Программа гражданско-патриотического воспитания Я — гражданин (5-11 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 24» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Номинация
Социализация личности обучающихся
(гражданско-патриотическое воспитание)
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся
«Я – Гражданин России»
Составители:
cоциальный педагог
Барышева Елена Филипповна,
первая квалификационная категория,
тел:89517061698,
электронная почта:
elena_barycheva61@mail.ru
учитель истории и обществознания
Анисимова Анжелла Владимировна
высшая квалификационная категория,
тел:89156466660
электронная почта
anisimova-angella@mail.ru
ПРОГРАММА
по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся
«Я – Гражданин России»
2014-2018 г
Паспорт программы «Я - Гражданин России»
Наименование программы
«Я – Гражданин России»
Научные, методологические и методические основания Программы
I.Нормативно-правовая база:
- Конституция РФ
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральные государственные стандарты второго поколения
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2010. № 41(ч. II).- Ст.5250;
- Президентская программ а «Дети России», утвержденная Правительством РФ от 03.10.2002 г.
- ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации »
- Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 04.02. 2008 г. №26. раздел III , п.5.
- Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2. 2812-10 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
II.Методическая литература:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. - М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).
III.Нормативно-правовая база школьного уровня:
- Устав школы.
-Программа развития школы «Школа как образовательная среда».
-Локальные акты образовательного учреждения.
Цель программы
Формирование гражданственности, патриотизма как базовой основы личности выпускника
Формирование духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Воспитание человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
Задачи программы
1.Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
2.Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
3.Формирование гражданско-значимых качеств личности, как активного участника гражданского общества.
4.Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.
Составители программы
Социальный педагог – Е.Ф. Барышева; учитель истории и обществознания А.В. Анисимова
Исполнители
Педагоги, учащиеся, родители муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 24» города Смоленска.
Сроки реализации
2014 – 2018 гг.
Этапы реализации Программы
Этап 1. Диагностический (2014 г.)
Этап 2. Экспериментальный (2015-2017 г.г.)
Этап 3. Контрольно-обобщающий (2017-2018 г.г.)
Ожидаемые результаты
Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
Формирование гражданско-патриотической позиции.
Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
Воспитание уважения к труду, человеку труда.
Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.
Повышение уровня социальной активности, гражданской и социальной ответственности, духовности подростков и молодёжи.
Совершенствование системы работы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в процессе гражданско-патриотического воспитания.
Система контроля исполнения программы
Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методического
объединения классных руководителей, педагогических советах, родительских собраниях.
Пояснительная записка
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям.
Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.
Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».
Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин государство» и «человек общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье Закона РФ “Об образовании РФ” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
Главное в программе системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Цели и задачи программы
Цели:
1. Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
2.Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
Задачи:
Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
Формировать необходимые материальные и правовые норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.
Основные принципы организации патриотического воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и учащегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
Принципы организации и самоорганизации (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Оценка эффективности реализации Программы:
В результате реализации Программы ожидается:
обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста подрастающего поколения;
создание условий для преемственности поколений;
конкретизация цели воспитательной работы;
содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
поступление обучающихся в военные учебные заведения и учебные заведения МЧС;
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;
создание элективных курсов и кружков патриотической направленности;
привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;
повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся;
разработка исследовательско-поисковых работ обучающихся.
Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.
V.Механизм реализации программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ «СШ № 24».
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, региональных, всероссийских конкурсах.
VI.Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Организация программы
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет.
Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: учащиеся 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач.
Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких.
Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране:
заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия.
II категория: учащиеся 5–8-х классов.
У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
Задачи:
продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
заложить фундамент предпрофильной подготовки обучающихся, необходимой для продолжения образования в старших классах и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее,
формировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
формировать способность противостоять негативному воздействию социальной среды
III категория: учащиеся 9–11-х классов.
Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной.
В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
Задачи:
определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
сформировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития
Основные направления программы
Связь поколений.
Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3.способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы:
тематические классные часы, беседы,
уроки мужества,
предметные недели,
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами,
конкурсы,
посещение музеев,
праздники, посвященные памятным датам
реализация классных и общешкольных проектов
работа школьных музейных уголков
Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
5. Знакомить с историей России, ее культурой, вероисповеданием, развитием промышленности;
6. Изучать культуру других национальностей, населяющих Россию;
7. Участвовать во Всероссийских конкурсах.
Формы:
тематические классные часы,
коллективные творческие дела,
фестивали народов России
конкурсы, викторины по правовой тематике,
праздник получения паспорта, дня Конституции,
устный журнал,
встречи с интересными людьми,
акции, диспуты
работа школьных музейных уголков
военно-спортивные игры
проектная деятельность
посещение театров и выставок других национальностей и народов;
Мой край родной.
Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы:
тематические классные часы,
предметные недели
встречи с интересными людьми
экологическое движение,
выпуск листовок, газет,
озеленение,
игры, марафоны, викторины,
экскурсии, выезды на природу,
посещение театров, музеев города и области
туристско-экскурсионная деятельность
проектная деятельность, исследовательская деятельность
Моя школа
Цель: создание позитивного имиджа школы
Задачи
1. Воспитывать любовь к школе как второму дому;
2. Воспитывать и развивать духовные ценности на примере судеб выпускников школы.
3. Создавать историю школы
4. Воспитывать чувство гордости за школу, в которой учишься
5. Пропагандировать профессию педагога
Формы
различные школьные мероприятия;
субботники, трудовые десанты, работа по благоустройству школы;
традиционные мероприятия школы
встречи с выпускниками
Мой город
Цель: приобщение учащихся к насущным заботам города, к его экологическим проблемам; воспитание гордости и любви к родному городу, уважение к его истории и жителям.
Задачи:
1.знакомить с историей города;
2.изучать военную и трудовую историю города;
3.знакомить с промышленностью, культурой города
4.работать по благоустройству города.
Формы
встречи с интересными людьми;
выставки и экскурсии;
классные часы;
субботники
проектная, исследовательская деятельность
Я и семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
4. Знакомство с профессиями родителей; пропагандировать профессиональные династии
5. Сохранять лучшие традиции семьи, пропагандировать опыт семейного воспитания
6. Привлекать к изучению родословной своей семьи
Формы:
беседы,
родительские собрания,
родительский лекторий,
индивидуальное консультирование,
совместные мероприятия, игры,
семейные праздники и часы общения.
анкетирование,
реализация проектов «Моя родословная», «Профессии моей семьи» и т. д
План мероприятий по реализации программы на 2014-2018 гг.
Цели:
1.Создание и развитие системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся
2.Обеспечение новых подходов к организации гражданско-патриотического воспитания
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников.
ежегодно
Заместитель директора по УВР,
социальный педагог,
кл. руководители
Использование символов Российской Федерации и Смоленской области при проведении школьных мероприятий.
систематически
Заместитель директора по УВР
Участие в постоянно действующих районных, городских региональных и федеральных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.
2014-2018г.
Заместитель директора по УВР,
социальный педагог, учителя–предметники,
кл. руководители
Проведение тематических линеек, классных часов по истории России, символике России.
2014 -2018г.
Заместитель директора по УВР,
социальный педагог,
кл. руководители
Участие в акции «Вахта памяти»:
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;
Классные мероприятия;
Общешкольная линейка, посвященная Дню Победы
Парад Победы
Почетный караул у Поста №1
Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся»
Участие в акции «Бессмертный полк»
2014-2018г.
Заместитель директора по УВР,
социальный педагог,
педагог–организатор
преподаватель ОБЖ
классные руководители
Линейка памяти жертв Беслана
Сентябрь ежегодно
Заместитель директора по УВР,
социальный педагог,
кл. руководители
Участие в военно-патриотической игре «Зарница»
ежегодно
преподаватель ОБЖ
Участие в соревнованиях допризывной молодежи
ежегодно
Заместитель директора по УВР,
педагог–организатор
преподаватель ОБЖ
Участие в акциях «Открытка ветерану», «Великие люди Великой Победы», «Этот праздник со слезами на глазах»
ежегодно
Заместитель директора по УВР,
социальный педагог,
кл. руководители
Участие в акциях по уборке и реставрации памятных мест на кладбищах и мемориалах района
Шефство над могилой на станции Волчейка Смоленского района
К памятным датам
Заместитель директора по УВР,
социальный педагог,
кл. руководители
Подготовка и проведение игры «Спартианские игры»
ежегодно
преподаватель ОБЖ и физической культуры
Проведение сборов с юношами 10 классов
ежегодно
преподаватель ОБЖ
Включение элементов военно-прикладных видов спорта и строевой подготовки в тематику занятий по физкультуре
ежегодно
преподаватель ОБЖ
учителя физкультуры
Организация традиционных встреч:
с ветеранами,
с вдовами погибших на войне;
с воинами-интернационалистами;
с курсантами военных училищ;
с призывниками
выпускниками школы
интересными людьми культуры, спорта и труда
ежегодно
Заместитель директора по УВР,
социальный педагог, учителя истории,
кл. руководители
Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.
ежегодно
учителя истории, библиотекарь
Участие обучающихся и педагогов проектной деятельности
ежегодно
Кл. руководители, учителя-предметники
Проведение общешкольных мероприятий посвященных Дню Знаний, Дню матери, Дню мира, Дню Конституции, Дню космонавтики и т.д.
ежегодно
Заместитель директора по УВР,
социальный педагог,
кл. руководители
Проведение уроков мужества, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы.
ежегодно
Классные руководители
Участие в легкоатлетических кроссах, посвященных Дню нации и Дню Победы
ежегодно
учителя физкультуры
Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов
ежегодно
Преподаватель ОБЖ,
библиотекарь,
Музейная педагогика:
Русская изба
Памятный уголок «Герои Великой отечественной войны»
Памятный уголок воину-интернационалисту С.А. Клименкову
ежегодно
Заместитель директора по УВР,
кл. руководители,
руководитель музея
Конкурсы сочинений и рисунков «Память жива», посвященных памятным историческим датам
ежегодно
учителя литературы
учителя ИЗО
Акция «Как живется тебе, ветеран»
ежегодно
Заместитель директора по УВР,
классные руководители
Акция «Моя семья – моя опора»
ежегодно
Классные руководители, родители
Организация мероприятий по воспитанию толерантного отношения к миру. Неделя толерантности
ежегодно
Классные руководители
Осенняя и весенняя Недели Добра
ежегодно
Заместитель директора по УВР,
классные руководители
Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх учащихся «Президентские соревнования»
ежегодно
Учителя физкультуры и ОБЖ
Благотворительные акции и мероприятия
ежегодно
Заместитель директора по УВР,
социальный педагог, учителя истории,
кл. руководители
Профориентационные мероприятия
ежегодно
Педагог-психолог,
кл. руководители
Издание школьной газеты
1 раз в месяц
Заместитель директора по УВР,
руководитель кружка «Проба пера»
Семинар-практикум для классных руководителей «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»
2015 г
Заместитель директора по УВР
Совместная работа с ВК города Смоленска
По плану
Преподаватель ОБЖ
Совместная работа со Штабом ГО и ЧС
По плану
Преподаватель ОБЖ
Сотрудничество со Смоленской Митрополией
По плану
Заместитель директора по УВР
Список литературы:
1.Ахмеджанова З.Х. Нам завещаны память и слава / З.Х. Ахмеджанова, Э.М. Галиева // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 2. – (опыт «Поста № 1 у Вечного огня»).
2.Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1.
3.Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. – 2013. - № 6. – С. 39-48.
4.Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.
5.Капитонова Г.Н. Система совершенствования патриотического воспитания в УДОД / Г.Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. – 2012. - № 1.
6.Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т.А. Касимова // Внешкольник. – 2013. - № 4. – С. 43-47.
7.Кочуков С. Наша общая память и слава / С. Кочуков // Тамбовская жизнь. – 2013. – 25 сент. – С. 6. – (о связи Тамбовщины с Болгарией)
8.Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. – С. 20-23.
9.Кун Ю. След в сердцах / Ю. Кун // Директор школы. – 2014. - № 1. – С. 97-103.
10.Леонтьева Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания / Т.Н. Леонтьева // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - № 1. – С. 36-39.
11.Попов А.В. Нельзя сужать сферу патриотического воспитания / А.В. Попов, И.Н. Попова // Народное образование. – 2013. - № 7. – С. 214-221.
12.Потрашкова В. Урок мужества, посвященный Дню защитника Отечества / В. Потрашкова // Воспитание в школе. – 2013. - № 3. – С. 116-125.
13. «Прощание славянки» : история создания марша // Ровесник. – 2013. – 4 сент. С.4.
14.Рыбальченко Л.И. Педагогический эффект военно-патриотического проекта «Мы пишем ваши имена» / Л.И. Рыбальченко, Тиме Юргенд, Н.И. Ралдугина и др. // Методист. - 2014. - № 7. – С. 29-36.
15.Сидоров Е.А. Детские объединения в системе патриотического воспитания во внеурочной деятельности школы / Е.А. Сидоров // Внешкольник. – 2013. - № 4. – С. 40-43. 29.Стекляр Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Скляр // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - №1.
16.Строгонова Л.В. Нам дороги эти, позабыть нельзя. Классный час, литературная композиция, монтаж, торжественный митинг. Патриотическое воспитание младших школьников. Вып. 3. – М. : Педагогическое общество России, 2005. - 48с.
17.Студенникова С.Л. Не потерять свои корни: опыт патриотического воспитания в Орловской области / С.Л. Студенникова // Внешкольник. – 2012. - № 5.
18.Торощина Т.А. Патриотическое воспитание в объединении экологической направленности / Т.А. Торощина // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. - № 9. – С. 36 – 41.
19.Ушкалова А.И. Историческая реконструкция – основа военно-патриотического воспитания / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - №10 – С. 17-20.
20.Циулина М. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М. Циулина // Воспитание в школе. – 2013. - № 3. – С. 24-32.
21.Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте / Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. – 2011.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· †€Љњ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· нл° "bм
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·йЗаголовок 1Заголовок 315