, чуткость, принципиальность, справедливость. В часы досуга осваивается социально ценный опыт, преобладают полезные для духовного развития школьника и нужные окружающим виды деятельности.
Достаточно высокий уровень духовно-нравственной воспитанности:
В целом сформировались духовно-нравственные нормы и определилось положительное отношение к ним. В поведении ребенка могут проявляться ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводит разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, много читает, помогает родителям.
Средний уровень духовно-нравственной воспитанности:
Имеются знания о духовно-нравственных нормах, но отношение к ним недостаточно устойчивое. Основные нравственные качества: ответственность, чуткость, справедливость, принципиальность, критичность, совместимость и др. - проявляются в зависимости от ситуации. В свободное время, наряду с оптимальными и содержательными занятиями, случаются пассивно-созерцательные и малоценные формы досуга.
Ниже среднего уровень воспитанности:
Знания о духовно-нравственных нормах довольно приблизительные, а отношение к ним пассивно-неустойчивое. Не сложились в полной мере основные нравственные качества, в первую очередь-ответственность, критичность, совестливость, справедливость, чуткость, а если и проявляются, то только ситуативно.
Свободное время заполнено стихийно, и малоценными занятиями, в том числе и ничегонеделаньем
Таблица 1. «Формирование нравственного развития» (сентябрь 2014 г.)
№ Ф.И.
Сформированностьпонятий о духовно-нравственных качествах Духовно-нравственная самооценка Этика поведения Духовно-нравственная мотивация Отношение к духовно-нравственным нормам Всего баллов Уровень воспитанности
1. Алексеев Игорь 1 1 2 0 13 17 Н
2. Андреева Вероника 3 4 4 4 25 40 В
3. Болотова Любовь 3 2 5 4 26 40 В
4. Борисова Виктория 2 1 3 2 18 26 С
5. Буланова Анастасия 2 2 2 3 20 29 С
6. Валаев Кирилл 1 2 3 2 16 24 С
7. Васильева Александра 2 2 2 3 18 27 С
8. Елистратов Владимир 3 4 5 4 24 40 В
9. Жилин Дмитрий 3 4 4 4 26 41 В
10. Клекацюк Даниил 2 2 3 2 17 26 С
11. Коженкова Мария 2 2 2 3 16 25 С
12. Котков Иван 2 2 3 2 20 29 С
13. Курбатова Анастасия 2 2 2 3 21 30 С
14. Лашманов Николай 3 4 5 4 27 43 В
15. Малахова Вероника 3 4 4 4 25 40 В
16. Николаева Александра 3 4 4 4 23 38 В
17. Панов Кирилл 3 4 5 4 28 44 В
18. Проничев Александр 2 1 3 2 21 29 С
19. Пузакин Владислав 2 2 2 3 18 27 С
20. Свидерский Станислав 3 4 5 4 26 42 В
21. Семенов Владимир 2 2 3 2 19 27 С
22. Стрельникова Маргарита 1 1 2 1 12 17 Н
23. Федина Татьяна 3 4 5 4 24 40 В
24. Фельде Софья 2 2 3 2 22 31 С
25. Шокина Виктория 2 2 3 2 21 30 С
Из таблицы видно, что из общего количества детей (25) c высоким уровнем воспитанности -10, со средним – 13, с низким – 2. Это является результатом работы и помощи родителей в организации данного процесса, активностью самих детей.
Таблица 2. «Формирование духовно-нравственного развития» (май 2015 г.)
№ Ф.И.
Сформированностьпонятий о духовно-нравственных качествах Духовно-нравственная самооценка Этика поведения Духовно-нравственная мотивация Отношение к духовно-нравственным нормам Всего баллов Уровень воспитанности
1. Алексеев Игорь 2 2 2 2 17 25 С
2. Андреева Вероника 3 4 5 4 25 41 В
3. Болотова Любовь 3 3 5 4 26 41 В
4. Борисова Виктория 2 1 3 2 18 26 С
5. Буланова Анастасия 2 2 2 3 20 29 С
6. Валаев Кирилл 3 4 4 3 23 37 В
7. Васильева Александра 3 4 4 4 25 40 В
8. Елистратов Владимир 3 4 5 4 26 42 В
9. Жилин Дмитрий 3 4 5 4 27 43 В
10. Клекацюк Даниил 3 4 4 4 23 38 В
11. Коженкова Мария 2 2 2 3 16 25 С
12. Котков Иван 2 2 3 2 20 29 С
13. Курбатова Анастасия 3 4 3 4 26 40 В
14. Лашманов Николай 3 4 5 4 27 43 В
15. Малахова Вероника 3 4 4 4 25 40 В
16. Николаева Александра 3 4 4 4 25 40 В
17. Панов Кирилл 3 4 5 4 28 44 В
18. Проничев Александр 3 3 5 4 24 39 В
19. Пузакин Владислав 2 2 2 3 18 27 С
20. Свидерский Станислав 3 4 5 4 26 42 В
21. Семенов Владимир 2 2 3 2 19 27 С
22. Стрельникова Маргарита 2 2 2 2 18 26 С
23. Федина Татьяна 3 4 5 4 26 42 В
24. Фельде Софья 2 2 3 2 22 31 С
25. Шокина Виктория 3 4 3 4 25 39 В
Из этой таблицы видно, что из общего количества детей (25) с высоким уровнем воспитанности – 16, со средним – 9, с низким – 0. Это явилось результатом совместной работы учителя, родителей и детей.
Заключение
Духовно-нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им духовно-нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Целью духовно-нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Последнее предполагает:
1.выработку понимания жизненной важности морали;
2.установку на выработку духовно-нравственного самосознания (совесть);
3.выработку стимулов дальнейшего духовно-нравственного развития;
4.выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5.милосердие и любовь к людям.
Опытно-экспериментальная работа доказала, что выработанная нами гипотеза полностью решена и предполагаемые в ней педагогические условия:
учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей,
активное участие родителей в организации учебного процесса,
организация трудовой и практической деятельности,
оказались эффективными в организации работы по формированию духовно-нравственной сферы младших школьников.
Успех в решении целей духовно-нравственного образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у него духовно-нравственной культуры.
Список литературы:
Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. – 2005, № 11 – С. 68 – 71
Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова // Педагогика. – 1999, № 4. – С.78 – 80.
Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. – 2005, № 2. – С. 67– 68.
Бандяк О.А. Воспитание на социокультурном опыте: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2012.
Безруких М. М. Все цвета, кроме черного. – Москва: Вентана – граф, 2002.
Журнал “Народное образование” №2 / 2002 год.
Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 2012. – Декабрь.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва: Вако, 2004.
Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 2012. – Сентябрь
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – Москва: Вако, 2008.
Воспитание (1 – 3 кл.). Модель «Ориентир». Под редакцией профессора Осиповой М.П. – Минск: ИнтерпреСервис, 2003.
Васильева-ГангнусЛ. Азбука вежливости. – Москва: Педагогика, 2008.
Родительские собрания (1– 4 класс). – Москва: Вако, 2008.
Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает, использует природу. – Волгорад: Учитель, 2002.
Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –
Москва: ЦГЛ, 2003.
Примерная программа духовно – нравственного развития, ФГОС, 2010.
Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. – М: Просвещение, 2011.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Интернет-ссылки:
http://festival.1september.ru/articles/212640/ (статья «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» с приложениями)
http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228/ (ряд статей под общим названием «Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС»)
http://www.zheschool3.ru/index.php/innova/79-ogneva1 (Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников: «Я – Гражданин своей Республики, своей страны»)http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/vystuplenie-nravstvennoe-vospitanie-mladshego-shkolnika (Выступление (статья + презентация) по теме "Нравственное воспитание младшего школьника")
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-raboty-klassnogo-rukovoditelya-po-dukhovno-nravstv (Методическая разработка по теме: «Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников»)http://knowledge.allbest.ru/http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya-k-istokam-dukhohttp://festival.1september.ru/ (Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников «Я и мир вокруг», программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца") http://pedsovet.su/http://lomovskayaosh.edusite.ru/http://nsportal.ru/ (материалы: «HYPERLINK "http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/nravstvennoe-vospitanie-mladshego-shkolnika"Нравственное воспитание младшего школьника», « Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС», «Духовно-нравственное воспитание и особенности его реализации в начальной школе», «Влияние пословиц на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», «Патриотическое воспитанием младшего школьника как гармоническое развитие и формирование личности», «Управление процессом формирования основ информационной компетентности младшего школьника», «Ценностные ориентации младшего школьника»).http://www.wikonika.ru