Доклад на тему «Развитие навыков самостоятельной работы в процессе самоподготовки».


Доклад
«Развитие навыков самостоятельной работы в процессе самоподготовки»

Воспитатель I квалификационной категории Шапошникова Т.Н.
2013 г.
«Самоподготовка» предполагает самостоятельную работу обучающегося под руководством воспитателя.
Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В ее организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий уроков; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных учащихся с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми учениками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль .Навыки самостоятельной работы приобретаются учащимися постепенно, в процессе практики. Почти все виды самостоятельных работ учащихся связаны с требованиями учебных программ и осуществляются в основном под руководством учителя. Немалую роль в выработке у учащихся навыков самостоятельной работы может сыграть воспитатель. Организуя выполнение домашнего задания, воспитатель приучает детей к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени отведенного для их выполнения, к их четкому и аккуратному выполнению, к умению работать сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке свое рабочее место. Организация и проведение самоподготовки учащихся - самый ответственный момент работы. В моей практике сложились интересные формы работы, позволяющие эффективно развивать самостоятельность учащихся. Существенно, здесь, начало самоподготовки. Обычно самоподготовка начинается после прогулки, когда ребята вполне отдохнули после уроков, и я создаю для них нужные для этого условия. Некоторые ребята сразу приступают к выполнению домашнего задания. Случается, что какой-то группе учеников, или отдельным из них, приходится напомнить, что самоподготовка уже началась и я прошу тихо пройти на свои места, ничем не отвлекая уже занимающихся ребят.
Самостоятельная работа ученика - это самостоятельность его мысли, учебных действий, определенный настрой к работе.Кое-кто не всегда успевает закончить задание в срок, поэтому ребята остаются заканчивать работу на перемене, а те, кто справился с заданием, тихо выходят из класса.
Самоподготовка - самый ответственный этап в развитии самостоятельности. Здесь часто возникает вопрос, с какого предмета начинать. Шаблон тут не приемлем. Я выбираю наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки учащихся с учетом особенностей данного класса. Я считаю, что учащимся класса надо начинать с чтения, т.к. ученик, умеющий хорошо читать, быстрее разберет и осмыслит задание по математике и по письму. В зависимости от задания, я определяю время на самостоятельное чтение текста каждым учеником. Индивидуально работаю с теми, у кого еще не развиты навыки чтения. По истечении отведенного времени для задания, проводится фронтальная проверка. Такой вариант дает возможность проверить технику чтения у большинства ребят. Попутно развивается организованность, внимание учащихся. Занимаю место у стола, проверяю, что все ребята приготовили учебные принадлежности и начали работу. Пока они выполняют задание, провожу индивидуальную работу с 1-2 учениками. Затем начинаю проверять черновики с выполненным заданием. Иногда привлекаю активных и сильных учащихся для взаимопроверки. В конце самоподготовки провожу групповую консультацию по математике и русскому языку: разбираем типичные ошибки, повторяем необходимые правила, анализируем задачи. При такой системе работы я приучаю ребят работать сосредоточенно, рационально и эффективно использовать время, а также учу пользоваться наглядными пособиями, схемами, таблицами, словарями. Наличие словарей на каждой парте приучает ребят самостоятельно их использовать во время работы. Письмо у этих ребят более грамотное, знания более прочные. Вариант в организации самоподготовки с наиболее трудного предмета, весьма результативен. Дети быстро и сосредоточенно включаются в работу. Задание по математике требует большего времени. Это дает мне возможность организовать индивидуальную работу со слабыми учениками. Индивидуальная работа иногда носит эпизодический характер, иногда в системе и в течение длительного времени. Например : 1 неделю разбираю задание с группой учеников, повторяю забытые правила, подбираем аналогичные примеры, на 2 неделе ученики устно разбирают задание, а на 3 и в последующие недели выборочно работаю с отдельными учениками. Часто на самоподготовке приходится выявлять и ликвидировать пробелы в знаниях учеников, которые пропустили материал по болезни и по другим причинам. Выполнение этих задач осуществляю в индивидуальной работе или по плану, составленному учителем для данного ученика. Очень часто замечаю, что ребята, у которых нет навыка самостоятельной работы , или пропущен тот или иной материал, заглядывают в тетрадь соседа. Чтобы предупредить подобное, отсаживаю такого ученика за отдельную парту, или предлагаю выполнять задание по разным предметам. Оказывая индивидуальную помощь - поощряю за малые успехи, убеждаю, что данное задание по силам ему и постепенно, при настойчивой и регулярной работе он сможет учиться не хуже других. Работая в тесном контакте с учителем, проводим взаимопосещения уроков и самоподготовки. Учитель, посещая самоподготовку, работает с теми учениками, кто нуждается в индивидуальной помощи. Приучаю ребят работать на самоподготовке вполголоса, т.к. считаю, что идеальной тишины не должно быть, но и громкого разговора не допускаю. Рабочий шум вполне допустим и не мешает плодотворной работе учеников.
Самоподготовка и воспитание – это два основных фактора в жизни детей нашей школы и они взаимно обуславливают друг друга. Насколько самоподготовка ведется с учетом наклонностей учащихся и уровня их знаний, настолько поднимается общий уровень обучения детей . Я учитываю, что в классе есть дети , отличающие по характеру, воспитанию, по состоянию здоровья и не могу предъявлять всем одни и те же требования, как при чтении, так и при выполнении письменных заданий. Особое внимание обращаю на слабо подготовленных детей, но стремлюсь, чтобы и они без посторонней помощи и самостоятельно выполняли задание. Стараюсь создать между детьми доброжелательные отношения: чтобы сильные помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает .Таким ребятам заранее готовлю разного характера поручения: подобрать материал к классному часу, сходить в библиотеку и т.д. Самоподготовка проводится в установленное время, в отведенном месте. Провожу паузы-переменки, физминутки, могу рассказать что-то интересное, поиграть, методов много, одним словом к организации самоподготовки подхожу творчески. Учу ребят самостоятельно преодолевать трудности, учу самостоятельно проверять свою работу, находить ошибки и исправлять их. Учитываю и такой момент, что ребята проработали 4 и более часа на уроке и при выполнении задания между предметами делаем небольшой перерыв; например: убрать лишние учебники с парты, подточить карандаши и др. При выполнении домашнего задания требую от детей выполнения определенных правил; например: по русскому языку вначале следует прочитать задание к упражнению, текс, затем подумать, есть ли непонятные слова, выражения, повторить соответствующее правило, использовать словарь, таблицы и т.д. По математике надо прочитать несколько раз условие задачи, подумать над ее смыслом и условием, сделать краткую запись условия, определить что известно, составить план решения задачи. В течение всего процесса самоподготовки стремлюсь, чтобы ребята работали самостоятельно и развиваю умение учиться. Чтобы обучающийся получал определенные знания и дополнительный тренировочный навык, пробуждаю активное отношение к учению. Таким образом, дисциплина, связь с родителями и учителем, создание доброжелательных взаимоотношений в коллективе, применение таких методов подготовки, как самопроверка, рациональное использование времени, интересная личность воспитателя, способствует положительным результатам при самоподготовке.