Влияние комплексного курса ОРКСЭ на воспитание и социализацию школьника
Влияние комплексного курса ОРКСЭ
на воспитание и социализацию школьника
Ладанова Татьяна Васильевна
учитель истории и обществознания
МОУ ИРМО «Горячеключевская СОШ»
п. Горячий Ключ
Ребёнок в момент рождения лишь
кандидат в человека, но он не может
им стать в изоляции:
ему нужно научиться стать человеком
в общении с людьми
( А. Пьерон)
Сегодня будущее России во многом зависит от того, сумеем ли мы заложить ценностные идеалы и ориентиры в души школьников, утвердить в их сознании базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего исторического опыта и отечественной культурной и религиозной традиции.
Образование в настоящее время продолжает переживать «эпоху перемен». Если еще 20 лет назад о религиозных культурах в системе государственной школы не могло быть и речи, то сегодня остро ощущается необходимость познакомить обучающихся с духовными ценностями Отечественной религиозной культуры, которые обладают универсальным характером применительно ко всем сферам общественных отношений.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения включают образовательную область «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Задача учителя – помочь ребенку научиться ориентироваться в обществе, что поможет ему в дальнейшей жизни. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы. В данном курсе важным представляется показать младшим школьникам такие общечеловеческие ценности, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность.
Воспитание детей было и остается трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека.
Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня. Современные задачи воспитания заставляют нас по новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования личности вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших школьников.
По моему мнению, курс ОРКСЭ является переходным мостиком к традиционному воспитанию в обществе, которое строится из трех вершин: МОГУ – ХОЧУ - НАДО, ведь еще Леонардо да Винчи писал: «Счастливым, воспитанным и гармоничным человеком, можно считать того, кто хочет то, что может, а может то, что должен» к сожалению, у наших детей присутствует только вершина «ХОЧУ», родители до школы не развивают вершину «МОГУ», не говоря уже о вершине «НАДО». А ведь вершина «НАДО» это долг перед семьей, обществом, страной. Эта вершина воспитывает чувство патриотизма, толерантности, сострадания, которые красной нитью проходят в курсе ОРКСЭ.
Конечно, курс ОРКСЭ не может сразу, как волшебная палочка, изменит нравственный облик ребенка, но он даст нам, учителям, более широкие возможности способствовать этому. Школьник на занятиях не только получает новые знания, но анализирует их, пропуская через себя, сравнивает, что есть добро зло. И уровень понимания зависит от нас. Наша задача - показать ребенку всю широту Мира.
В возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком. В этом возрасте происходит отчуждение ребенка от родителей и учителей снижается ценность школы. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино.
Мы, как преподаватели ОРКСЭ, на этом возрастном этапе можем выработать иммунитет духовной нравственности. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Нравственная культура необходима каждому человеку. Ведь душа, как и тело, живет тем, чем питается.
Именно в возрасте 10 лет формируется основа системы ценностей ребенка, определяются его приоритеты, происходит социализация (процесс усвоения и дальнейшего развития личностью культурных норм и социального опыта, необходимого для успешного функционирования в обществе), расширяется круг его общения.
Нужно отметить, что темы курса Основы светской этики перекликаются с темами классных часов не только начальной школы, но среднего и старшего звена.
Темы классных часов Темы по курсу основы светской этики
Я - гражданин Россия – наша Родина
Уроки мужества Защитники Отечества
Спеши творить добро Нравственный поступок
Научились мы дружить, веселее стало жить! Дружба
Правила этикета Этика и этикет
Мы видим, что не только темы перекликаются, но цели и задачи также едины:
Воспитание патриотизма,
Воспитание уважительного отношения к родному краю,
Понятие «добра» и «зла»,
Понятие и проявления дружбы,
Понятие «семья», «семейные традиции» и другое.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории к богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Курс выступает в качестве связующего звена всего воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, учит адекватно оценивать собственное поведение и поведение сверстников, окружающих его людей.
Обратимся к темам уроков: «Мораль и культура», «Справедливость», «Дружба», «Альтруизм и эгоизм». Сами темы говорят о высоком воспитательном значении.
На уроках дети знакомятся с понятиями дружбы и порядочности, правды, истины и лжи, добра и зла. При изучении основных критериев светской этики дети убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, его жизнь.
Духовно-нравственное развитие ребенка на занятиях курса ОРКСЭ происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учебы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, по телевидению, радио.
Необходимо помнить, что моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни и признание ценности других людей является первым шагом к добродетельному поведению.
Таким образом, наша задача, задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, целостность нашего общества и государства, курс ОРКСЭ, и в частности модуль «Основы светской этики» помогают в этом.
Данный курс поможет учащимся продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.