ИГРА, КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИГРА, КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Игры занимают значительное место в жизни человека. Они сопровождают его в течение всей жизни, начиная с раннего детства. Игра тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, с искусством. Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии детей, как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Подвижные игры имеют существенные отличительные особенности от спортивных игр:
не требуют специальной подготовки игроков,
нет единых правил (для спортивных игр существуют федерации по виду спорта, четко определяющих все правила),
И, таким образом, правила подвижных игр могут меняться в зависимости от условий (места проведения игры, количества игроков, имеющегося инвентаря).
Для того чтобы правильно подобрать игру, необходимо правильно понимать задачи, которые будут решаться в ходе проведения игры.
Классификация игр, в зависимости от решаемых задач:
игры, развивающие физические качества (силу, быстроту, гибкость, выносливость, ловкость, координацию),
игры, развивающие пластику, музыкальность, память, внимание, наблюдательность, смелость,
игры на закрепление полученных навыков,
игры, регулирующие физическую нагрузку (повышающую двигательную активность или способствующие расслаблению),
игры для профилактики различных заболеваний, например, нарушений опорно-двигательной системы или заболеваний глаз,
игры, моделирующие жизненные ситуации (сюжетно-ролевые игры),
Особое место среди игр занимают игры на Знакомство.
Такие игры необходимы на этапе формирования коллектива. Основными задачами, которые решаются с помощью этих игр, является снятие психологических зажимов, развитие коммуникативных качеств, развитие культуры речи, а также помощь грамотной организации досуга детей.
Рассмотрим некоторые из игр на знакомство.
Игра «Здравствуй, мячик»
Количество участников: 8 – 10 человек
Цель игры: знакомство с новым другом Мячиком, педагогом и другими детьми. Научиться делать прием и пас мячом.
Описание игры: Исходное построение – круг. Педагог в центре круга, представляет ребятам своего друга Мячика, здоровается с мячиком и называет себя. Далее дети ловят мяч, здороваются и называют свое имя. Игра очень хорошо помогает педагогу, когда надо быстро вспомнить имена детей, особенно когда детей много и группы идут потоком.
Варианты и усложнения:
Дети делают шаг назад, круг увеличивается, тем самым, усложняется прием и пас мяча,
Исходное положение по кругу, но не стоя, а сидя с широко разведенными ногами. Тогда мяч прокатывается по полу,
На втором – третьем занятии дети сами прокатывают или перекидывают мяч к ребенку, указанному педагогом и называют его имя или спрашивают, как его зовут.
Игра хорошо работает, когда в сформировавшуюся группу приходит новый ребенок.
Игра «Я – первый, остальные за мной»
Количество участников: от 10 до 30 человек.
Цель игры: знакомство и создание доверительно атмосферы для дальнейших занятий.
Описание игры: Участники стоят в одну шеренгу в произвольном порядке. По указанию педагога они выстраиваются по различным признакам:
по первой букве имени в алфавитном порядке начиная от имени с буквы «А» и заканчивая «Я» (Например: Анна, Борис, Виктор Ярослав. Если имена начинаются на одну букву, то тогда по первой букве, с которой начинается фамилия)
по месяцам рождения от января до декабря,
по числам рождения.
по цвету волос - от светлых к темным,
по количеству карманов на одежде играющих,
по росту.
Примечания:
Младшим школьникам необходима помощь педагога,
Старшим школьникам можно усложнить задание, предложив выполнить его на время,
Сгруппировавшись по первой букве своего имени, ребята могут изобразить эту букву из своих тел, рук и ног. Это может пригодиться в дальнейших конкурсах, где ребятам предстоит собрать из своих тел какое-нибудь слово, например, «Дружба» или «Поречье»,
Необязательно использовать все признаки для построений перечисленные выше, но заканчивать лучше построением по росту, потому что такое построение является оптимальным для дальнейших игровых занятий.
Следует отметить, что многие известные игры можно превратить в игры на знакомство, если в них вставить элемент, когда участники должны называть себя или напарника.
Не стоит забывать и о том, что к детям нужен особый подход. Для них игра является наиболее интересной формой занятия. Все эти игры, при разумном их использовании педагогом, помогают сформировать благоприятный психологический климат в коллективе, поднимают общий тонус, способствуют возникновению традиций.
Большой популярностью также пользуются игры на сплоченность коллектива или игры по мотивам сказок. Рассмотрим некоторые из игр, применяемые на занятиях наших объединений.
Игра «Ха-ха-ха»
Количество участников: от 10 до 30 человек.
Цель игры: поднятия настроения, снятия психологического барьера.
Описание игры: Все участники игры ложатся на пол, положив голову на живот другому участнику. Таким образом получается длинная цепочка. Первый игрок говорит «Ха», второй «Ха-ха», третий «ха-ха-ха» и так далее. В итоге игра превращается в дружный смех. 
Игра «Репка»
Количество участников:2 команды по 6 человек
Цель игры: развитие быстроты и ловкости. Используется в качестве подводящего упражнения для обучения передаче эстафеты.
Описание игры: Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.
Примечание: За основу можно брать и другие сказки. Такая форма работы поможет не только развивать быстроту и ловкость у детей, но и помогать детям осваивать сказки в непривычном, но более доступном и интересном виде.
Игра «Запрещенное движение»
Количество участников: от 10 до 30 человек.
Цель игры: Развивать умение быстро сосредоточиваться. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Описание игры: Играющие вместе с руководителем встают в круг. Руководитель выходит на шаг вперед, чтобы быть заметнее. Если играющих мало, то можно построить их в шеренгу, а самому встать перед ними. Руководитель предлагает ребятам выполнять за ним все движения, за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещено выполнять движение "руки на пояс". Руководитель под музыку начинает делать разные движения, а все играющие повторяют их. Неожиданно руководитель выполняет запрещенное движение. Участник игры, повторяющий его, делает шаг вперед, а затем продолжает играть.
Таким образом, использование игры на занятиях позволяет формировать и развивать у обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию, преобразовывать её, вырабатывать на её основе планы и решения как в стереотипных, так и в нестереотипных ситуациях.
Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, умениями и навыками, способствует их актуализации.
Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование её на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. А это ведёт к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся.