Доклад на темуЗдоровьесберегающие технологии



Доклад
на тему
«Здоровьесберегающие технологии
в начальной школе»
Составила: учитель начальных классов
МОУ СШ №2 города Богородицк
Фетисова Лариса Эдуардовна
1
План:
1.Вступление.
2. Работа классного руководителя в направлении «Здоровье».
3. Как я добиваюсь хорошего самочувствия своих учеников.
4. Вставки на уроках в начальной школе.
5.Заключение.
2
«Главной причиной отставания в учебе
являются плохое состояние здоровья,
какое-нибудь недомогание или
заболевание.» В.А.Сухомлинский

Здоровье-бесценное достояние не только человека ,но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Такие социальные пороки ,как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения. Улучшение здоровья учащихся – одна из самых перспективных форм оздоровления всего общества.
Главная цель педагогического коллектива это формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды ,сохранение и укрепление физического здоровья школьников ,а так же формирование основ здорового образа жизни .Основными задачами являются ,что касается учебного процесса:
-Оптимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика.
-Организация физкультурно-массовых мероприятий.
-Формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических коллективах.
-Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Все здоровьесберегающие технологии в учебном процессе можно разделить на три основных группы.
1.Технологии,обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
3
2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся.
3.Разнообразие психолого-педагогических технологий ,используемых на уроке.
Число видов учебной деятельности :норма 4-7 видов за урок (опрос, письмо ,чтение, слушание ,рассказ ,рассматривание наглядных пособий ,ответы на вопросы ,решение примеров ,задач)Средняя продолжительность чередования различных видов деятельности 7-10 мин .Физкультминутка по истечению 15-20 минут. Наличие на уроке эмоциональных разрядок :шуток ,улыбок ,музыкальных минуток ,поговорок, использование юмористических картинок .Необходимо правильно организовать урок , учитывая зоны работоспособности учащихся .И конечно психологический климат на уроке.

Использование педагогических технологий и методических приемов демонстрирует учащимся значимость физического и психического здоровья человека. Воспитывает понимание важности здоровья для будущего самоутверждения. Здоровьесберегающие технологии формируют у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. Знакомят с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психологического здоровья.
На фоне сложных экономических условий нашего времени особенно остро стоит проблема здоровья. Именно поэтому важно младшего школьника научить осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья. В результате здоровьесберегающих технологий ученики и родители узнают ,что формирование здорового образа жизни включает в себя : физическое совершенство, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний ,правила гигиены. Таким образом обучение учащихся не может идти в отрыве от обучения и их родителей.
Основными методами такой работы и обучения являются :-Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения, медицинскими учреждениями города.
-Сотрудничество с родителями.
-Сотрудничество с психологической службой учебного заведения.
-Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих
4
правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
-Формирование собственной я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Добиваясь хорошего самочувствия у своих учеников ,я использую в своей учительской деятельности здоровьесберегающую технологию ,разработанную В.Ф. Базарным.
Во – первых, учебные занятия провожу в режиме смены динамических поз.
Во- вторых , в процессе урока для разминок и упражнений на мышечнотелесную и зрительную координацию ,а также на развитие внимания и быстроты реакции использую схемы зрительных траекторий ,расположенных на стене под самым потолком.
В – третьих ,пробую проводить уроки так ,что наглядный учебный материал движется по классу .Это побуждает учащимся постоянно разыскивать задания глазами.
В-четвертых ,применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи.
В-пятых, использую при письме музыкальное сопровождение.
В- шестых ,использую на уроках физкультминутки.
В- седьмых ,включаю оздоровительный компонент в содержание всех учебных предметов.
В-восьмых ,провожу различные формы оздоровительной работы.(праздники ,классные часы ,беседы, спортивные игры, конкурсы, эстафеты, викторины).
Ребята таким образом отличаются раскрепощенностью , повышенной работоспособностью ,у учащихся воспитывается положительное отношение к своему здоровью как к ценности ,которую надо беречь.

Вставки:
-русский язык(вежливые слова и здоровье ,списывание текста о здоровье, анатомический диктант ,разбор слов по составу).
5
-математика(задачи по анатомии, математический разбор пословиц).
-литературное чтение(русские народные пословицы и поговорки, чтение и обсуждение текста с выводами о правильной жизни и здоровье)
-окружающий мир(лекарственные растения твоего края, всегда ли вода чистая ,опасные растения ,грибы, опасные животные)
-физическая культура(спортивные конкурсы, соревнования, спартакиады, олимпиады, турниры)
-внеурочная деятельность(предметные утренники, спортивные викторины, дни здоровья, походы, встречи с выдающимися спортсменами, классные часы ,посвященные спортивной тематике, беседы, дискуссии, встреча с медицинскими работниками)

Здоровьесберегающие технологии показывают ,что их внедрение в учебный процесс ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах активно приобщает родителей к работе по укреплению здоровья детей. Учителям становится легче и интереснее работать ,поскольку исчезнет проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя ,открывается простор для его педагогического творчества.
6
Используемая литература:
1.Журнал «Директор школы»№5 2006г .Чепикова Л.В.
2. «Здоровьесберегающие образовательные технологии современной школы» Смирнов Н.К.2002г.
7