Статья Организация внеклассной работы по экологическому образованию у младших школьников
Составитель:
Желтова Ю.В. – методист
МБОУ ДОД Детский эколого-биологический центр
города Ростова-на-Дону
«Организация внеклассной работы
по экологическому образованию и воспитанию младших школьников»
(Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
Данные методические рекомендации направлены на поднятие уровня экологического воспитания не только у учащихся, но и у педагогов Рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования и учителей-предметников, организующих внеклассную работу по экологическому образованию и воспитанию младших школьников.
К числу наиболее волнующих, я считаю, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. На сегодняшний день глобальный характер носят экологические проблемы. Загрязняется все: воздух, вода, почва, что в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Особую остроту на современном этапе развития общества приобретает вопрос экологического образования и воспитания. Главной причиной всего этого можно назвать тотальную экологическую безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Проблема экологического воспитания школьников не надумана.
Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. Все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей должны выступать в тесной взаимосвязи.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, который придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. «Природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества», - считал педагог. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Поднять уровень экологического воспитания необходимо не только у учащихся и их родителей, но и у учителей.
Все сказанное определило выбор темы методической рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Организация внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников».
Актуальность обусловлена противоречием между все увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствие эффективных экологических технологий экологического образования и воспитания.
1. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования.
Основная цель экологического воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,
- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. В рамках детского природоохранного движения, воспитания чувства ответственности за все живое на земле, гуманное отношение к природе, развития познавательного интереса к миру природы, школьники вовлекаются педагогами в природоохранную работу: участию в экологических акциях («Зимующие птицы», «Живая капелька!», «Живи, родник!» - расчистка и благоустройство родников, «Земля – наш общий дом», посвященный Всемирному дню Земли, Международная акция «Час Земли», «Сохраним первоцветы» - экологическая работа с детьми по сохранению первоцветов, операции «Кормушка» и «Птичьи домики» - подкормка птиц и рейды по развешиванию домиков для птиц, «Не сжигайте, листву!», «Мусор – это серьезно!» - участие в субботниках по благоустройству и озеленению территорий, прилегающих к образовательным учреждениям, «Недели леса», «Неделя экологии и здоровья», «Зеленая елочка – живая иголочка», «Памятники природы», «Зверье мое!»
Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы. Ежегодно проводятся городские экологические праздники: «Вода – источник жизни на Земле» - рейды по обследованию состояния водных объектов, рекреационных зон; «Весна идет, весне – дорогу!», посвященный Международному дню птиц; «Сохрани свою планету!» - ко Всемирному дню охраны окружающей среды; праздник Древонасаждения.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.
Определены также условия развития взаимосвязи школы, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.
Результатом воспитания становятся практические знания и усилия школьников, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Основное внимание уделяется связи деятельности в природе с изучением культурного наследия. Развитие языка и речи учащихся, работа с произведениями литературы, изобразительного искусства, музыки позволяет глубже раскрыть учащемуся духовную ценность природы, по новому осветить роль заботы об окружающей среде и ее рациональном использовании в удовлетворении потребностей общества. Стремление учащегося к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и доступной системой.
Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.
Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете».
Очень важно, чтобы педагог постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.
Образовательные учреждения как центральная система экологического воспитания должна быть активным организатором связи для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М. - 1987.
Боровская Л.А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М. Просвещение, 1991.
Горощенко В.П. Природа и люди. М., Просвещение, 1986.
Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.
13PAGE \* MERGEFORMAT14415
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915