Программа гражданско-патриотического воспитания ПАТРИОТ

Программа гражданско-патриотического воспитания
«ПАТРИОТ»
Пояснительная записка
Детская память уносит с собой во взрослую жизнь не только знания по учебным предметам, но и облик школы, учителей одноклассников, забывается многое, но образы детства остаются в памяти. В силу этого значимость имиджа школы, педагогического коллектива трудно переоценить.
Еще совсем недавно школа была школой обучения знаниям, умениям и навыкам. Теперь все осознают приоритетную роль развития личности. А обучение знаниям и умениям становится основной частью воспитания и образования человека.
Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявлять о себе, как о современном, стремящемся строить «Школу будущего», если оно ограничивается лишь передачей ученикам знаний и не развивает в них способность самостоятельно мыслить и принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не учит детей ценить и развивать свою уникальную личность, уважать и принимать неповторимость личности другого.
В наше время улучшение качества образования является приоритетом для государства. Создать свою систему воспитания в школе трудно, но возможно.
Актуальность программы.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу,  других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только  в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую   сферы  общества.   В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад могут внести детские организации.  
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения.
Из вышеизложенного определяется актуальность разработки и реализации программы гражданско-патриотического воспитания «ПАТРИОТ».
Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
Усиливать акценты на изучение истории и культуры Отечества и родного края;
Развивать самоуправление в детских организациях;
Изучать имеющийся опыт патриотического и гражданственного воспитания в нашем городе;
Разработать и внедрить в практику деятельности детских организаций игровые технологии;
Создать условия для становления гражданской компетентности личности (готовности и способности активно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания на практике);
Расширить блок спортивно-оздоровительных мероприятий в школе и детских организациях;
Строить воспитательный процесс на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа России, а также исторических и культурных традициях родного края;
Разработать систему мероприятий, способствующих раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося;
Организовать информационное сопровождение программы гражданско-патриотического воспитания «Патриот» в средствах массовой информации;
Вовлечь обучающихся, членов детских и молодежных организаций в разработку и решение школьных, местных, общественных проблем.
Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриот» представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа реализуется силами педагогов, обучающихся, членов детских и молодежных организаций, действующих на базе ГБОУ СОШ №1 города Кинеля и их родителей.
Целевая аудитория: проект рассчитан для обучающихся 1-11 классов ГБОУ СОШ №1 города Кинеля.
Партнеры и их роль в проекте: В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают педагоги и родители.
Направления военно-патриотического и гражданского воспитания.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. 
Программа «Патриот» включает в себя 3 рубежа:
1 рубеж – «Поколение памяти» - забота о ветеранах, пожилых людях, уход за памятниками воинам всех войн.
2 рубеж – «Во славу Отечества!» - организация летнего отдыха и занятости обучающихся, где одной из целей является оздоровление и физическое развитие.
3 рубеж - «Готовы за Россию!» - это подведение итогов программы.
Перечень эффективных технологий, способствующих реализации проекта
КТД - Коллективное Творческое Дело;
Технология проектирования;
ИКТ (использование интернет-ресурсов, составление презентаций и т.д.);
Исследовательские технологии. 
Ученическое самоуправление
Важное место в организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в школе занимает развитие системы ученического самоуправления. Это необходимо, так как обучающиеся, приобретая опыт коллективных отношений, не должны забывать о демократических принципах.
Работа с родителями
Важной сферой внимания организации воспитательного процесса в ГБОУ СОШ №1 города Кинеля является семейная политика, поддержка и участие семьи в воспитании будущих граждан России, прослеживание связей поколений.
Большое внимание уделяется информационно-просветительской работе с родителями.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение
группа
функции
состав

Административно-координационная
Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив.
Директор школы

Консультативная, научно-методическая
Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций.
Заместитель директора по ВР, куратор гражданско-патриотического направления воспитательной работы школы, руководители детских и молодежных организаций

Педагоги ГБОУ СОШ №1
Реализация программы в системе работы школы
Использование современных воспитательных технологий.
Педагоги ГБОУ СОШ №1

Специалисты, сотрудничающие со школой
Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч.
Диагностика.
Участие в мероприятиях школы.
ГБУ СО «Агентство по реализации молодежной политики»
Специалисты отдела молодежной политики Администрации городского округа Кинель Самарской области
Специалисты городского центра «Семья»
Методисты регионального отделения ДОСААФ России Самарской области по патриотическому воспитанию

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи.
Содержание и механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется по семи направлениям деятельности:
Поколение Памяти
Акция «Автограф»
Твори Добро
Россия – Родина моя
Игра, игра, игра
Отвага, мужество и честь
Талантлив каждый
Каждое из направлений реализуется в комплексе со
·школьными, городскими и областными мероприятиями гражданско-патриотической направленности, расширяет деятельность социально-значимыми мероприятиями, дает возможность развития детских организаций теми программами, которые включены в Кубок ВПК, организованным ГБУ «Агентством реализации молодежной политики» Самарской области, а также ОО «Федерация детских организаций Самарской области», членами которой являются все детские организации школы.
Ведущие направления деятельности.
Направление деятельности
Цели и задачи
Формы и методы реализации


Поколение памяти








Продолжение работы с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми блокадного Ленинграда, престарелыми людьми




Адресная
поддержка ветеранов войны и трудового фронта;
Благоустройство
памятников и памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной;
Митинги, Вахта Памяти у Вечного Огня с возложением цветов;
Музейно-исторические акции, посещение школьного и краеведческого музеев. Собственная поисковая работа;
Интерактивные выставки о Великой Отечественной войне;
Подготовка и выпуск сборника «РАДИ ТЕБЯ» с пожеланиями, высказываниями, размышлениями и сочинениями обучающихся в подарок ветеранам.

Акция «Автограф»
Популяризировать работу детских организаций через осуществление контакта со значимыми лицами города
Планирование встреч со значимыми людьми;
Составление рассказа о деятельности детской организации;
Определение фотокорреспондента;
Назначение встреч;
Оформление блокнота «Автограф» с пожеланиями организации.

Твори добро
Продолжить традиционную деятельность и разнообразить акции «Дни Добрых Дел» в различных направлениях и областях социально-значимой деятельности
Шефство над детским садом, детским реабилитационным центром, территорией памятника воинам-работникам завода №12 и т.д.;
Уборка территории города;
Организация игр, концертов, показательных выступлений в школе и городе;
Выпуск «Боевых листов» к праздникам и дням Воинской Славы России;
Помощь пожилым людям;
Помощь детям, нуждающимся в лечении, детям-сиротам.

Россия – Родина моя
Изучить историю родного края, города
Изучение истории родного города;
Изучение биографии людей, прославивших родной край (собранный материал может быть передан в школьный или краеведческий музей города).

Игра, игра, игра
Разработать и внедрить в практику деятельности детских организаций игровые технологии
Разработать и сделать подборку игр по следующим направлениям деятельности:
Интеллектуальному: викторины, игры на развитие психологических процессов, эвристического мышления, различных качеств личности, ролевые игры;
Спортивному: подвижные, военизированные игры и т.д.;
Туристическому: игры с использованием туристических навыков;
Комплексные игры, включающие в себя все предложенные направления.

Отвага, мужество и честь
Расширить блок спортивно-оздоровительных мероприятий в школе и детских организациях; усилить работу по пропаганде и профилактике здорового образа жизни и укреплению физического здоровья обучающихся
Привлечение членов детских организаций в спортивные секции;
Организация занятий на свежем воздухе;
Организация занятий по строевой подготовке;
Организация походов выходного дня, многодневных лагерей в дни школьных каникул;
Сдача нормативов по физической подготовке и ГТО.

Талантлив каждый
Разработать систему мероприятий, способствующую раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося
Посещение мастер-классов по обучению различным видам декоративно-прикладного творчества (на выездных лагерях);
Изготовление коллективных и индивидуальных творческих работ;
Организация конкурсов песен, стихов, спектаклей, агитбригад на любую интересную и актуальную тему;
Разработка и проведение творческих литературных гостиных.

Сроки и этапы реализации программы
Программа действует с января по 25 декабря текущего года. В декабре каждого года подводятся итоги программы и определяются задачи и направления на следующий год.
Механизм реализации программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство ГБОУ СОШ №1 города Кинеля, а также тесное сотрудничество с Кинельским СТК, спортивной школой города, библиотеками, домом культуры.
Вся работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах.
Прогнозируемые результаты
Конечный результат работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся школы спроектирован в виде модели выпускника школы.
Выпускнику школы присущи следующие качества:
1. Высокая духовность – творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получая удовлетворение от творческого процесса; способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия, развито чувство восторга, любви, уважения, преданности, обязательности.
2. Гражданская позиция – понимание ценностей мировой культуры, наличие личной системы ценностей, включая нормы и правила общения, принципы толерантности, душевности и доброты в отношениях с людьми, ответственности и обязательности.
3. Патриотическое сознание – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите, уважение к традициям Кадетского корпуса, его истории.
4. Активное стремление к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества – поиск нестандартных решений, потребность приобретать новые знания и глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях, умение оценивать обстановку, осознание и видение своих достоинств и недостатков.
Оценка эффективности реализации программы.
Повышение эффективности деятельности детских организаций
Результативность программы будет отслежена по следующим параметрам:
Количество;
Уровень социального развития;
Уровень социальной активности;
Уровень общественного мнения.
Повышение уровня успешности участников программы
Обучающихся – в процессе реализации программ личностного роста;
Детской организации – в процессе деятельности по различным направлениям программы
Приобретение и обобщение опыта организационной работы.
Опыт взаимодействия и деятельности в различных сферах и областях жизни с различными институтами общества.
Повышение общественного мнения.
Улучшение организационной культуры, эффективности управления и взаимодействия внутри клуба, развитие самоуправления.
Привлечение дополнительных средств.
Создание ресурсной базы для эффективности дальнейшей работы.
Создание новых программ прогрессивного и личностного роста обучающихся.
ГБОУ СОШ №1 города Кинеля стремится укреплять связи с организациями дополнительного образования города, центрами развития и досуга, общественными организациями. Такой акцент в направлении ее развития не случаен. Он определен заказом российского современного общества, состоящим в воспитании социально адаптированной личности, а также потребностями родителей и детей.
Главной целью данной программы стало гражданско-патриотическое, интеллектуальное, эстетическое, культурное, физическое и нравственное становление подрастающего поколения.
Процесс становления и развития личности будущих граждан России не прост и рассчитан не на один год. Система работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию подвижна и постоянно подвергается корректировке. Меняется методика работы с детьми, которая нацелена на индивидуальное развитие личности ребенка с учетом новых технологий в воспитании, на возрождение патриотизма. А возрождение патриотизма – это возрождение России. Именно с этой позиции педагогический коллектив школы подходит к реализации программы.
13PAGE 15


13PAGE 141215



























15