Рефлексивный отчёт о реализации процесса менторинга с одним из коллег


Аналитический отчёт о реализации процесса менторинга с одним из коллег
Раздел I Определение потребностей в развитии подопечного.
Сейчас в наш обиход прочно вошли понятия «тьютор», «коучер», «ментор», а ведь, по сути, они означают давно известное понятие «наставник». Понятие «ментор» заимствовано из греческой мифологии: перед тем, как отправиться в своё эпическое путешествие, Одиссей оставил своего маленького сына Телемаха на попечение и наставничество близкого друга Ментора. С тех времён имя Ментора стало нарицательным и даётся доверенным лицам, готовым делиться своими знаниями с менее опытным человеком в условиях взаимного доверия». (Руководство для учителя, второй (основной) уровень, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014 год, стр 227).
Наставничество практикуется с незапамятных времён, а истоки его нетрудно найти в системе взаимоотношений родителей с детьми, а именно – в опеке и контроле младшего поколения со стороны старшего. Девиз хорошего ученика: «Я хочу увидеть это, я хочу научиться этому, я хочу делать это сам». Девиз хорошего наставника: « Смотри, как я это делаю, давай сделаем это вместе, делай это лучше меня». (Дмитрий Лео). Думаю, что именно эти высказывания отражают ту деятельность, которую я должна была осуществить на практике. В ходе практики второго этапа, курсов повышения квалификации педагогических работников РК (второй (основной) уровень) в процессе менторинга необходимо было выбрать подопечного из числа коллег моей школы. В индивидуальной беседе я как ментор предложила свое сотрудничество учителю географии нашей школы – Александре Владимировне. На мое предложение о совместном процессе менторинга Александра сразу дала согласие. В качестве учителя географии она работает всего второй год, но общий педагогический стаж 17 лет. Мы много лет работаем вместе, и хорошо знаем наши слабые и сильные стороны, отношения у нас доброжелательные, поэтому совместная работа была только врадость. После окончания первого этапа курсов «Лицом к Лицу» я провела с нею несколько индивидуальных бесед, где рассказала о Программе 2-го уровня и ее 7 модулях, а также предложила ей ответить на вопросы анкеты, с целью определения проблем учителя и какой конкретно помощи от меня она нуждается. Оказалось, что Александра Владимировна желала бы познакомиться со всеми модулями и попробовать их внедрить в свою практику. Так, при подготовке к урокам, я дала рекомендации по подбору ресурсов. Правильности определения целей урока, отбирать согласно им виды деятельности учащихся, какие стратегии будут более эффективными при выполнении определенных заданий, какие задания нужно подготовить для одаренных и cлабой мотивации учеников, а также уделили внимание использованию ИКТ на уроке и сделали акцент на групповую работу, где через диалог можно добиться вовлечения в процесс обучения всех категорий учащихся и cделать их cотрудничество взаимоуcпешным. Конечно же немаловажным аспектом является оценивание, которое помогает не только учителю, но и ученику определить свои возможности. Также я делала акцент на то, что в групповой работе правильно подобранные задания способствуют эффективной работе группы, где учащиеся cвободно общаются, делятся мыслями, раccуждают, выполняют посильные задания. Конечно же, при планировании уроков надо учитывать и возрастные оcобенности детей. Одной из задач мы также определили развитие критического мышления учащихся, так как мой подопечный учитель второй год изучает стратегии критического мышления и старается внедрить их в учебный процесс. Обращая внимание на важность «толстых» и «тонких» вопросов, я донесла до учителя правильную формулировку вопросов учащимся. Значимость вопросов в процессе диалогового обучения проявляется в содействии их процессам: стимулирования учеников к конструктивному и предметному выражению; развития любознательности, креативного и критического мышления, умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников. ( Руководство для учителя с. 249- 254)
3663315347535500Раздел II. Вмешательства, наблюдения и предоставление обратной связи В ходе менторской деятельности я наблюдала за методами и приёмами, которые применяет моя подопечная, посетив четыре урока. Эти уроки были проведены по предмету естествознание в 5 классе. Моё наблюдение фиксировалось на фото и видеосъёмку. Главным фокусом наблюдения было – эффективность применяемых форм и методов преподавания, используемых моим подопечным на уроках. В процессе менторинга фокус наблюдения не менялся, так как мы совместно решали ранее поставленную задачу. По ходу наблюдения над моим подопечным, я старалась фиксировать положительные и отрицательные моменты урока для более точного анализа деятельности учителя. Обратная связь предоставлялась как устно в форме беседы, интервью, так и письменно при просмотре поурочного плана, самоанализе учителем урока. Главным аспектом моего наблюдения на первом уроке, было осуществление развития диалогового обучения через групповую работу, критическое мышление через постановку вопросов учителем, самооценивание в конце урока. Накануне первого урока мы обговорили с моей подопечной ракурс интересующих меня вопросов. План урока учитель разрабатывала сама, заранее получив мои рекомендации. Данный урок был вводным, на котором ребята знакомились с новым предметом естествознание. Учитель запланировала индивидуальную, фронтальную и групповую работу. На этапе актуализации знаний учитель обратилась к учащимся с вопросами, которыё помогли ребятам самостоятельно определить понятие «Естествознание» и выполнить постер на данную тему. Также на этом же этапе урока, по моей рекомендации, Александра Владимировна постаралась подвести ребят к постановке целей для урока. При объяснении нового материала, задавалось очень много вопросов, отвечая на которые учащиеся смогли достичь целей урока. Анализ первого урока, проведенный в форме беседы, показал, что он был проведен с применением новых технологий. Вопросы учителя были низкого и среднего порядка, так как в классе в основном слабые ученики, но не было вопросов для одного сильного ученика. Алина, хоть и выполняла все задания, отвечала на все вопросы без труда, не проявляя особого интереса. В плане учителя была предусмотрена групповая работа, и так как в классе всего пять человек, ребята работали в одной группе, что не позволило развить дух соперничества, а также из - за того, что некоторые ученики не ладят между собой, работа в группе была не совсем эффективной. Анализируя урок вместе с учителем, Александра сама отметила его малоэффективность, выявила проблемы и определила пути их устранения: создание коллаборативной среды для более дружеской обстановки, использовать разноуровневые задания, продолжить использование групповой работы и разных видов оценивания.
32391352491740Целью посещения мной всех последующих уроков менти, была следующей: оценить эффективность использования идей семи модулей на уроке. После каждого проведённого наблюдения преподавания менти, мы просматривали видеосъёмку урока, после которого подопечный учитель анализировал свой урок. Затем я давала устный анализ проведённого урока, и только после этого, мы в совместном просмотре видеофильма приходили к единому мнению, это низкая познавательная активность учащихся на уроке, слабая речь, неумение анализировать и высказывать своё мнение. Учитывая слабые моменты урока, мы с подопечным учителем планируем новые цели наблюдения на следующий урок, для того что бы урок стал действенным. По каждому возникшему вопросу у меня, у подопечного учителя, сразу проводилась беседа в доверительной форме, в которой, обсуждая, мы приходили к обоюдному согласию.
Изменения произошли уже на втором уроке, который был разделен на две части. В первой части, Александра решила провести освоение новых знаний в групповой работе тема урока была «Методы изучения природы», ребята составляли кластер, заполняли таблицу, читали и объясняли друг другу новый материал. А вот вторая часть урока прошла в виде практической работы, которая помогла закрепить полученные знания на уроке. Класс превратился в одну большую лабораторию, каждому участнику которой, было предоставлено своё место с заданием. И при этом ребята смогли выполнить все 5 заданий, так как после того как иссякало время, по сигналу учителя они менялись местами и выполняли следующее задание. В конце 15240269875урока, при оценивании было очень много эмоций, ребята определяли своё настроение и полученные знания с помощью радужной лестницы. Мой подопечный, вовремя анализа урока, смогла увидеть разницу между первым и вторым уроком. Ею было замечено, как улучшилась работа ребят в классе, неуспевающие ученики были вовлечены в процесс, что давало заметные результаты.
На следующих уроках я посоветовала обратить внимание на работу с одарёнными детьми, хоть в данном классе их немного (Алина и Саша), всё же важно не упустить внимание таких детей на уроке.
На третьем уроке «Астрономия – как наука, звёздное небо», Алина подготовила презентацию «Звёздное небо – великая книга природы». Это задание было опережающим, которое она выполнила с помощью учителя во внеурочное время, тем самым ею был освоен дополнительный материал. На уроке Алина представила своим одноклассникам презентацию, выступая в роли учителя, а после активно использовала дополнительную информацию при ответах. На четвёртом уроке «Солнце и солнечная система, вещественная природа Вселенной», при проверке домашнего задания ребята играли в «Авторский стул», на котором они читали эссе «Что для меня Вселенная», где учитель заранее дала параметры эссе (по количеству слов). Также после каждого индивидуального задания моя подопечная предлагала Алине и Саше, выполнившим их быстрее всех, помочь остальным ребятам или давала дополнительное задание.
Особенно активно Александра Владимировна использует диалог, который является ключевым средством на её уроках. Как объяснила менти - диалог помогает формативно оценивать учащихся. Наблюдая за действием моей подопечной на уроке, я заметила, что с каждым последующим уроком, вопросы при диалоге учитель – ученик, стали иметь более глубокий смысл, при этом Александра старается их задавать с учётом способностей детей, а также использовать проблемные вопросы.
3357880681990Использование ИКТ на уроках в нашей школе ограничено за неимением оборудования, но всё же мы находим выход из положения, используя ноутбуки, телефоны, фотоаппараты. При внедрении ИКТ на уроке, менти заметила, что у ребят появляется интерес, и они более оживляются, если на уроке появляется компьютер. На втором уроке Александра использовала видео ролик в начале урока для определения темы, на последующих уроках для показа презентации, проведения физминуток.
Анализируя мои и свои уроки, моя подопечная пришла к выводу, что использование технологии критического мышления, очень эффективно помогает развитию знаний учащихся. На своих уроках использовала такие приемы как: кластер, синквейн, эссе, чтение с пометками, таблицу ЗХУ, 6 шляп. После использования данных стратегий, Александра решила поменять тему самообразования и более углубленно изучить технологию критического мышления.
Раздел 3 Оценивание успешности менторинга.
-4254548895По моему мнению, мой подопечный из всего процесса менторинга увидел эффективность и действенность применения новых подходов в преподавании и обучении. Например, бытует такое мнение, что при маленькой накопляемости классов, использовать групповой метод работы невозможно. Мой подопечный учитель был такого же мнения, однако после процесса менторинга, она в корне изменила своё мнение. Мы попробовали спланировать урок где ребята работали в одной группе, конечно же невозможно добиться соревновательного эффекта между группами, но всё же ребята учатся работать сообща выполняя совместное задание. И на моих уроках, и на своих уроках она увидела, насколько учащиеся оживились, возрос интерес к изучаемому материалу даже тех учащихся, у которых наблюдался ранее низкий уровень познавательной активности и низкая мотивационная деятельность. В процессе менторинга с подопечным раскрылись новые аспекты взаимосотрудничества, т.е. она не просто брала информацию, она её анализировала, синтезировала и мы в совместном сотрудничестве оценивали данную информацию.
В процессе менторинга, мой подопечный, постоянно наблюдая свой урок (а это мой подопечный учитель делал впервые), анализируя методику преподавания, внося свои корректировки в планировании следующих уроков, поменяла своё видение в отношении планирования урока, выбора методов и форм работы на уроках. Учащиеся в опросе, проведённом после серии уроков применения новых подходов, отметили, что уроки стали намного продуктивнее, интереснее и появилось желание работать даже учащимся с низкой мотивацией.
Если бы мне представилась возможность повторить процесс менторинга, то я бы, в первых увеличила бы время, отведённое на процесс менторинга (процесс наблюдения и анализа уроков, проведённых моим подопечным, был проведён в сжатые сроки). Во вторых – хотелось бы попробовать процесс менторинга на уроках гуманитарного цикла (например, на уроке литературы провести анализ какого-нибудь произведения применяя стратегию шести шляп и т.д.). В третьих, выбрала бы подопечного учителя с меньшим опытом работы, потому что у такого учителя не сложились традиционные стереотипы преподавания уроков, и он легко обучаем.
В дальнейшем моему подопечному учителю я в тесном контакте буду оказывать поддержку в планировании уроков с применением новых подходов в преподавании и обучении. Потому что подопечный учитель, и я сама увидела результат применения новых подходов в преподавании и обучении, и сам учитель изъявил желание продолжить тесное сотрудничество в дальнейшей практике.
Раздел 4
Менторинг – это процесс взаимосотрудничества и взаимопомощи между коллегами, возможность открытия новых аспектов методики преподавания. Из опыта проведённого процесса менторинга я поняла, что эффективность менторинга зависит, прежде всего, от желания подопечного учителя меняться и менять свою методику преподавания, разнообразить формы и методы, применяемые им на уроках. Потому что происходит ежеурочный анализ применения новых подходов в преподавании и обучении, и виден результат применения. Во время просмотра видеосъёмки урока и обсуждения, мы с подопечным учителем увидели, что учащиеся с низкой мотивацией до внедрения новых подходов, просто отсиживали урок, не проявляли инициативу и нейтрально относились к оцениванию. После же внедрения новых подходов в преподавании и обучении, эти учащиеся принимали активное участие в работе группы, обсуждали баллы, заработанные другой группой. Так же я заметила, что подопечный учитель постоянно задаёт вопросы высшего порядка только одним ученикам, а другим учащимся – только вопросы низко порядка. На то у неё были веские причины. И это не правильно, потому что, задавая учащимся с низкой мотивацией только вопросы низкого порядка – мы останавливаем их развитие, то есть проверяем только их знание, умение и понимание преподаваемого материала. Кроме этого им необходимо ещё и анализировать, оценивать весь материал. После анализа проведённых уроков, я поняла, что процесс менторинга был эффективен не только для моего подопечного учителя, но и для меня, потому что и я, ранее допускала аналогичные ошибки. И есть необходимость говорить о применении новых подходов в преподавании и обучении.
В дальнейшем, мы с подопечным учителем планируем большее время затратить на проведение наблюдения над преподаванием не только моего подопечного учителя, но и моего преподавания. При помощи видео,-фотосьёмки тщательно анализировать каждый шаг учителя. Планировать дальнейшую работу по внедрению новых подходов в преподавании и обучении для повышения познавательной активности учащихся и повышения качества знаний. А так же продолжить сотрудничество, связь должна быть не прерывной, так как мой подопечный учитель не обучалась на курсах повышения квалификации педагогических работников РК второго (основного) уровня и мой подопечный учитель очень заинтересован в внедрении новых подходов в преподавании и обучении.
Использованная литература:
1. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2014 год;