Программа патриотического воспитания Мы-россияне
Программа патриотического воспитания
"Мы - россияне!"
Магомедгаджиев О.М.
Актуальность программы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из главных черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по формированию у школьника чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к расслоению общества, снижению жизненного уровня, ценностной переориентации молодежной среды. На фоне обострения межнациональных конфликтов и распада единого государства через средства массовой информации шла негласная пропаганда насилия, в обществе насаждался приоритет материальных ценностей над духовными, не уделялось внимание формированию высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Необходимо создать условия для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. Именно поэтому один из важнейших институтов социализации ребенка — школа, в которой приоритетом должно быть патриотическое воспитание. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Уважение традиций и обычаев разных народов, представителями которых в школе являются ученики разных национальностей, – одно из направлений деятельности в воспитательном пространстве школы.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Н.Г.Чернышевский писал: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма». Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
Таким образом, в понятие «патриотизм» входит:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
забота об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С. Буторина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.
Интернат строит деятельность по патриотическому воспитанию на основе «Концепции модернизации российского образования на период до 2020г.», где определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
Деятельность школьного объединения «Мой семейный архив» позволяет учащимся наиболее полно углубиться в историю своей семьи: поиск архивного материала, составление родословной, поколенной росписи. Первые работы младших школьников перевоплощаются в исследовательские работы старшеклассников, которые они представляют в республиканской конференции «Шаг в будущее».
На базе интерната создается архив родителей, участников боевых действий в Афганистане и Чечне. Пополняется архивным материалом и музей интерната. Традиционно проводятся такие мероприятия, как фестиваль «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», целью которого было рассказать о многонациональном коллективе обучающихся, о единении педагогов и родителей в воспитательном пространстве образовательного учреждения; праздник «Поклонимся великим тем годам», смотр строя и песни среди учащихся 2-11 классов, посвященные празднованию Дня Великой Победы.
Для эффективности решения основных задач в области патриотического воспитания в интернате разработана программа «Мы – россияне!» на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795.
Программа рассчитана на период 2014-2016 годы, ориентирована на учащихся 1-11-х классов и представляет собой комплекс нормативно-правовых, организационных и методических мероприятий.
Сроки и этапы реализации программы
Год Этап Содержание
2014 Подготовительный Определение основных замыслов программы, ее методологические, нормативные, методические ориентиры. Анализ накопленного опыта работы в области патриотического воспитания. Изучение документов по реформированию системы патриотического воспитания. Первичная обработка и анализ собранного материала
2015 Основной Реализация программы по планам. Апробация программы по расширению круга социальных партнеров МКОО «ММОШИ»
2016 Завершающий Психологическая оценка работы по программе, динамика и эффективность. Подведение итогов. Анализ деятельности
Программа строится по цикличному принципу в соответствии с принятым в стране учебным годом (сентябрь-май) и летним отдыхом (июнь-август). В летний период учащиеся принимают участие в работе лагеря дневного пребывания по обучению актива школьной общественной организации в работе с детьми. Кроме того, цикличность построения программы означает: во-первых, что основные дела повторяются ежегодно, во-вторых, что каждый возраст, отработав свою программу, в следующем году переходит к решению более сложных вопросов (принцип движения от простого к сложному).
Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральные документы
Конституция Российской Федерации;
Федеральный Закон «Об образовании»;
Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе»;
Федеральный Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы от 5 октября 2010 г. № 795;
Государственные программы по предметам: «История России», «Обществознание», «Литература», «Основы Российского законодательства», «Основы права», «Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Локальные акты
Устав ММОШИ;
Комплексно-целевая программа развития воспитательной системы МКОО «ММОШИ»;
Приказы;
Положения.
Цель программы – создание условий для развития системы патриотического воспитания учащихся в образовательном учреждении, формирование высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов;
формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, семью, ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;
проведение комплекса профориентационных мероприятий по пропаганде профессии защитника Отечества;
взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса;
совершенствование педагогической культуры родителей;
создание условий для развития самопознания, самореализации, самоопределения;
продолжение деятельности детского объединения в целях патриотического воспитания подрастающего поколения.
Реализовать поставленную цель можно при наличии следующих условий:
нормативно-правовая база;
соответствие квалификационного уровня педагогов;
научно-методическое обеспечение;
мотивация работников;
финансовое обеспечение.
Принципы реализации программы
Важнейшими принципами реализации программы «Мы – россияне!» являются:
принцип гуманизации образовательного пространства через установление педагогического взаимодействия между педагогами, учащимися и членами их семей как важнейшее условие полноценного развития личности ребенка в плане патриотического воспитания гражданина нашей родины;
принципы целенаправленности и системности программы, которые реализуются через педагогически обоснованную и целесообразную систему взаимодействий между всеми участниками педагогического процесса – педагогами, учащимися образовательного учреждения и их родителями;
принцип дифференцированного подхода, который позволяет выстраивать взаимоотношения с участниками программы с учетом специфики направления деятельности программы и национальной принадлежности отдельных семей (возраст детей, изучение социального паспорта класса, учет родителей как участников боевых действий, национальные реликвии в семье и т.д.);
принцип комплексности, который реализуется через многообразие образовательных направлений и форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями учащихся, через сочетание индивидуальной, групповой и массовой работы, работы с членами их семей;
принцип культуросообразности, изучение семейного архива и составление генеалогического древа, реализация которых осуществляется с учетом особенностей национальной культуры, связи истории семьи с историей родного края, отечества в целом.
Механизмы функционирования программы
Программа патриотического воспитания призвана выполнить следующие функции:
Интегрирующую: содействие соединению в одно целое усилий школы и всех субъектов социальных институтов воспитания по созданию благоприятных условий для образования и воспитания детей и подростков;
Регулирующую: упорядочивание общей системы работы образовательного учреждения с родителями, социумом, институтами социального воспитания;
Защитную: комплексное изучение семей, среды воспитания и обеспечение социально-значимой деятельности;
Корректирующую: осуществление психолого-педагогической коррекции проблемных ситуаций воспитания детей в семье, поведения в общественных местах, наличие вредных привычек.
Построение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса необходимо вести в следующих направлениях:
подготовка педагогического коллектива к деятельности в новых образовательных условиях (педагогические советы, круглые столы, учеба классных руководителей, проблемные семинары и т.п.);
взаимодействие с родителями, субъектами различных институтов социального воспитания через такие виды деятельности, как соуправление, информирование, сотрудничество;
концептуально-модельное представление программы, включающее основные теоретико-методологические положения, дополняет социально-педагогический проект, который определяет основные направления работы и реальные действия по реализации программы.
Совершенствование процесса патриотического воспитания
Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:
продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию;
определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;
совершенствование содержания патриотического воспитания;
развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;
воспитание гордости за родной край, его свершения;
увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнявших интернациональный долг в районах боевых действий на территориях других стран;
воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления в работе по патриотическому воспитанию;
повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом.
Совершенствование нормативно-правовой базы
Системой мер по совершенствованию нормативно-правовой базы предусматривается:
создание папки нормативно-правовой базы;
разработка программы по патриотическому воспитанию;
разработка и реализация плана мероприятий, посвященных юбилейным датам.
Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается:
разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота;
разработка форм, методов и средств патриотического воспитания;
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы;
выпуск газет, рефераты по темам, методические разработки;
формирование архивного банка данных;
продолжить традиции деятельности детской организации «Юный жуковец».
Психолого-педагогическое сопровождение программы
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф.Харламова, являются:
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма – осуществляется в системе учебных занятий. В процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых учащиеся переживали бы чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, стремление подражать таким людям (уроки истории, обществознания, литературы, ОБЖ). Включение в краеведческую работу, походы по памятным местам родного края, встречи с ветеранами войны и трудового фронта.
Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма – углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности (изучение истории, литературы, русского языка). Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера. Организация поисковой и исследовательской работы. Такая работа способствует осознание учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
Эмоционально-чувственный компонент патриотизма – формирование у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения (дискуссии, в результате чего у учеников начинает складываться своя внутренняя позиция).
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма – формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Необходимо включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения (сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско – краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, сотрудничество с краеведческими музеями, празднование историко-юбилейных дат, встречи с ветеранами войны и труда).
Основные направления патриотического воспитания в школе и мероприятия по их реализации
№ Направление Цель Мероприятия
1 Духовно-нравственное Воспитание у учащихся высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности – Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;– встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;– классные часы;– выставки художественных работ;– экскурсии в музеи боевой славы, школьный музей;–выставки письменных работ о родителях, членах семьи;– проведение праздничных концертов для ветеранов войны и труда;– конкурсы стихов и инсценированной военной песни;–просмотр художественных и документальных фильмов об истории нашего Отечества на классных часах и уроках истории, обществознания, литературы.
2 Историко-краеведческое Познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе – Встречи с ветеранами войны и трудового фронта;– экскурсии в школьный музей и музеи города;– помощь в пополнении материалами и создании экспозиций в школьном музее о жизни учащихся и выпускников;– написание исследовательских работ по изучению истории семьи, составление родословной;– встречи с родителями, участниками боевых действий, проходившие службу в Афганистане и Чечне;– проведение познавательных классных часов по изучению этнографии и истории родного края;– праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», знакомство с национальными традициями учащихся, обучающихся в интернате;– организация фольклорных праздников.
Гражданско-патриотическое воспитание Формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга – Митинг «Мы – за Мир!» (день памяти погибших в Беслане);– акция «Я – гражданин России!»;– классные часы на тему «Я и мои права»;– выставки информационного стенда на тему «Знаешь ли ты свои права?»;– сотрудничество с представителями органов внутренних дел в целях разъяснительной политики по профилактике правонарушений;– конкурсно-познавательные программы на тему «Я – гражданин!»;–экскурсионно-познавательные классные часы по изучению истории Дагестана, знакомство с историей образовательного учреждения;– конкурсно-познавательные игровые программы на знание правил дорожного движения
4 Социально-патриотическое Активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление о людях пожилого возраста – Встреча с ветеранами войны и труда в образовательном учреждении;– организация и проведение творческого концерта ко Дню пожилого человека;– организация выставки биографических сочинений «Нет дороже человека»;–чествование ветеранов Великой Отечественной войны;– бережное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, посещение и поздравление их на дому учениками школы.
5 Военно-патриотическое Формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций – изучение предмета истории Отечества;– просмотр документальных видеофильмов об истории нашего Отечества;– встречи с родителями, военнослужащими, участниками боевых действий, проходившие службу в Афганистане и Чечне;– проведение соревнований по военным прикладным видам спорта среди учащихся;–классные часы о пионерах – героях Великой Отечественной войны;–организация акции «Сладкое письмо солдату»;– митинг «Мужество» посвященный выводу советских войск из Афганистана;– проведение смотра строя и песни, посвященный празднования Дня Победы.
6 Героико-патриотическое Пропаганда героических профессий, а так же знаменитых героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям – Встречи с родителями, военнослужащими, участниками боевых действий, проходившие службу в Афганистане и Чечне;– информационные фото-стенды, отражающие те или иные исторические события периода Великой Отечественной войны;– классные часы «Урок мужества»;– организация в классах «Уголок памяти»;– митинг у вечного огня погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны и воинам, погибшие на земле Афганистана7 Спортивно-патриотическое Развитие морально-волевых качеств, воспитание силы. Ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины – Спортивный осенний кросс «Золотая осень»;– занятия с учащимися в различных спортивных секциях, организованные при образовательном учреждении;– проведение соревнований по военным прикладным видам спорта среди учащихся;
Формы работы по патриотическому воспитанию
Одними из форм работы по патриотическому воспитанию являются:– общешкольные мероприятия по тематике «Защита Отечества – почётная обязанность гражданина России» (беседы, лекции, доклады, классные часы);– просмотр отдельных фильмов по военно-патриотической тематике;– конкурсы стихов и военно-патриотической песни;– конкурсы на лучшую музыкальную композицию военных песен;– конкурсы рисунков и плакатов на военную тематику;– научно-исследовательская деятельность. – создание папки «Я горжусь своим отцом» (о родителях, ветеранах боевых действий, проходивших службу в Афганистане и Чечне), создание папки «Нет дороже человека» (о старшем поколении своей семьи, ветеранах Великой Отечественной войны);– создание выставок военных книг, рисунков, биографических рассказов о членах семьи, уголка в классах «Я – гражданин!»;– организация и работа военно-патриотических и спортивных кружков;– проведение спортивных игр;–смотр строя и песни военно-патриотического направления;– участие в смотрах военно-патриотической работы; – участие в военно-спортивных играх;– мероприятия по профориентации на военные профессии.
Ожидаемые результаты
Формирование личности выпускника школы – патриота Отечества, малой Родины и ее будущего защитника и созидателя.
Воспитание любви и гордости за свою Родину, верности традициям родного края, города, школы, проявляющиеся в уважительном отношении к ветеранам войны и труда, бережному отношению к памятникам воинам.
Повышение роли музея в патриотическом воспитании школьников.
Решение поставленных задач станет условием укрепления сознания подрастающего поколения, нравственного и духовного оздоровления современной семьи, что в свою очередь, будет служить:
– формированию патриотического сознания и гражданского поведения; – развитию нравственных качеств: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции и проекты;– формированию опыта социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям, нравственные привычки, нравственное сознание, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки;– сохранению лучших отечественных традиций семейного воспитания;– сохранению истории семьи, семейных реликвий, национальных традиций, в биографических работах о членах семьи разных поколений;– активизации педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов по работе с детьми в целях патриотического воспитания;– активному включению родителей в педагогический процесс;– укреплению семьи через совместную деятельность педагогов и родителей;– повышению положительной мотивации ученика на учебную деятельность и успешную подготовку к самостоятельной деятельности;– сотрудничеству с воинскими частями и патриотическими клубами города;– формированию банка организационно-методического обеспечения – формированию мотиваций бережного отношения к своему здоровью, негативному отношению к вредным привычкам;– разработке механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий по патриотическому воспитанию учащегося;– обобщению и распространению передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;– разработке и созданию научно-методических рекомендаций и брошюр по формированию патриотизма у учащихся.Список использованной литературы
Абрамова С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. – М.: Глобус, 2006.–224с.
Агапова И.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия.:1-11 классы.– М.: ВАКО, 2006. – 368с.
Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.– Волгоград: Учитель, 2007.– 203с.
Быков А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников.– М.: Воспитание школьников, – 2009, – №7
Журавская Т.В., Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы.–2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2006.–96с.
Микрюков В.Ю., Военно-патриотическое воспитание в школе:1-11 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 192с.
О ходе модернизации российского образования. – М.: Воспитание школьников, 2009, – №10.
Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169с.
Райхлина Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи. – М.: Воспитание школьников, 2009. – №9.
Ривина Е.К. Государственная символика России: Беседы в начальной школе.– М.: ТЦ Сфера, 2006.– 64с.
Усатова Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины).–Волгоград: Учитель, 2006.– 137с.
Черноусова Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2–7.–112с.