«Формирование жизненных компетенций в сфере культурно – досуговой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы — интерната»
КОУ «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида»
«Формирование жизненных компетенций
в сфере культурно – досуговой деятельности
у детей с ограниченными возможностями здоровья
в условиях школы - интерната»
Воспитатель Грязнова Е.В.
В настоящее время подготовлен Проект федеральных государственных стандартов специального образования. Здесь представлены два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: во-первых, «академический» и, во-вторых, «жизненной компетенции». Это свидетельствует о том, что все без исключения дети с ограниченными возможностями здоровья (вне зависимости от того, в образовательном учреждении какого вида и типа они обучаются) должны получить возможность не только усвоить материал по общеобразовательным дисциплинам, но и, в первую очередь, овладеть социальным опытом, необходимым им для самостоятельной жизнедеятельности.
Таким образом, учитывая содержание действующих документов, отражающих государственную политику в сфере образования, пути модернизации системы специальной помощи ребёнку с нарушениями в развитии, мы можем заключить, что формирование жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья – это не только приоритетное, но и обязательное направление работы любого образовательного учреждения.
Авторы стратегии модернизации содержания образования приводят следующие базовые жизненные компетенции, которыми должен овладевать современный школьник:
-Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
-Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности
-Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности
-Компетентность в бытовой сфере
-Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности
Работая в коррекционной школе 13лет воспитателем, уделяю особое внимание на формирование жизненных компетентностей в сфере культурно-досуговой деятельности, которые включают в себя выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.
Современный этап развития российского общества неоднозначен и противоречив. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей у детей с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что сегодня досуг, как детей, так и взрослых различен настолько, что, общаясь с детьми ограниченными возможностями здоровья, мы настолько отчетливо улавливаем отличие их от детей «нормы», что становится понятно - разные это дети, и культура досуга у них разная.
В самом общем виде сущность VIII вида состоит в том, что развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности – происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт.
Именно свободное время становится той сферой, где происходит общение детей с искусством, кино, литературой; занятия спортом, посещение выставок, музеев, встречи с интересными личностями. При всех положительных сторонах досуга, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию образованию и культуре детей с ограниченными возможностями здоровья и детей «нормы».
Под досуговой - деятельностью мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении.
Я.А.Каменский, Ж.Ж.Руссо и И.Г.Песталоцци досугу уделяются большое внимание, отечественные и зарубежные педагоги во множестве работ дают свои рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда.
Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим:
ей свойственна целенаправленность и продуманность;
осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;
ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;
она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят;
способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых), основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка;
досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность.
Поэтому развитие детей с ограниченными возможностями здоровья посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие. В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его.
Исходя из видов культурно-досуговой деятельности, которые многообразны, и их можно классифицировать, следующим образом:
отдых (активный и пассивный);
развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети);
праздники (народные и фольклорные, гоударственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);
самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.);
творчество.
В Петропавловской школе – интернате воспитательный процесс досуговой - деятельности строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
В рамка воспитательной системы школы реализуется блок «Я и мой досуг», который направлен на создание условий для организации и проведения досугового времени учащихся школы- интерната VIII вида посредством организации занятий по интересам.
Задачи:
- научить детей организовывать свой досуг согласно интересам и потребностям;
- воспитание желания детей к активной, самостоятельной, творческой коллективной деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности детей.
Направления блока – праздник - ожидаемое чудо, мозаика детского отдыха, мир моих увлечений.
В рамках реализации направления «Праздник - ожидаемое чудо» проходят общешкольные мероприятия и праздники, направленные на развитие социальной грамотности и компетентности, формировании норм социального поведения, построения системы отношений с людьми на принципах равноправия, овладения и принятия общечеловеческих ценностей в отношении социального взаимодействия. Задача воспитателя - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности.
В рамках реализации данного блока по направлениям: «Мозаика детского отдыха» и «Мир моих увлечений» воспитателями проводились занятия по интересам.
Система занятий по интересам в нашей школе представляет возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа всех занятий по интересам способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. Она обеспечивает интерес и развитие трудолюбия, коммуникабельность, способствует ведению здорового образа жизни.
Цель данных занятий - организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития механизмов компенсации.
- создание психолого-педагогического обоснования работы каждым конкретным воспитателем с учётом его личных способностей, его склонностей и способностей. Дети очень чутко реагируют на то, что воспитатель любит и умеет и готовы принять этот социальный опыт. Поэтому очень важно, чтобы педагог был творческой личностью, имел сою «изюминку», стремился увлечь за собой детей. Занимаясь на занятиях по интересам каждый учащийся имеет возможность реализовать свои способности в разных видах деятельности, что положительно влияет на их поведение, обеспечивает занятость, формирует жизненный успех.
Воспитатели старались увлечь воспитанников различными делами, поручениями. Все задания корректируются, опираясь на индивидуальные возможности каждого воспитанника. Самые разные виды совместной деятельности детей и взрослых приобретают воспитывающий характер. Воспитатель является творцом интересных дел для детей и разнообразных форм работы и выявляет их индивидуальные свойства. Ставят воспитанника в позицию субъекта развития своей творческой индивидуальности, учат диалогическому общению, развивают эмоциональную сферу. На практике видно, что более всего этим требованиям соответствуют приоритетные для детей с ограниченными возможностями здоровья игровые, театрализованные, творческие, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие ребятам осознавать самих себя. Необходимо отметить, что количество форм досуговой - деятельности бесконечно.
Перечисленные многообразные виды деятельности благоприятно сказываются на формирование жизненных компетенций в сфере культурно- досуговой деятельности.
Досуговая - деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания. Расширяются и обогащаются представления ребенка о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения, отношения к людям, природе, к себе.
Таким образом, в КОУ «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» созданы все условия, для формирования жизненных компетенций с в культурно- досуговой деятельности, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья работать не только на репродуктивном уровне, выполняя за педагогом работу по образцу, но и развивать у них эстетический вкус, ощущение собственной индивидуальности, и развития личности в целом.