Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы – россияне»
Всероссийский конкурс
на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию
«70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ!»
Наименование конкурсной работы:
Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы – россияне»
Номинация
«Лучшая организация работы по патриотическому воспитанию в учреждении профессионального образования»
Разработчик программы: зам.директора по УВР Бухарова Н.Г.
Контактная информация:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №9 г.Черемхово
Контактный телефон (с кодом города), мобильный, факс, e-mail
83954650544, 89086636071, факс 83954650544, e-mail ptu9@mail.ru; buharova-natalya@mail.ru
Паспорт программы гражданско-патриотического воспитания
Наименование программы «Мы – россияне»
Цель программы развитие гражданско-патриотического самосознания учащихся.
Задачи программы - создать единое воспитывающее пространство в учебном заведении для формирования Гражданина;
- создать условия для получения учащимися информации по гражданскому самоопределению;
- пробуждать интересы к истории нашего государства, города и района;
- развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;
- воспитывать чувство ответственности за судьбу России;
- готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины;
- формирование у учащихся умения строить правовые отношения, участвовать в дискуссиях, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения;
- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального экстремизма в молодежной среде;
- воспитывать у обучающихся неприятие к агрессии, насилия и войны;
- способствовать физическому развитию молодого поколения, развивать чувство ответственности за свое здоровье и образ жизни, создавать условия для занятий спортом.
Сроки реализации 2012-2015гг
Механизм реализации. Исполнители и участники программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет педагогический совет училища.Исполнителями программы являются:
заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
заведующий библиотекой
воспитатели общежития;
руководитель музей;
руководитель физвоспитания;
классные руководители, мастера п/о
Ресурсное обеспечение программы Ресурсы:
Информационные: Организовать рекламно - разъяснительную работу по духовно нравственному воспитанию студентов среди участников образовательного процесса и родительской общественности. Освещать в средствах массовой информации ход и результаты реализации программы
Кадровые: Назначить ответственным за реализацию программы зам. директора по учебно-воспитательной работе. Создать творческую группу из преподавателей и студентов для реализации программы.
Привлечь к реализации программы классных руководителей, заведующего библиотекой; психолога, воспитателей общежития.
Обеспечить социальное партнерство со специалистами отдела по делам молодежи г.Черемхово, работниками городской библиотеки, музея и другими заинтересованными лицами.
Программно-методические: создание библиотеки духовно-нравственной литературы, систематизация методических разработок внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию студентов, программное обеспечение кружковой и клубной работы
Концепция программы сила любого государства определяется нравственностью и моральным духом ее граждан. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, доложен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных православных устоев, присущих российскому обществу;
подростковая преступность, наркомания, проституция, беспризорность, вошедшие в повседневную жизнь, являются следствием уничтожения старых устоев. Составной частью воспитания является гражданско-патриотическое и духовно - нравственное воспитание молодежи, основанное на сохранении и приумножении исторических традиций, в духе любви к Родине, гордости за исторические свершения, преемственности поколений, профессионализма и ответственности за будущее
«...народ, родина, природа, род – эти священные понятия неслучайно запечатлены в русском языке словами одного общего корня. Ни одно из них не существует без другого, также как и реальности, ими обозначенные. А потому и любить их следует совокупно, все вместе, а не порознь…», - В.Распутин;
современным семьям и педагогам досталась сложная проблема – проблема двойственности морали и поведения людей. Такая двойственность – беда и для человека, и для общества в целом. Для решения этой проблемы, прежде всего, важно согласовывать социальные условия жизни и воспитательную цель. Инструментом реализации этих положений является данная программа духовно- нравственного воспитания студентов.
Принципы построения программы:
программа может быть реализована на основе принципов:
духовности – в основу всех программных действий положены христианские духовные ценности: милосердие, сострадание, любовь, терпение;
комплексности и системности – все действия согласованы, осуществляются в комплексе и не противоречат друг другу;
ответственности – организация всех мероприятий в соответствии с программой, полная реализация программы;
гуманизации - гармонизация общественных групповых и личных интересов; учет индивидуальных, психологических и возрастных особенностей студентов.
Научно-методическое обеспечение патриотического воспитания.
Основные направления научно-методического обеспечения патриотического воспитания включают в себя:
-разработку комплекса учебных и специальных программ и методик по организации патриотического воспитания;
-обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методовпатриотического воспитания; формирование комплектов литературы патриотическойнаправленности для библиотеки училища;
-проведение «круглого стола» с приглашением ветеранов войны, воинской службы и трудапо проблемам методологии патриотического воспитания обучающихся.
Ожидаемые результаты
В результате осуществления мероприятий Программы в течение 2012-2015 годов ожидается формирование у обучающихся важнейших духовных и нравственных качеств:
-любви к Родине, родному краю;
-уважения к национальным традициям и обычаям, чувства гражданского долга;
-веротерпимости;
-гордости за свое Отечество, за его историю и достижения;
- уважения к Конституции России, правовым основам
-готовности к его защите;
-способности проявлять эти качества в созидательном процессе в интересах общества
Пояснительная записка
Определяющую роль в военно-патриотической работе ОУ играет уровень профессиональных знаний и духовно-нравственных качеств педагогического коллектива. Прежде всего, педагоги должны знать основные задачи военно-патриотического воспитания обучающихся:
Разъяснение положения Конституции РФ о военной службе, требование законов РФ об обороне, о военной присяге и воинских уставов;
Формирование готовности учащихся к служению Отечеству и его вооруженной защите;
Изучение истории и культуры Отечества и родного края;
Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества;
Пропаганде героического прошлого и настоящего Российской армии и флота, ее славных традиций и задач, решаемых на современном этапе;
Противодействие проявлениям политического, националистического и религиозного экстремизма;
Физического развития обучающихся, формирования у них здорового образа жизни;Участие в подготовке обучающихся к военной службе.
Военно-патриотическое воспитание обучающихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Распределение обязанностей между членами педагогического коллектива осуществляется с учетом интересов, возможностей и знаний каждого педагога.
На уроках ОБЖ с обучающимися необходимо изучать следующие темы:
Армия России – история и традиции.
Вооруженные силы России на современном этапе.
Система руководства и управления Вооруженными силами России.
Воинская обязанность и комплектование Вооруженных сил России.
Порядок прохождения военной службы.
Тактическая подготовка.
Огневая подготовка.
Строевая подготовка.
Общевоинские уставы.
Военная биография.
Гражданская оборона.
В конце учебного года целесообразно с обучающимися первого курса проводить военно-полевые сборы, желательно на базе воинских частей. Умелое использование общеобразовательных предметов в целях военно-патриотического воспитания служит одним из основных средств подготовки обучающихся к защите своей Родины.
Изучение истории помогает учащимся усвоить основные положения о войне и армии, о войнах справедливых и несправедливых, о роли народных масс и личности в истории. На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается гордость за наше Отечество и его народ. В процессе изучения химии, физики, биологии, географии, математики у обучающихся формируется диалектическое понимание развития природы. Учащиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влиянием научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержание которых отражена военная тематика.На уроках информатики возможно использование специальных программ, позволяющих развивать такие качества как быстрота реакции, необходимых будущему воину, навыки работы на сложной боевой техники. Кроме этого, в проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать обучающихся к созданию презентаций на военную тематику. Большое внимание в военно-патриотической работе необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества, необходимые воину: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движений. Для стимулирования обучающихся и пропаганде их успехов в проводимой военно-патриотической работе нужно использовать всевозможные поощрения: грамоты, дипломы, премии и т.п.
Патриотическое воспитание должно присутствовать и во внеклассной работе учебного заведения: кружки и спортивные секции, выпуск стенгазет соответствующего содержания, издание училищной газеты «Вестник училища» с патриотическими статьями и освещением мероприятий патриотического направления. В утилитарных целях содержание взаимодействия образовательного учреждения, военкомата, общественных организаций, религиозных объединений можно описать следующими способами:
Личные профессиональные контакты;
Дни открытых дверей;
Факультативные кружки и занятия;
Педагогическая деятельность в училище военнослужащих (представителей военкомата), священнослужителей, работников Зала боевой Славы города и музея;
Совместная работа по увековечиванию памятников Защитнику Отечества;
Совместное проведение мероприятий патриотического воспитания (походы в музей, Зал боевой славы, военно-спортивные игры и т.д.);
Совместное участие в военно-патриотических конференциях, семинарах и т.д.
Совместное использование имеющихся учебно-материальных баз и инфраструктур.
Таким образом, педагогическое взаимодействие ОУ, военкомата, общественных организаций, религиозных объединений должно представлять собой комплекс взаимодействующих и взаимообусловленных по видам, формам, методам и способам мероприятий военно-патриотического воспитания обучающихся.
Каждый учебный год в образовательном учреждении необходимо проводить анкетирование в целях сбора информации об отношении молодого поколения к службе в рядах Российской армии, отношения к своей малой Родине, ее традициям, на основании анкетирования проводить анализ проведенной за учебный год работы в области патриотического воспитания.
В нашем Профессиональном училище №9 города Черемхово разработана программа гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения «Гражданин. Личность. Патриот».
Актуальность программы
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью общества. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы. Новое время требует нового содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Цель программы: развитие гражданско-патриотического самосознания учащихся.
Задачи:
- создать единое воспитывающее пространство в учебном заведении для формирования Гражданина;
- создать условия для получения учащимися информации по гражданскому самоопределению;
- пробуждать интересы к истории нашего государства, республики и района;
- развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;
- воспитывать чувство ответственности за судьбу России;
- готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины;
- активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
- обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;
- формирование у учащихся умения строить правовые отношения, участвовать в дискуссиях, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения;
- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального экстремизма в молодежной среде;
- воспитывать у обучающихся неприятие к агрессии, насилия и войны;
- способствовать физическому развитию молодого поколения, развивать чувство ответственности за свое здоровье и образ жизни, создавать условия для занятий спортом.
Основные понятия
Патриотизм — это система духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, в осознании своего нравственного долга перед ним и готовности к защите его интересов, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции и ценности своего народа, хранить его историю и культуру, в уважении к другим народам.Патриотическое воспитание представляет собой комплекс мер духовно-нравственного, социально-политического, психолого-педагогического, военно-технического и иного характера, реализация которых способствует формированию у подрастающего поколения патриотического самосознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества, стремление участвовать в деятельности, направленной на процветание Родины, сохранение национально-культурных традиций.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности гражданина-патриота Отечества, которая характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, чувством гражданского долга, веротерпимостью, проявлением чувства любви к Родине, родному краю, языку, традициям и обычаям своего народа, к родным и близким, толерантным отношениям к другим народам и культурам, гордости за свое Отечество, за его историю и достижения, почитанием национальных святынь и символов, уважением к Конституции страны, правовым основам государства.
Содержание программы
Программа включает в себя следующие направления:
1.Направление « Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: торжественные линейки к праздничным датам, тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, соревнования.3. Направление «Мой край родной, навек любимый»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к Отечеству и малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю своей республики.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин своей страны, своей республики!».
3.Формировать правильное отношение к природе и экологии родного города и республики в целом.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, научно-практические конференции, конкурсы и выставки рисунков, фотографий, субботники.4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для обучающихся профессионального образования 2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
4.Участие в тематических конкурсах, выставках.
5.Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Мероприятия
по реализации программы патриотического воспитания на 2012-2015гг.
№ п.п. Название мероприятия Срок исполнения Ответственные
I. Разработка мероприятий,
направленных на патриотическое воспитание в урочное время
1 Проведение уроков, классных часов по военно-патриотическому направлению. ежегодно Зам. директора по УВР
Преподаватели, мастера п/о, кл.руководители2 Проведение тематических уроков в библиотеке, музее. ежегодно руководитель музея
зав. библиотекой
3 Проведение интегрированных уроков по патриотической тематике. ежегодно Зам. директора по УВР
4 Проведение семинаров-практикумов на тему «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы» ежегодно Зам. директора по ВР
руководитель музея
преподаватель ОБЖ
Преподаватели, мастера п/о, кл.руководителиII. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся школы
2.1. Проведение массовых внутриучилищных мероприятий
1 Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества. Ежегодно
февраль Зам. директора по УВР преподаватель ОБЖ
Руководитель физвоспитания2 Проведение встреч учащихся с выпускниками, прошедшими службу в рядах РА ежегодно Зам. директора по УВР , кл. руководители, мастера п/о преподаватель ОБЖ
3 Создание выставочных экспозиций: "Дети войны", "Ветераны войны", «Труженики тыла» и др. К 9Мая 2015г. Классные руководители мастера п/о
руководитель музея
4 Сбор материала о пропавших без вести в годы ВОВ земляках, оформление "Книги памяти» в музее. ежегодно Классные руководители руководитель музея
5 Проведение операции "Забота":
оказание помощи пенсионерам – бывшим работникам училища;
поздравление ветеранов Великой Отечественной Войны и труда;
поздравление ветеранов педагогического труда, педагогов – пенсионеров с "Днем пожилого человека" Ежегодно
Зам. директора по ВР
преподаватель ОБЖ
классные руководители
6 Проведение тематических классных часов и мероприятий, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма:
Годовщина вывода советских войск из Афганистана;
День защитника Отечества;
Международный день освобождения узников фашистских лагерей;
День космонавтики;
День Победы советского народа в Великой Отечественной войне;
День славянской письменности и культуры;
День России;
День памяти и скорби;
День молодежи;
День Государственного флага РФ;
День памяти жертв блокады;
Международный день пожилых людей;
День народного единства.
День героев России ежегодно зам. директора по ВР руководитель музея классные руководители
2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность
1 Организация экскурсий для учащихся по памятникам города и района. ежегодно Зам. директора по ВР
Кл. руководители.
2 Участие в областных слетах поисковых отрядов и музейных объединений, в Вахте Памяти.
ежегодно руководитель музея
преподаватель ОБЖ
2.3. Физкультурно-оздоровительная
и военно-спортивная деятельность
1 Участие в городских и областных соревнованиях среди допризывной молодежи, в военно – спортивной игре «Орлёнок ежегодно преподаватель ОБЖ,
руководитель физвоспитания2 Проведение конкурсов "К защите Родины готов!, «Испытай себя ». ежегодно преподаватель ОБЖ,
руководитель физвоспитания4 Проведение соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу , стрельб , многоборью и др. ежегодно преподаватель ОБЖ,
руководитель физвоспитания5 Участие в городском и областном легкоатлетических пробегах ежегодно руководитель физвоспитания6 Участие в легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы. ежегодно руководитель физвоспитания
7 Обеспечение организационного участия учащихся старших курсов в учебно-полевых сборах. ежегодно преподаватель ОБЖ
8 Обеспечение организационного участия учащихся старших курсов в Дне призывника ежегодно преподаватель ОБЖ
9 Реализация комплекса воспитательных и развивающих мероприятий для допризывной молодёжи. ежегодно преподаватель ОБЖ
10 Проведение оборонно-спортивных и туристских игр. ежегодно преподаватель ОБЖ,
руководитель физвоспитания2.4.Краеведение
1 Встречи:
с почетными гражданами и заслуженными людьми города Черемхово;
ветеранами ВОВ 1941-1945 г.
вдовами погибших на войне;
воинами-интернационалистами;
поэтами;
чернобыльцами;
блокадниками;
призывниками;
творческими людьми;
династиями. ежегодно зам. директора по ВР руководитель музея
класс. руководители
2 Проведение конкурсов, сочинений, рисунков, викторин на темы:
"Край, в котором я живу";
"Я - гражданин России";
"Есть такая профессия - Родину защищать";
«Государственная символика». ежегодно Преподаватели общественных дисциплин
3 Проведение мероприятий-акций "Я- гражданин России", "Мы - граждане Росси» ; участие в районном и областном конкурсах «Овеянный славой флаг наш и герб», «Растим патриотов России» ежегодно зам. директора по УВР
4 Организация показа и обсуждение фильмов о войне, о современной армии. ежегодно Классные руководители
5 Участие в конкурсах научно-исследовательских работ патриотической направленности среди обучающихся ежегодно Преподаватели общественных дисциплин
6 Подготовка и проведение мероприятий в связи с 70-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. 2014 г. зам. директора по УВР руководитель музея классные руководители
7 Проведение работ по восстановлению и благоустройству воинских мемориалов и захоронений, увековечению памяти погибших защитников Отечества ежегодно классные руководители
поисковый отряд «9-рота»
8 Создание музейных экспозиций, посвященных памятным датам, дням воинской славы ежегодно руководитель музея
поисковый отряд «9-рота»
Оценка социальных последствий реализации программы:
формирование ценностных ориентиров духовно- нравственной личности;
повышение общекультурного уровня студентов (физической, экологической, православной, эстетической и др. культуры);
мотивация на здоровый образ жизни, стремление к духовному и физическому совершенству;
снизить уровень правонарушений преступлений среди студентов по сравнению с 2012 годом;
наличие устойчивого интереса к профессии;
осознание семьи, Отечества как к непреходящей ценности;
устойчивая потребность студентов в саморазвитии в самоорганизации и самореализации.
В результате реализации программы должна быть сформирована социально и профессионально мобильная личность, обладающая позитивными ценностями и качествами, способная проявлять их в созидательном процессе в интересах общества о государства.
Литература
Классные часы (беседы, устный журнал, уроки мужества, ток-шоу), 1-11 классы /авт.-сост. С.В.Шевченко и др.- Волгоград: Учитель, 2005.-69с.
Курганская область: лидеры и время: сборник документов (1943-2003) посвящается 60-летию Курганской обл. – Курган: Зауралье; 2003.-383с.
Малахова, Л.Б. Призвание, долг и признание./ Л.Б.Малахова.- Курган: Зауралье, 2007.-248с.
Меньщиков, А.Е.Воспитание: принципы и методы./ А.Е.Меньщиков.- Курган: Зауралье, 2009.-176с.
Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А.Н.Вырицинов, М.Б.Кустарцев.- М.: Глобус, 2007.-330с.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /авт.-сост. И.А.Пашкович.-Волгоград: Учитель, 2005.-169с.
Помни войну / сост.Г.П.Устюжанин, В.В.Усманов, В.А.Есетов.- Курган: Парус-М, 2001.-400с.
Пудовина, Е.И. Государственные праздники Российской Федерации: методическое пособие.- М.: Айрис-Пресс,2005,-64с.
Символы Родины: методические рекомендации по изучению государственных символов РФ.-Курган, 2006.-70с.
Сметанин, А.М. Уроки народного академика./ А.М.Сметанин. - Курган: Зауралье, 2005.-312с.
Янович, Г.В. Православная культура в Зауралье: методическое пособие для учителя.- Куртамыш: ГУП «Куртамышская типография».2009.-212с.