Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях коррекционной школы
ГОУ ТО «Новомосковская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на тему
«Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях коррекционной школы»
Подготовила: воспитатель Т.А.Демина
г. Новомосковск
2014
В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, радости и благополучия человека.
Здоровье детей коррекционной школы – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания и навыки, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в нынешней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Тем не менее, только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечение школьников коррекционной школы возможностями сохранения здоровья в период обучения в школе, формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни. Данная цель определяет принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.
Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления. Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.
Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
В качестве специфических принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1. Важнейший принцип - «Не навреди!». Все применяемые мной методы, приемы, используемые средства обоснованны, проверенны на практике, не наносящие вреда здоровью ученикам.
2. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяю различные дидактические игры ; включаю в урок динамические паузы (ритмические движения под музыку, массаж лица, кистей рук пальцев). Дети очень любят игру – тренинг «Человек к человеку». Стоящих в кругу детей делю на пары, и начинаем играть: ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. Такие динамические паузы-тренинги лучше проводить в начале урока т.к. они положительно настраивают детей на активную работу или в конце урока где данные тренинги являются хорошим методом восстановления сил учащихся. Хорошие результаты дает работа в парах, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
3. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. На своих уроках я использую проблемный, игровой, диалоговый методы обучения, информационно-комуникативные технологии. Также совместно с учениками создаем проекты «Уроки здоровья в задачах», «Твое здоровье в процентах» (задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье. В ходе решения заданий ученики могут взглянуть на основные жизненные процессы глазами математики).
4. Ответственность за свое здоровье.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью соблюдаю санитарно-гигиенические требования к организации урока (освещение, чистота и порядок в учебном кабинете) в соответствии нормами СанПиНа; обращаю особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживаю детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, выполняет зрительную гимнастику. Формируя у учащихся знания о здоровье, включаю в содержание урока примеры с вопросами, связанными со здоровым образом жизни.
Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод. Я рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека.
Таким образом, формируя ответственное отношение к своему здоровью, ученики могут реализовать свои знания, умения и навыки по его сохранности.
5. Осознание учащимися успешности в любых видах деятельности. На уроке дети должны чувствовать себя уверенно и защищено, и это становится возможным при формировании у учащихся постоянного ощущения успеха. Поэтому в процессе урока стараюсь выделить какой-то кусочек или аспект работы каждого ребенка, похвалить его за старание в определенный период времени. Избегаю в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, т.к. они являются здоровьеразрушающими.
6. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что принципы обучения здоровьесберегающих технологий должны быть ориентированы на конкретного ребенка таким образом, чтобы можно было максимально раскрыть его возможности, снять напряжение младшего школьника при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам. Здоровьесберегающие технологии направлены на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его возрастных, психофизических особенностей, с учетом его здоровья, пола, склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей.
В заключение своего выступления хочу заметить, если школьники будут уставать на уроке, то они могут перестать заниматься и интересоваться предметом. В связи с этим мне приходится регулярно заниматься самосовершенствованием через методическую литературу, журналы, интернет и грамотно, умело и просто преподносить новые знания учащимся.