Конспект классного часа на тему Мои права и обязанности
МКОУ « Вачская коррекционная школа-интернат»
Внеклассное мероприятие
Сценарий правовой викторины
« Мои права и обязанности»
Составила и провела: Копейкина О.Л.
2016 год
Цель мероприятия:
- правовое воспитание младших школьников,
- проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.
Задачи мероприятия:
- заинтересовать школьников в дополнительном изучении правовой литературы;
- повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.
Необходимые материалы:
компьютерная аппаратура,
карточки с ответами, с названиями команд
оценочные листы для жюри,
мультимедиа проектор,
книги по правовому просвещению для вручения победителям,
грамоты участникам.
Вступительная часть
Ведущий:
- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о праве и проведём викторину.
Мы расскажем Вам о праве на жизнь, личную неприкосновенность, свободу, в том числе свободу передвижения, праве на жилье, труд, отдых.
На нашем мероприятии присутствует прокурор Вачского Муниципального района Корпачёв В.Н. Ему предоставляем ему слово.
Выступление прокурора.
Ведущий: Какие же права вы имеете?
Право на жизнь – это право, которое закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции нашего государства – Российской Федерации. Оно означает, что жизнь человека – высшая ценность и никто не может лишить её нас с вами безнаказанно. Неправомерное лишение человека жизни называется убийством и строго наказывается судом в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
У нас в России преступников, осужденных судом на смертную казнь за особо тяжкие преступления, не казнят, так как государством наложен мораторий (запрет) на смертную казнь.
Право на свободу и личную неприкосновенность также закреплено Конвенцией о правах ребенка, Конституцией нашего государства – Российской Федерации. Оно означает, что как физически, так и морально личность, т.е. человек, не может быть подвергнут принуждению со стороны других лиц. Например, нельзя заставлять человека, ребенка что-либо делать против его воли: работать, вступать в брак, держать взаперти в каком-то помещении, принудительно везти на машине.
Право на свободный труд закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе РФ. Люди, в т.ч. и дети с 14 лет вправе по своему выбору выполнять работу по письменному договору за денежное вознаграждение (ст. 20 ТК РФ).
Право на отдых также закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе РФ. Это право распространяется на тех людей, которые трудятся (учатся, работают за зарплату (как, например, ваши родители)). Так, взрослым положено работать не более 8 часов в день с перерывом на обед.
Право на жилище закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Жилищном кодексе РФ. Эти законы говорят, что к вам в квартиру никто не может войти без приглашения, никто не может быть лишен своего жилища (то есть нельзя выгонять из жилья, портить его, уничтожать).
В этом году (2013) исполняется 18 лет со дня принятия в России Семейного кодекса РФ. Семейный кодекс – закон, который устанавливает права и обязанности членов семьи.
Как вы думаете, обязанность каждый день чистить зубы и мыть посуду закреплена в Семейном кодексе? (ответ школьников). Конечно, нет, это следует из общепринятых правил гигиены.
А вот в Семейном кодексе записано, что родители обязаны содержать своих детей (кормить, поить, одевать, предоставлять место жительства, воспитывать и так далее), что права папы и мамы в семье равны.
По договоренности между собой именно родители придумывают имена своим детям.
Итак, предлагаем вам поучаствовать в конкурсе. Приглашаем команды. Наше жюри.(представление) Команды по очереди получают задания, отвечают, зарабатывают баллы. Жюри записывает баллы и в конце подводит итоги игры.
II.Основная часть
1. «Домашнее задание» ( оценивается от 1 до 5 баллов)
Представление команд (название, девиз).
В следующем конкурсе надо определить, какие права тех или иных сказочных персонажей нарушены.
2. Конкурс «Сказочный вопрос»
Командам озвучиваются задачи. Тот, кто быстро и правильно ответит на поставленный вопрос, приносит «в копилку» своей команды от 1 до 5 баллов.
Задача № 1
Демонстрируется фрагмент из м/ф «Гуси - Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.
Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?
0124460Ответ: Произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь. Информационная справка: Предусмотрена ответственность за нарушение права на жизнь и наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет .00Ответ: Произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь. Информационная справка: Предусмотрена ответственность за нарушение права на жизнь и наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет .
Задача № 2
Сказка В. Г. Аршина «Лягушка-путешественница».
114300307340Ответ: право на свободу передвижений.
Информационная справка: Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства закреплено в Конституции России. Она гарантирует беспрепятственное перемещение лиц по территории Российской Федерации, свободный выбор ими места пребывания или постоянного жительства..
00Ответ: право на свободу передвижений.
Информационная справка: Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства закреплено в Конституции России. Она гарантирует беспрепятственное перемещение лиц по территории Российской Федерации, свободный выбор ими места пребывания или постоянного жительства.
.
Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
Задача № 3
А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».
114300337185Ответ: право на труд
Информационная справка: В соответствии со ст. 37 Конституции РФ- труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
00Ответ: право на труд
Информационная справка: В соответствии со ст. 37 Конституции РФ- труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
Задача № 4
0471170Ответ: право на жилище.
Информационная справка: В соответствии с ст. 40 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Кроме того, в Конституции содержится запрет проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. За нарушение этого запрета установлена уголовная ответственность статьей 139 УК РФ в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей либо ареста на срок до 3 месяцев.
00Ответ: право на жилище.
Информационная справка: В соответствии с ст. 40 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Кроме того, в Конституции содержится запрет проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. За нарушение этого запрета установлена уголовная ответственность статьей 139 УК РФ в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей либо ареста на срок до 3 месяцев.
Демонстрируется фрагмент из м/ф «Лиса и заяц». Какие права одного из героев сказки «Лиса и заяц» были нарушены?
Задача № 5
Сказка Ш. Перро «Золушка».
Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
0118745Ответ: право на отдых
Информационная справка: Право на отдых относится к числу социально-экономических прав. Конституция РФ в п.5 статьи 37 закрепляет право каждого гражданина России на отдых. Так же работающему по трудовому договору гарантируются установленные Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.00Ответ: право на отдых
Информационная справка: Право на отдых относится к числу социально-экономических прав. Конституция РФ в п.5 статьи 37 закрепляет право каждого гражданина России на отдых. Так же работающему по трудовому договору гарантируются установленные Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
3. Конкурс «Правовые вопросы семьи»
Каждой команде озвучивается по одной задаче. Максимальный балл за ответ – 5.
Команда № 1
Задача:
В семье Сидоровых ожидается «пополнение». Возникла спорная ситуация о том, какое имя дать ребенку. Так, соседи семьи настаивали, чтобы мальчика назвали Марком, сестра мужа – Георгием, тетя Зина из соседнего подъезда по дому – Василием, а сами родители малыша склоняются к имени «Максим».
0269240Ответ: родители ребенка
Информационная справка: в соответствии со ст. 58 СК РФ имя ребенку дается по соглашению родителей.
00Ответ: родители ребенка
Информационная справка: в соответствии со ст. 58 СК РФ имя ребенку дается по соглашению родителей.
Кто вправе определять имя ребенка?
Команда № 2
Задача:
Аня и Ваня собираются подать заявление в органы ЗАГС для заключения брака, но Ваня уже состоит в браке с Юлей.
Возможно ли заключение брака между Аней и Ваней, если он еще не разведен с Юлей? Почему?
-11430074930Ответ: нет, так как в соответствии со ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.
00Ответ: нет, так как в соответствии со ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.