План познавательно-творческого проекта Весенние трели
МБОУ «СОШ №4 г.Белёва Тульской области» структурное подразделение «Детский сад №2 «Аленушка»
603313511620500
-2557145225933000
Подготовила: учитель-логопед
Дорофеева Екатерина Витальевна
г.БелёвВизитка проекта
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный, 2 недели.
Форма реализации: 2 групповых занятия на темы: «Весна», «Перелетные птицы» (см. Приложение 1); 1 мастер-класс «Изготовление аппликации крупой « Перелетные птицы».
Участники проекта: дети подготовительной группы, посещающие логопедические занятия, учитель-логопед, родители.
Проблема: У детей, посещающих логопедические занятия, снижен уровень речевого развития, активный и пассивный словарь мал, грамматический строй речи нарушен, отсутствует связанность речи при построении развернутого высказывания. У детей-логопатов слабо сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Ребята с трудом сравнивают различные периоды весны, у них слабые представления о первых весенних цветах, перелетных птицах и их жизни в весенний период. Усугубляется вышеописанное тем, что мало внимания этой теме удаляется дома со стороны родителей.
Актуальность проекта:
Ознакомление детей с природой – это средство образования и накопления знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Благодаря накопленному опыту происходит развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей. Считаю, что используемые в рамках проекта средства, приемы и технологии позволят детям усвоить материал, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. По окончанию проекта предполагается оформление информационного буклета для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с темой «Весна» в котором будут отражены рекомендации по расширению знаний детей на данную тему.
Новизна проекта:
Заключается в интеграции образовательных областей предусмотренных программой ДОУ в логопедические занятия, применении нетрадиционных технологий в логопедической работе (см. Приложение 2 ).
Цели:
Коррекционно-образовательные цели:
Обобщение и уточнение знаний о признаках весны, перелетных птицах, активизация и расширение словаря за счет слов–действий, слов-признаков. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыков словообразования и словоизменения (образование слов, путём сложения основ, образование приставочных глаголов, согласование количественных числительных с существительными).
Закрепление умений составлять предложения по предложенным схемам.
Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления.
Развитие речевого слуха.
Развитие оптико-пространственных представлений.
Развитие навыков командной работы.
Воспитательные цели:
Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, развитие способности к самооценке.
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: Проектор, экран, презентация «Перелетные птицы», аудиозаписи «Пение птиц», мнемотаблицы, индивидуальные карточки, листы, разные виды крупы, клей, кисти, краски. Ожидаемый результат: Дети знают и называют признаки весны, перелётных птиц (особенности их внешнего вида (части тела), повадки, сравнивают по нескольким признакам). Дети могут составить описательный рассказ о перелётной птице, используя мнемотаблицы. Дети научились изготавливать аппликацию «Перелетные птицы» из крупы, закрепили навыки рисования в технике «пальчиковая живопись». Обогатился словарь по теме «Весна»:
Существительными: Птица, грач, ласточка, гусь, утка, селезень, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, соловей, стая, клин, косяк, вереница, отлёт, перелёт, голова, глаз, клюв, туловище, грудка, крыло, хвост, лапка, оперение, перо, пух, яйцо, гнездо, скворечник, птенец, корм, насекомое.Прилагательными: Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая, теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное, перелётная, водоплавающая, быстрая, пёстрая, певчая, заботливая, юркая, голодная, сытая, лебединая, журавлиная, утиная, гусиная, соловьиная, грачиная,Глаголами: Бегут, журчат, звенят, шумят, сливаются в речку, петь, кричать, щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать, плавать, нырять, сидеть, клевать, вить, нести, высиживать, заботиться, кормить, голодать, кружить.Наречиями: Громко, весело, холодно, голодно, быстро.
Работа с родителями в ходе реализации проекта:
Повтор дома пословиц, поговорок и народных примет по заданию учителя-логопеда;
Подборка литературы по теме «Весна»;
Наблюдение за изменениями в природе во время совместных прогулок родителя с ребенком;
Оформление тематического буклета для родителей.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (Составление перспективного плана работы по реализации проекта).
Основной (Подбор наполнения занятий, оформление раздаточного и наглядного материала, проведение занятий).
Заключительный (Выставка детских творческих работ, презентация буклетов для родителей).
Фотоотчет (см. Приложение 3)
Приложение 1
Конспект логопедического занятия
«Весна».
Коррекционно-образовательные цели:
Обобщение и уточнение знаний о характерных признаках весны, научить самостоятельно, находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе, активизация и расширение словаря за счет слов–действий, слов-признаков. Совершенствовать навыки подбора и употребления грамматических средств языка: глаголов и прилагательных к существительным. Закреплять умение подбирать антонимы, умение образовывать превосходную степень прилагательных, умение согласовывать числительные с прилагательными и существительными.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления. Развитие речевого слуха. Развитие оптико-пространственных представлений.
Воспитательные цели:
Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, развитие способности к самооценке. Формирование доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: презентация «Весна», проектор, экран, мнемотаблицы, изображение солнца, лучики, краски, тематическая раскраска «Весна», индивидуальные салфетки.Ход занятия:
I. Вводная часть.
а) Загадки о весне и весенних явлениях.
-Ребята, у нас сегодня гость. Но для того, чтобы узнать его, нужно отгадать загадки.За окном звенит онаИ поет: "Пришла весна!И холодные сосулькиПревратила в эти струйки!"Слышно с крыши:"Шлеп-шлеп-шлеп!"Это маленький потоп. (Капель)
Весною стали очень яркиВсе луга, поляны, парки.Посреди стеблей зеленыхРазноцветные бутоны.Синие и красные,Нежные, прекрасные.Соберем из них букеты,Что же это, что же это? (Цветы)
Парк как будто весь покрытОблаком зеленым.Тополь в зелени стоит,И дубы, и клены.Что на веточках раскрылось .И в апреле распустилось? (Листва, почки)
Осенью летели к югу,Чтоб не встретить злую вьюгу.А весной снежок растаял,И вернулись наши стаи! (Перелетные птицы)
Этот домик - из фанерки,У него насест и дверки.Птичек ждет удобный дом,Им уютно будет в нем. (Скворечник)
б) Сообщение темы и цели.
- Скажите, какому времени года характерны все явления, описанные в загадках?
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ... (Весна)
II. Основная часть.
1. Просмотр презентации «Весна».
2. Игра «Хлопни, топни, постучи» ( Грамматические загадки о весне).
- О чем мы можем сказать «весеннее»?(хлопаем)
(ВесеннЕЕ облако, весеннее солнце, весеннее настроение, весеннее небо, весеннее утро).
О чем говорят «весенний»?(топаем)
( весеннИЙ дождь, весенний ручеек, весенний вечер, весенний лес, весенний парк).
А о чем мы говорим «весенняя»? (стучим ладошками по столу)
(весеннЯЯ погода, весенняя капель, весенняя проталинка, весенняя речка)
3. Физкультминутка «Покажем весну».Предложить детям «нарисовать» весну с помощью движений руками ирассказать о ней.Солнышко пригрело, Дети тянут руки вверх, раздвинув пальчики широко в стороны, как лучи солнца.И растаял снег. Опускают руки вниз, машут свободными кистями.И расцвел подснежник на виду у всех. Показывают кистями рук бутончик подснежника, а затем выпрямляют пальцы, показывают цветок.
4. Лексическая игра «Помощники весны».
Задача игры – подобрать как можно больше весенних слов.
- Посмотрите, у нас на доске теплое весеннее солнышко, только у него чего-то не хватает (лучиков). Давайте подберем как можно больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть!
Примерный словарь для игры:
Весна какая? Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.Солнышко какое? Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.5. Дыхательная гимнастика «Сугробы»
На рисунке подснежника нарезанные кусочки бумаги лежат так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Детям необходимо помочь весне растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Для этого снег нужно аккуратно сдуть. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники, которым они будут очень рады!!!
- А когда снег тает, что получается? Ручьи и капель.
6.Пальчиковая гимнастика «Капель».
Изображаем капель. Пальцы сгибаются и стучат по ладошке в медленном темпе по очереди – сначала ладошки касается указательный пальчик, потом средний, далее безымянный, мизинчик и всё повторяется снова. После этого гимнастика повторяется с другой ладошкой.
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)
7.Лексическое упражнение «Скажи наоборот».
- Весной погода очень переменчивая, давайте попробуем ее описать:
Погода солнечная – а наоборот какая? (пасмурная)
Весна ранняя – а наоборот весна …? (поздняя)
Весна нежданная – а наоборот весна ….? (долгожданная)
Ручей мелкий – а наоборот ручей… ? (глубокий)
Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)
Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)
8.Работа с мнемотаблицами.
- Мы сегодня так много узнали о весне, давайте попробуем составить один красивый рассказ, используя таблицы.
9.Рисунок «Весна» в технике «пальчиковая живопись».
- А сейчас мы сами нарисуем весну, только вместо кистей нам помогут наши пальчики.
III. Заключительная часть.
- Ребята, давайте всем покажем, какая красивая весна у нас получилась (выставка творческих работ).
Конспект логопедического занятия
«Перелётные птицы весной ».
Коррекционно-образовательные цели:
Обобщение и уточнение знаний о перелетных птицах, активизация и расширение словаря за счет слов–действий, слов-признаков. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыков словообразования и словоизменения (образование слов, путём сложения основ, образование приставочных глаголов, согласование количественных числительных с существительными). Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления. Развитие речевого слуха. Развитие оптико-пространственных представлений.
Воспитательные цели:
Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, развитие способности к самооценке. Формирование доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: презентация «Перелётные птицы весной», проектор, экран, карточки со схемами полета птиц.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
а) Знакомство с приметами о перелетных птицах.
Логопед: Вот и пришла долгожданная весна. А знаете ли вы, что люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода? Давайте послушаем, как отражались эти наблюдения в народных приметах.
Коли грачи прямо в гнезда летят – дружная весна.
Ранний прилет грачей – к теплой погоде.
Коли перелетная птица течет стаями – к дружной весне.
Журавушка курлычет – о тепле весть подает.
Жаворонок прилетает на проталинку, скворец на прогалинку, журавль с теплом, а ласточка с листом.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – лето будет холодное, на теневой – теплое.б) Сообщение темы и цели.
II. Основная часть.
1.Просмотр презентации «Перелетные птицы».
2. Игровое упражнение «Кто за кем прилетает?».
-Ребята, птицы с юга возвращаются не одновременно. Послушайте меня очень внимательно и запомните, что я скажу: «Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли». Первый из вас должен назвать птицу, которая возвращается первой, тот кому передадут мячик должен назвать первую птицу и добавить следующую, и так все по очереди. Последний должен назвать всех четырёх птиц в правильной последовательности. Готовы? (Дети называют по очереди птиц, передавая мячик друг другу).
3. Работа с пословицами.
Ребята, а вы знаете, что о перелетных птицах есть много пословиц? Познакомимся с ними.
Увидел грача – весну встречай!
Увидел скворца – весна у крыльца!
Одна ласточка весны не делает.
4. Игра «Кто как поет» (развитие лексико-грамматического строя речи).
Логопед: Снова ожили леса и болота. Звонкими песнями наполнился лес. Давайте вспомним, как поют лесные птицы.
Логопед: Подскажите как поют ...
Логопед: Дети:
Гуси - ... гогочут
Соловьи - ... свистят
Ласточки - ... щебечут
Синицы - ... пищат
Совы - ... хохочут
Журавли - ... курлычатУтки - ... крякают
Лебеди - ... трубят
Филины - ... ухают
Аисты - ... трещат
5.Речевая игра «Кто о ком заботится?»
Логопед: Только ранней весной птицы поют, а потом у них много забот, ведь очень скоро в каждом гнезде запищат птенцы.
Логопед: Дети:
У скворцов - ... скворчата,
У дроздов - ...
У журавлей - ...
У уток - ...
У гусей - ...
У кукушек - ...
У грачей - ... и т.д.
Дети: Аист заботится об аистятах.
Утка заботится об утятах.
Скворец заботится о скворчатах.
Гусь заботится о гусятах.
Грач заботится о грачатах и т.д.
6. Развитие пространственных представлений.
Ребятам раздаются рисунки со схемами полета птиц.
Ребята, а еще у перелетных птиц есть свой порядок полета.
Воспитатель: - Как вы думаете, как летят птицы? Как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?
Ласточки, скворцы, трясогузки – стайкой.
Шеренгой, прямым фронтом летят цапли, утки.
Утки чаще всего летят косяком.
Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.
7. Подвижная игра «Перелет птиц».
-Ребята, представьте, что мы с вами перелётные птицы. Прежде, чем отправится в полёт, мы с вами должны выбрать вожака. Кто такой вожак?
( Птица, которая летит впереди стаи – вожак, он должен быть сильным, выносливым, смелым, умным).
Готовы полетать?
Логопед показывает схему и говорит: «Полетим как гуси». Дети строятся. «Как вы построились? Правильно, косяком (дети строятся косяком и «летают» по залу под фонограмму) Аналогично по другим схемам.
Логопед: После такого перелёта, я предлагаю вам немного отдохнуть. ( Дети присаживаются).
8. Графический диктант «Лебедь».
Логопед: Ребята, а сейчас я предлагаю вам изобразить перелетную птицу с помощью графического диктанта. Следуя указанным направлениям по клеткам вы легко справитесь с этим заданием.
III. Заключительная часть
Логопед: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что понравилось больше всего?
Дети делятся впечатлениями о занятии.
Приложение 2
Образовательные области Вид деятельности Технологии
Социально-коммуникативное развитие Загадывание загадок.
Игра «Хлопни, топни, постучи». -ИКТ;
-Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи;
-Технология развития лексико-грамматической стороны речи;
-Игровые технологии;
-Крупотерапия;
-Музыкотерапия;
-«Пальчиковая живопись».
Познание Наблюдение за погодой.
Графический диктант «Лебедь».
Лексическое упражнение «Скажи наоборот».
Игровое упражнение «Кто за кем прилетает?». Речевое развитие Загадывание загадок о весне и перелётных птицах.
Составление с помощью мнемотаблиц описательного рассказа.
Знакомство с пословицами, поговорками и народными приметами.
Дидактические игры: «Кто как поет», «Признаки времени года», Лексическая игра «Помощники весны». Физкультурно-оздоровительное развитие Подвижная игра «Перелёт птиц».
Пальчиковая гимнастика «Капель».
Дыхательная гимнастика «Сугробы».
Физкультминутки «Рисуем весну», «Вышел мишка из берлоги». Художественно-эстетическое развитие Аппликация “Перелетные птицы”.
Рисование пальчиками «Весна». 678180060007500 187960290766500Выставка творческих работ
34290006858000019050017145000 Приложение 3
Составление рассказа по мнемотаблицам686752575184000Дыхательная гимнастика «Сугробы»
Работа над аппликациями «Перелетные птицы»
Результаты «пальчиковой» живописи
Одна из птичек «улетела» на всероссийский конкурс
110490-8001000