Программа по гражданско – патриотическому воспитанию на 2016-2017 учебный год «Юный патриот»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное
Образовательное Учреждение
«Детский сад № 37 «Огонёк»
города Белово»
-342900181610ПРИНЯТО:
Протокол №
00ПРИНЯТО:
Протокол №
3657600181610УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ «Огонёк»
____________ Г.И. Мальцева
Приказ №
00УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ «Огонёк»
____________ Г.И. Мальцева
Приказ №
Программа
по гражданско – патриотическому воспитанию
на 2016-2017 учебный год
«Юный патриот»
151130455549000
2016 г
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1. Паспорт программы………………………………..3
РАЗДЕЛ 2. Пояснительная записка…………………………….7 РАЗДЕЛ 3. Этапы и сроки реализации…………………………9 РАЗДЕЛ 4. Уровень знаний воспитанников по итогам программы………………………………………………………..10 РАЗДЕЛ 5. Календарно – тематический план для детей старшей группы…………….………………………………………………11 РАЗДЕЛ 6. Календарно – тематический план для детей подготовительной группы………………………………………16
РАЗДЕЛ 7. План спортивно-массовых мероприятий МБДОУ……………………………………………………………21
РАЗДЕЛ 8. Направления работы с родителями………………..22
Литература ……………………………………………………….23 Приложения РАЗДЕЛ 1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Программа по гражданско – патриотическому воспитанию
на 2016-2017 учебный год «Юный патриот»
Основные разработчики Программы Руководитель программы: Мальцева Галина Ивановна – заведующий МБДОУ «Огонёк»,
Рабочая группа:
Митина Ольга Геннадьевна
старший воспитатель,
Вакуленко Татьяна Сергеевна
воспитатель.
Исполнитель программы МБДОУ «Огонёк».
Телефон: 8(384)52 2-21-05
E-mail: d.sadik37@mail.ruЮридический адрес пер. Цинкзаводской, 5а,
г. Белово, 652600, Кемеровская область, Российская Федерация
Сведения об образовательном учреждении Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37 «Огонёк» города Белово» создан на основании Распоряжения Администрации Беловского городского округа от 19.04.2011г. № 682-р «О создании муниципальных дошкольных учреждений Беловского городского округа».
В настоящее время в учреждении функционирует 5 групп дошкольного возраста
1 младшая группа «Ягодка»;
2 младшая группа «Одуванчик»;
средняя группа «Василёк»;
старшая группа «Ромашка»;
подготовительная к школе группа «Колокольчик».
Тип Полное наименование: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37 «Огонёк» города Белово».
Сокращенное наименование: МБДОУ детский сад № 37 города Белово.
Вид Основной целью деятельности детского сада является создание условий для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования и обеспечения воспитания, обучения, присмотра, ухода и оздоровления детей в возрасте от 1,5 до 7 лет
Цель Программы Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа; приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.
Задачи Программы Создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
познакомить воспитанников с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;
знакомство с разными видами устного фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы);
познакомить детей с народными обычаями, обрядами, традициями, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество;расширять знания детей о России, крае, городе, развивать чувство гордости за свою родину, народ;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
Педагогические принципы программы
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Выполнение норм Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.1.2660-10.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
Закон РФ «Об образовании».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
Сроки реализации программы Программа рассчитана на два года – 2016 - 2018 гг.
На кого рассчитана программа Программа разработана для детей дошкольного возраста (старшей и подготовительной групп). Возрастной состав детей от 5 до 7 лет.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
РАЗДЕЛ 2.
Пояснительная записка
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать». В.А. Сухомлинский
Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является воспитание в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.
Актуальность.
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.Создание в группе уголка народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для воспитанника открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в уголке расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
РАЗДЕЛ 3.
Этапы и сроки реализации
I этап – подготовительно-организационный: сбор информации и изучение нормативно-правовой документации
II этап – основной: теоретический и практический. Итоговое тестирование, микроисследование и контроль, планирование, исходя из анализа, на следующий период.
III этап - заключительный: коррекционная деятельность, подведение итогов.
Этапы внедрения программы
Сбор информации.
Разработка и внедрение программы.
Разработка и реализация плана программы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
Регулирование выполнения программы.
Текущий мониторинг выполнения программы.
Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
Механизм сопровождения программы
Планирование и подготовка
Изучение методической литературы.
План работы на год.
Комплектование творческой группы.
Составление разделов плана творческой группой (по годам).
Обсуждение проектов каждого плана.
Утверждение плана.
Использование результатов работы
Оформление результатов работы.
Написание творческих работ, проектов.
Выступление в СМИ.
Мероприятия поддержки
Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
Взаимодействие с семьей.
Сотрудничество с Центральной детской библиотекой.
Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.
Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем.
РАЗДЕЛ 4.
Уровень знаний воспитанников по итогам программы
5–6 лет.
Знать свой домашний адрес, название города, области.
Иметь представление о символике города, области.
Знать название близлежащих улиц.
Иметь представление о жизни и быте народа населивших город.
Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
Краткие сведения об истории города, области.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знать герб, флаг Кемеровской области и своего города.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, Кемеровской области, г. Белово.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
РАЗДЕЛ 5.
Календарно – тематический план для детей старшего возраста от 5 до 6 лет
№п/п Месяц Название мероприятия Цели, задачи Предварительная работа.
Творческие проекты (продуктивная деятельность детей)
1 Сентябрь
«Знакомство с русской горницей».
«Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна» Познакомить детей с русской горницей, его обитателями, «окунуть»
детей в атмосферу русского быта, воспитывать уважение ко всему русскому.
Познакомить детей с предметами народного быта, развивать интерес к творческому труду.
Д. и. «Предметы народного быта».
Словесная игра «Устное народное творчество»
Чтение сказки «Спящая красавица»
Лото «Быт русских людей».
Рассматривание иллюстраций на тему: «Деревенская изба», «Предметы быта». Аппликация «Вязаные вещи»
2 Октябрь «Семья вместе – душа на месте»
«Народная игрушка –тряпичная кукла».
Обобщить представление детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека.
Познакомить с историей создания тряпичных кукол, с процессом изготовления куклы, их ролью в жизни человека; развивать интерес к народной игрушке Беседа «7-Я»,Чтение сказки «Отец и сыновья» Л. Толстого,
Рассказывание русских народных сказок «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»стихотворения
Я. Акимова «Моя родня».
Д.и. «Русский народный костюм» Изготовление куклы- пеленашки.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Аппликация «Подарок для родных» (дети выбирают бумажные силуэты платка, сарафана, сапог и украшают их узорами)
Рисование «Русская народная одежда»
Фольклорный праздник «Осенины встречаем именины отмечаем»
(посвященный сбору урожая).
3 Ноябрь Игра-путешествие «Широка страна моя родная»
Экскурсия «Путешествие по городу»
Закреплять знания о родном городе: государственные символы, государственный язык, достопримечательности. Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине.
Познакомить дошкольников со своей малой родиной, улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о Правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой город Конкурс рисунков «Наш город глазами детей»
Ознакомление с пространственными отношениями «Работа с планом города»
Изготовление макета улицы города.
4 Декабрь «Золотая Хохлома»
«Новый год у ворот»
Познакомить детей с русским народным промыслом «хохломская роспись», формировать чувство красоты, воспитывать эстетический вкус.
Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско – патриотическое чувство.
Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине,
Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.
Рисование на тему: «Моя Родина».
Беседа: «Что такое Новыйгод?»
Рассматривание альбома «Новый год в других странах». Чтение русских народных сказок «Морозко», «Василиса Премудрая» Рисование «Где живёт перо Жар-птицы?»
Выставка рисунков «Моя Родина»
Изготовление альбома «Мы все разные, мы все равны» (картинки с изображением людей разной национальности).
Изготовление новогодних игрушек и гирлянд для украшения группы.
Рисование «Новый год»
Конкурс поделок на лучшую новогоднюю игрушку.
5 Январь Праздник «Рождество Христово»
Игра-беседа «Учимся правильно разговаривать»
Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника — Рождества; развивать речевые, музыкальные, коммуникативные способности детей; воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России
Познакомить детей с правилами ведения диалога с взрослыми, подвести к пониманию необходимости соблюдения правил.
Подготовка к развлечению: разучивание песен, стихотворений
Изготовление эмблемы для самого вежливого ребенка
6 Февраль Беседа «Мой папа»
Игра – путешествие «Город, в котором я живу»
Развивать интерес к миру взрослых людей, вызывать желание подражать в достойном
Познакомить с историей родного города и его достопримечательностями, воспитывать чувство уважения к малой родине. Изготовление поздравительных открыток ко Дню защитника Отечества. Чтение стихотворения В. Степанова «Наша Армия», А. Жаров «Пограничник»
Беседы «Мой папа - военный», «Что должны уметь солдаты», «Наша Армия родная». Чтение пословиц о защитниках.
Рассматривание альбомов с иллюстрациями разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных.
Сюжетно-ролевая игра «Пограничники», «Моряки», «Разведчики». Рассматривание альбомов «Наша Армия», «Военная техника»
Праздник «Вместе с папой».
Беседы «Моя малая родина Белово!», «Где я живу», «Знаешь ли свой город?»
Рисование «Растения и животные нашего города». Изготовление альбома «Правила поведения в лесу».
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с видами города
Рассматривание карты города
Рисование на тему «Любимые места в родном городе». Изготовление альбома «Город, в котором живу» с рисунками детей. Рисование «Моя улица».
7 Март «Как гармошка заиграла – я не удержалась»
Беседа «Государственные символы России»
Познакомить с народными музыкальными инструментами (гармошкой, балалайкой, ложками) народным фольклором.
Познакомить с традициями русского народа – обрядовым праздником Масленица; воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Формировать представления детей о государственных символах России — флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине
Развлечение. «Ой, ты, Масленица»
Рассматривание репродукций картин русских художников с изображением русских музыкальных инструментов.
Слушание и пение обрядовых песен.
Беседы о масленичной неделе.
Д.игра. «Русский народный костюм»
Рассматривание иллюстраций, книг альбомов «Русские праздники», «Русский костюм». Настольно – печатная игра «Времена года», «12 месяцев»
Аппликация «Флаг России»
Рассматривание альбомов «Москва», «Кремль», «История Москвы». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие». Рассматривание иллюстраций (Красная площадь, Кремль и т. д.) Конструирование Московского Кремля.
8 Апрель Игра-развлечение «Вороний день»
Русские народные промыслы
Дать представления детям о некоторых особенностях культуры народов России (фольклор: загадки, итры, музыка), познакомить с обычаем празднования национальных праздников, воспитание, уважение к народам разной национальности.
Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.
Изготовление игрушек-оберегов. Экскурсия в мини-музей детского сада «Ознакомление с национальной одеждой народов России».
Изготовление игрушек-оберегов. Экскурсия в краеведческий - музей «Ознакомление с национальной одеждой народов России».
9 Май Беседа
«Праздник Победы»
Рассматривание карты края
«Сказочная Гжель».
Формировать представления детей о Великой Отечественной войне, воспитывать патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине.
Познакомить детей с русским народным промыслом «гжельская роспись», помогать детям понимать прекрасное, воспитывать эстетический вкус.
Экскурсия к Вечному Огню.
Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны.
Рисование «День Победы»
Чтение Л. Кассиль «Твои защитники», Б. Алмазов «Матросская лента» Слушание военных песен.
Приготовить вылепленные фигурки игрушек из глины. Рассматривание альбомов «9 мая», «Родина Мать зовёт», «О войне»
С.р игра «Моряки»,«Пограничники»,
«Летчики»
Н/и «Государственные праздники России»
Конкурс рисунков «Гжельские узоры»
Дидактическая игра. «Укрась узором игрушку». Словесная игра «Кто больше назовёт предметов русского быта»
РАЗДЕЛ 6.
Календарно – тематический план для детей подготовительного возраста от 5 до 6 лет
№п/п Месяц Название мероприятия Цели, задачи Предварительная работа.
Творческие проекты (продуктивная деятельность детей)
1 Сентябрь «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду.
Игра-беседа «Мы все разные, но мы все равны» Формировать знания детей о профессиях работников детского сада, воспитывать уважение к труду взрослых.
Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны. Учить выделять характерные особенности внешности человека. Воспитывать уважение к детям и взрослым. Воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Семья», «Детский сад» Изготовление макета детского сада. Изготовление украшений для группы.
Изготовление альбома «Мир вокруг нас»
2 Октябрь Беседа «Наша Родина — Россия»
Беседа «7-Я»
Формировать представления у детей о России, воспитывать любовь к родному городу, краю, к Родине, чувство гордости, уважение к государственной символике.
Формировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни
Оформление фотоальбомов, творческих выставок «Это Родина моя».
Художественное конструирование Сказка «Гуси-лебеди». Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Чтение сказок «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Сказка о рыбаке и рыбке»
Оформление стенда в группе «Наша дружная семья» (семейные фотографии детей группы).
Рисование «Герб моей семьи»
3 Ноябрь Русский лес – чудесный лес
Беседа-досуг «Моя мама — лучше всех»
Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства.
Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей
Занятие, беседы о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций.
Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова», «Зеленая аптека»Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Составление рассказов по модели. Художественное конструирование «Праздник мамы»
4 Декабрь Голубые реки России
«Новый год у ворот»
Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России
Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско – патриотическое чувство.
Занятие, беседы о реках России, озере Байкал, рассматривание иллюстраций.
Рисование «Озеро-сказка». ,Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей.
Творческий проект «Сочини сказку «Новогодние приключения».
Рассматривание альбома «Новый год в других странах». Чтение русских народных сказок «Морозко», «Василиса Премудрая» Рисование «Где живёт перо Жар-птицы?»
Изготовление альбома «Мы все разные, мы все равны» (картинки с изображением людей разной национальности).
Изготовление новогодних игрушек и гирлянд для украшения группы.
Рисование «Новый год»
Конкурс поделок на лучшую новогоднюю игрушку.
5 Январь Интеллектуальная игра «Мы — патриоты»
Тематическое развлечение «Христово Воскресение»
Расширять представления детей о символах государства, округа, достопримечательностях; закреплять знания об особенностях растительного и животного мира России; развивать диалогическую речь детей, обогащать их словарный запас; формировать чувство уверенности в себе, учить согласовывать свои действия с действиями других участников игры; воспитывать интерес к истории своей малой родины и страны, чувство любви и патриотизмаЗнакомить детей с русскими традициями, гостеприимством, христианским праздником Пасхи, воспитывать интерес и уважение к русским праздникам
Ознакомление с пространственными отношениями «Прочтение географической карты нашего края, области».
Изобразительное искусство «Символы нашего государства, края, города»
Оформление выставки творческих работ «Я в России живу»
Развитие экологических представлений.
Знакомство с Солнечной системой, звездами, планетами, теорией возникновения жизни на Земле.
Оформление творческих работ «Пасхальные шедевры»
6 Февраль Беседа «Русские богатыри»
Беседа «Дети и родители»
Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин — Ильей Муромцем, Добры- ней Никитичем, Алешей Поповичем и Мику- лой Селяниновичем. Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям
Формировать представление о значении семьи в жизни ребенка и о семейных традициях. Знакомить с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому
Изобразительное искусство «Русские богатыри»
Рисование по теме «Старинный город»
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Знакомство со сказками «Двенадцать месяцев», «Аленький цветочек»
Коллективная работа детей группы: аппликация «Аленький цветочек» с нарисованными желаниями
7 Март Знаменитые россияне
Знаменитые земляки Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны
Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города, участниками Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими Занятие, беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов
Беседы о знаменитых земляках, прослушивание литературных произведений, экскурсии, целевые прогулки.
Рисование: «Моя профессия»
8 Апрель Беседа «Пожилые люди»
Игра-развлечение «0 правах — играя»
Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков. Воспитывать у детей любовь и уважение к пожилым людям, умение понимать и анализировать смысл пословиц
Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим
Развитие логического мышления «Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений между понятиями: бабушка, дедушка, женщина, мужчина, девочка, мальчик»
Конкурс «Мои добрые дела» (рассказы детей о том, что хорошего они сделали своим бабушкам, дедушкам). Проведение акции «Добрая неделя» (оказание помощи нуждающимся)
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Чтение сказки «Цветик-семицветикОформление книги «Права ребенка», жетонов-символов: «Все имеют равные права», «Имя», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота»
9 Май
Беседа «Юные герои войны»
Беседа «Праздник Победы»
На примерах подвигов героев-школьников рассказать детям о войне с фашизмом; воспитывать чувство патриотизма, стремление быть похожими на таких героев
Формировать представления детей о Великой Отечественной войне, воспитывать патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине
Чтение рассказов, стихотворений о войне
Оформление альбома «Скажем, „нет“ войне»
Чтение рассказов и стихотворений о войне «Осада города»
Выставка творческих работ «Никто не забыт, ничто не забыто»
РАЗДЕЛ 7.
План спортивно-массовых мероприятий МБДОУ
№ п/п Виды состязаний Форма проведения Время проведения Программные задачи
1 Русские богатыри Эстафета Сентябрь Познакомить с историей жизни богатырей. Формировать представления о быте в Древней Руси. Расширить представления о подвигах. Подводить детей к соблюдению правил во время соревнований. Продолжать развивать силу, быстроту, выносливость. Воспитывать познавательный интерес к историческим событиям. Воспитывать дух соперничества и желание победить
2 Лапта Одна игра Октябрь Расширять представление об играх русского народа. Развивать меткость. Развивать быстроту, ловкость, силу. Воспитывать желание соблюдать правила игры.
3 Подвижные игры Соревнования междугруппами Октябрь, март, декабрь, май Расширять представление об играх русского народа. Развивать меткость. Развивать быстроту, ловкость, силу. Воспитывать желание соблюдать правила игры. Поддерживать дух соперничества.
4 А ну-ка, мальчики! Спортивный праздник Февраль Развивать меткость. Развивать быстроту, ловкость, силу. Закреплять ранее полученные знания в заданиях. Воспитывать желание соблюдать правила игры. Поддерживать дух соперничества.
5 А ну-ка, девочки! Спортивный праздник Март Развивать меткость. Развивать быстроту, ловкость, силу. Закреплять ранее полученные знания в заданиях. Воспитывать желание соблюдать правила игры. Поддерживать дух соперничества.
РАЗДЕЛ 8.
Направления работы с родителями
Направление Цели Форма общения
Информационно- аналитическое
Познавательное Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. анкетирование;
интервьюирование;
родительские собрания;
семинары-практикумы
Наглядно- информационное
Досуговое Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенности воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию гражданско- патриотических чувств у детей;
открытый просмотр занятий и других видов деятельности
выпуск бюллетеней, информационных листков;
информация на стендах
совместное проведение досугов праздников;
семейные вечера
семейные спортивные
выставки семейных творческих работ
Литература
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2010.
2. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов, - СПб.:«ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
3. И. А. Бойчук. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
4. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012.
5. Г. М. Блинова. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
6. В. Н. Косарева Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ - Волгоград. Учитель, 2012.
Проект «Белово – моя малая Родина» для подготовительной группы (долгосрочный) Срок реализации: май 2013г. Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.