Развитие познавательных способностей учащихся в игровой деятельности в группе продленного дня
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по общему интеллектуальному направлению
«РАЗНОЦВЕТНАЯ МОЗАИКА»
для детей 7-11 лет
срок реализации 4 года
Автор-составитель:
воспитатель группы продленного дня
Зольникова Александра Алексеевна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краткая характеристика предмета
Мозаика (фр.mosaique, итал. mosaic, musivum, от латинского – посвящение музам) - это декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компановки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Это древнейший вид декоративного искусства, примеры которого дошли до наших дней. История этой уникальной техники восходит ко 2 половине 4 тысячелетия до н.э.
Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением М. В.Ломоносова. Он был знаком с мозаикой по собору Святой Софии в Киеве. Им была построена лаборатория для мозаичных работ вблизи Рождественских слобод. После его смерти работы, к сожалению, были прекращены.
Возрождение этого искусства в России началось в связи со строительством знаменитых соборов – Исаакиевского и Спаса на Крови. Уникальны произведения отечественного мозаичного искусства. Памятником мирового значения является храм Воскресения Христова (Спас на Крови), фасады и внутренние стены которого покрыты мозаичным полем с общей площадью свыше 7000 квадратных метров.
В наши дни мозаика стала еще более актуальной. Мозаику используют в облицовке станций метро. В этой технике оформляют общественные здания и интерьеры жилых домов, сады и парки или просто украшают различные предметы. Для детского творчества выкладывание мозаики – занимательное и полезное занятие. В качестве материала можно использовать самые различные материалы, иногда даже так называемый “мусор” – стеклянные осколочки, яичную скорлупу, крупу и любые подручные материалы. Это ремесло, суть которого заключается в составлении узора или изображения путем выкладывания из множества мелких кусочков какого-либо материала.
Работа по составлению мозаичных композиций и панно доставит огромное удовольствие. Это благотворно влияет на психику детей, развивает фантазию и эстетический вкус.
Это занятие требует усидчивости, кропотливости, внимательности, сосредоточенности, развивает творческое мышление и мелкую моторику рук.
Реализуя свои идеи, ребенок вкладывает душу, радуется сам и радует других.
Направленность, актуальность, педагогическая целесообразность, отличительные особенности программы
Программа «Разноцветная мозаика» относится к общему интеллектуальному направлению и имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность программы в возрождении древнего искусства на современный лад: в России снова необычайно популярна техника мозаики, она переживает второе рождение, ее используют в бассейнах, холлах, кафе, магазинах, в жилых домах и на дачах. С помощью этой техники создаются предметы интерьера , нарядные бытовые мелочи, картины и т.д. Искусство создания мозаичных композиций тесно связано с жизнью человека. Вещь, сделанная своими руками, индивидуальна, приносит в дом приятную атмосферу покоя и уюта.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что в процессе обучения у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности. Программа помогает решать важнейшую проблему – развитие мелкой моторики, что особенно актуально для учащихся начальных классов.
Великий педагог В. А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальчиков, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли » (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973, с 258). Кроме того, программа «Разноцветная мозаика» позволяет познакомить детей с историческим и культурным мировым и отечественным наследием, воспитывает у них художественный вкус, трудолюбие, терпение, аккуратность и множество других качеств, в том числе коллективизм, заботливое отношение к родным и близким и т.д.
Отличительной особенностью данной программы является ее ознакомительный характер в отношении множества различных техник мозаики и достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать разнообразные по технике исполнения изделия. Такой подход дает возможность ребенку в дальнейшем придумывать свои композиции, проектировать и выполнять собственные изделия, успешно комбинируя уже известные техники. Это способствует развитию фантазии и реализации творческих возможностей ребёнка. Другой отличительной особенностью программы является использование в работе с детьми мелкогрупповых форм работы: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей.
Программа составлена с учётом дидактических принципов: принцип индивидуального подхода, принципов наглядности и доступности, сознательности и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребёнок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Именно так осуществляется постепенный переход от одной техники к другой, более сложной, от одной схемы (упрощённой) к другой (усложнённой). Основные приёмы работы изучаются с нарастающей сложностью и многократно повторяются в течение учебного года.
Наряду с групповыми методами программа предусматривает широкое использование методов индивидуальной работы с ребёнком. Право выбора наиболее комфортного темпа и полноты объёма принадлежит ребёнку.
Программа предполагает применение приёмов и методов, которые не вредят здоровью. Чтобы не испортить зрение, на каждом занятии проводится гимнастика для глаз. Во время занятий практикуются физкультминутки, а также физкультурные паузы, главная задача которых снять напряжение с мышц спины, шеи и кистей рук.
Цель и задачи программы внеурочной деятельности
Цель: Создание условий для развития творческого потенциала, формирование личностной и творческой культуры ребенка через его приобщение к технике составления мозаичных композиций; через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством.
Задачи программы:
Обучающие:
познакомить детей с историей мозаичного искусства, свойствами используемого материала;
познакомить с основами цветоведения, рисунка, построения орнамента;
сформировать знания и умения в овладении различными техниками мозаики;
познакомить со способами оформления изделий;
научить графически изображать схему изделия, работать по ней и изменять по мере необходимости;
знакомить детей с историей возникновения мозаики в античной Греции, Италии, Византии и в России.
Развивающие:
развивать мелкую моторику пальцев рук;
развивать чувство цвета, глазомер;
обогащать словарный запас;
развивать творческие способности, фантазию ребенка;
тренировать пространственное, логическое мышление;
развивать способности детей к творческому самовыражению и самореализации.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, терпение;
воспитывать волевые качества (стремление доводить работу до конца, преодолевать трудности);
воспитывать художественный вкус;
воспитывать уважительное отношение к работе товарищей, взаимопонимание, взаимопомощь, активную жизненную позицию;
формировать бережное отношение к своему здоровью;
Условия реализации программы
Программа «Разноцветная мозаика» предназначена для детей 7-11 летнего возраста и рассчитана на 4 года обучения (288 учебных часов).
Занятия проводятся во внеурочное время в хорошо проветриваемом и освещенном помещении.
Условия набора:
В группы 1 года обучения принимаются все желающие дети без предварительного отбора (на основании заявлений родителей).Основной формой организации обучающихся на занятии является групповая форма работы.
Режим занятий:
I год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу (72 часа);
II год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу (72 часа);
III год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу (72 часа).IV год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу (72 часа).
Наполняемость групп:
I год обучения – не менее 15 человек;
II год обучения – не менее 12 человек;
III год обучения – не менее 10 человек.
IV год обучения - не менее 10 человек.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу I года обучения ребенок:
будет знать основные свойства материалов и приёмы безопасной работы с ними;
научится организовывать рабочее место;
познакомится с основами цветоведения;
освоит основные техники составления композиций;
сможет выполнять различные композиции;
научится оформлять изделие в рамочку;
научится сосредоточенно заниматься выбранным делом ;будет обладать более развитым глазомером;
станет более аккуратным и внимательным.
К концу II года обучения ребенок:
будет уметь правильно и безопасно пользоваться инструментами для составления композиций ;сможет самостоятельно разработать орнамент для панно;
научится выполнять изделия из разных материалов;
освоит более сложные приемы составления композиций ;научится изготавливать сувениры ;приобретет опыт уважительного отношения к работе товарищей;
будет обладать более стройным логическим мышлением, более развитым словарным запасом.
К концу III года обучения ребенок:
овладеет навыками безопасной работы с инструментом и материалами для составления мозаичных композиций;
сможет составлять композиции и панно в технике мозаики ;научится изготавливать сувениры в технике мозаики ;будет иметь более развитую моторику;
получит положительный опыт преодоления трудностей, умения доводить начатое дело до конца, взаимопомощи;
обогатит уровень своей фантазии и творчества;
более выражено сформирует волевые качества;
научится оформлять законченные изделия.
К концу IV года обучения ребенок:
овладеет навыками безопасной работы с инструментом и материалами для составления мозаичных композиций;
сможет составлять более сложные композиции и панно в мозаичной технике ;научится изготавливать сувениры в технике ;сможет выполнять изделия из самых разных материалов;
будет иметь развитую моторику;
получит положительный опыт преодоления трудностей, умения доводить начатое дело до конца, взаимопомощи;
обогатит уровень творческого мышления;
более выражено сформирует волевые качества;
Диагностика результативности освоения программы осуществляется через использование разных форм и методов:
текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой беседы;
наблюдение за ребенком на занятии (прямое, косвенное);
итоговый контроль умений и навыков при анализе работы;
участие в выставках.
Основные критерии оценки работ учащихся
I год обучения:
соответствие изделия схеме;
аккуратность исполнения работы;
цветовое решение;
скорость выполнения изделия.
II год обучения:
соответствие изделия технологии выполнения;
цветовое сочетание;
аккуратность выполнения;
умение вносить изменения в схему изделия.
III год обучения:
соответствие изделия технологии выполнения;
цветовое сочетание;
аккуратность выполнения;
умение создать собственную схему изделия.
IV год обучения:
соответствие изделия технологии выполнения;
цветовое сочетание;
аккуратность выполнения;
создание собственных вариантов мозаичных композиций
Формы подведения итогов
открытые занятия для педагогов, родителей;
участие в выставках школьного, районного, городского уровня.
Все дети участвуют в школьных выставках, предъявляя свои лучшие законченные работы.
В течение года наиболее удачные работы воспитанников участвуют в районных и городских выставках, к которым все желающие серьёзно готовятся. Участие в них определяется по результатам отбора работ организаторами выставки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I года обучения
№
п/пНазвание темы Количество часов
Всего Теория Практика
Вводное занятие 2 1 1
Цветоведение2 2 -
Основные приёмы работы с мозаикой 4 2 2
Изготовление картин и небольших панно 14 4 10
Мозаика из полимеров 10 2 8
Мозаика из пайеток и блесток 10 2 8
Мозаика из стеклянных камешков 12 4 8
Оформление подарков 6 2 4
Посещение выставок 4 4 -
Творческие работы 6 2 4
Заключительное занятие 2 2 -
ИТОГО: 72 27 45
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I года обучения
№ п/пНазвание темы Теория Практика
Вводное занятие Знакомство с коллективом. Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Организация рабочего места. История возникновения искусства мозаики. Инструменты и материалы для занятий. Свойства материалов. Сравнение материалов для создания мозаичных композиций. Выполнение гимнастики для глаз.
ЦветоведениеПонятие о композиции и цветоведении. Цвет и его значение. Ахроматические цвета (белый серый и черный) и хроматические цвета ( все остальные) Цветовой круг. Цветовая гамма. Цветосочетание .Колорит-согласованность различных цветов между собой. Спектр- преломление солнечного света. Рисуем и оформляем радугу из разных материалов.
Основные приемы работы с мозаикой Приёмы – засыпка, прямой набор, обратный набор, работа с ракушками, кракле и др.
Выполнение
образцов.
Изготовление картин и небольших панно Изображения различных орнаментов на бумаге в клетку и их раскрашивание. Создание композиций с цветной бумагой (бабочки, времена года, человечки, снеговик, елочка). Работа с простейшим материалом. Мозаика из бумаги, разрезанной на небольшие квадратики. серпантина, конфетти и фантиков
Мозаика из полимеров Создание композиций из мягких гранул, горошин и крупинок разнообразной фактуры и цвета, поролона, разноцветной губки и помпонов. Создаем мозаичную фреску по предварительно составленному эскизу и намеченному контуру.
Мозаика из пайеток и блесток Способы сборки цветка и других узоров на клеевой основе Подбор материалов (можно добавить бисер).
Оформление изделий.
Наборная мозаика из стекла Изготовление мозаичных композиций из заранее собранных цветных стеклышек, стеклянных камешков округлой формы или мелких бусинок
” Оформление на клеевой основе мозаичной композиции, которая прикрепляется к круглой пробковой подложке.
Оформление подарков Выбор фона, способы закрепления мозаичных изделий на фоне. Техника оформления панно в рамку. Изготовление композиций в рамке.
Посещение
выставок Примерный перечень выставок: районные и городские выставки детского прикладного творчества. -
Творческие
работы Теоретические сведения, изученные в течение года. Выбор изделия, подбор схем плетения, выбор материалов. Изготовление и оформление изделия.
Заключительное занятие Подведение итогов работы за год.
Планы занятий на следующий год. -
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II года обучения
№
п/пНазвание темы Количество часов
Всего Теория Практика
Вводное занятие 2 2 -
Лоскутная мозаика
12 2 10
Мозаичные композиции на бумажной основе
16 4 12
Мозаичные композиции из гребенной ленты 10 2 8
Витражная мозаика 14 4 10
Техника кракле6 2 4
Посещение музеев и выставок 4 4 -
Творческие работы 6 2 14
Заключительное занятие 2 2 -
ИТОГО: 72 24 48
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
II года обучения
№ п/пНазвание темы Теория Практика
Вводное занятие План занятий на текущий год.
Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Повторение знаний о технике составления мозаичных композиций. -
Лоскутная мозаика Использование лоскутной техники на клеевой основе, что в дальнейшем позволит научиться технике лоскутного шитья
.
Составление орнаментов из простейших геометрических форм (“Изба”, “Елочка” “Мельница”, “Пила”, “Грядки”)
Мозаичные композиции на бумажной основе Применение техники квиллинга и использование порезанного на полоски гофрокартонаСоставление орнаментов из полосок цветной бумаги:”Елочка”,”Ежик”.”Рыбка”.
Мозаичные композиции из гребенной ленты Использование разноцветной гребенной ленты для композиций в рамках под стеклом и для панно на клеевой основе ”Рисуем” олимпийские кольца и другие композиции с помощью гребенной ленты
Витражная мозаика Создание витражей на стекле по подложенным под него трафаретам из книг для раскраски и витражи из цветной бумаги Раскраска витражей по готовым трафаретам или на стекле с использование любых рисунков
“Птичка”, “Физалис”, “Анютины глазки”, ” Горящая свеча” и др.
Техника краклеМозаика из яичной скорлупы и стеклянной мозаики “кракле” Изготовление композиций на плоской основе (“Цыпленок”) и отделка вазочек, тарелок, шкатулок и других предметов.
Посещение музеев
и выставок Примерный перечень тем экскурсий: “Мозаика в интерьерах нашего города”
Примерный перечень музеев: Этнографический музей, Исаакиевский собор, Храм Спаса на Крови. Эрмитаж. Примерный перечень выставок: районные и городские выставки детского прикладного творчества. -
Творческие работы
Теоретические сведения, изученные в течение года. Выбор изделия, подбор материалов. Изготовление и оформление изделия.
Заключительное занятие Подведение итогов работы за год.
Планы занятий на следующий год. -
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III года обучения
№
п/пНазвание темы Количество часов
Всего Теория Практика
Вводное занятие 2 2 -
Засыпная мозаика 8 2 6
Мозаика у вас дома 8 2 6
Создание композиций из бумажных лент 10 2 8
Изготовление новогодних игрушек и сувениров 6 2 4
Коллажи 6 2 4
Тестопластика12 2 10
Восточная мозаика 8 2 6
Посещение выставок, музеев 4 4 -
Творческие работы 6 2 4
Заключительное занятие 2 2 -
ИТОГО: 72 24 48
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
III года обучения
№ п/пНазвание темы Теория Практика
Вводное занятие Знакомство с планом работы на год. Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Повторение изученных ранее приёмов и техник -
Засыпная мозаика Выполнение мозаичных рисунков и композиций из круп ( рис, греча, хлопья, манка, пшено, фасоль, горох, семена ) Примерный перечень изделий: фоторамка, панно “Зимняя ночь”, “Крокодил Гена”, “Снеговик”, “Родной дом” ,”Подсолнух”и др.
Мозаика у вас дома Варианты отделки стен .Фантазируем на тему; “мозаика для ванной, комнаты и кухни”. Создание своих вариантов на бумаге и из имеющихся материалов.
Создание композиций из бумажных лент Приёмы квил линга для изготовления образцов
. Выбор изделия. Оформление изделий. Примерный перечень изделий: арбуз, подсолнух, цветы жар-птица
Изготовление новогодних игрушек и сувениров Техника изготовления по трафарету Выбор изделия. Подбор материалов. Оформление изделий. Примерный перечень изделий: лошадки, слоник, козлик, подкова, месяц, мишка, петушок, колокольчик, елочка, коронаКоллажи Разные варианты коллажей. Украшение коллажем разных предметов. Поздравительные открытки (например, ко Дню матери) и рамки для фото. Коллажи с ракушками (“Осьминог”). Витражи для окон из папиросной бумаги.
ТестопластикаИзготовление предметов из соленого теста и их украшение мозаикой
Примерный перечень изделий: подвеска треугольной формы, различные фигурки, игрушки-мукосолькиВосточная мозаика
Использование смальты в создании изделий
Подбор материалов. Примерный перечень изделий: панно, африканские маски .Посещение выставок, музеев Примерный перечень тем экскурсий:
« Мозаичные украшения с древних времён до современности»,
Примерный перечень музеев: Этнографический музей, Русский музей, Храм Спаса на Крови. Примерный перечень выставок: районные и городские выставки детского прикладного творчества. -
Творческие
работы Теоретические сведения, изученные в течение года. Выбор изделия, подбор схем плетения, выбор материалов. Изготовление и оформление изделия.
Заключительное занятие Подведение итогов работы за год. -
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
IV года обучения
№
п/пНазвание темы Количество часов
Всего Теория Практика
Вводное занятие 2 2 -
Наборная мозаика 8 2 6
Пиксельная мозаика 8 2 6
Мозаичные “ковры” 10 2 8
Изготовление новогодних игрушек и сувениров 6 2 4
Делаем коллажи из кожи 6 2 4
Мозаичные узоры 12 2 10
Восточная мозаика 8 2 6
Посещение выставок, музеев 4 4 -
Творческие работы 6 2 4
Заключительное занятие 2 2 -
ИТОГО: 72 24 48
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
IV года обучения
№ п/пНазвание темы Теория Практика
Вводное занятие Знакомство с планом работы на год. Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Повторение изученных ранее приёмов и техник -
Наборная мозаика Выполнение мозаичных рисунков и композиций из мелких цветных камешков разных цветов и осколков натуральных камней
Примерный перечень изделий: тарелка, панно, ваза, коробочка, птичка
Пиксельная мозаика Варианты украшения интерьеров мозаикой Фантазируем на тему; “Мозаика для интерьеров”. Создание своих вариантов на бумаге и из имеющихся материалов ( кашпо, вазочки)
Мозаичные ” ковры” Использование гребенной шерсти и разноцветных губок и салфеток для изготовления образцов
. Выбор изделия. Оформление изделий. Примерный перечень изделий: коврики
Изготовление новогодних игрушек и сувениров Техника изготовления по трафарету и с применением тестопластикиВыбор изделия. Подбор материалов. Оформление изделий. Примерный перечень изделий: разные животные, Баба Яга, Санта Клаус
Делаем коллаж из кожи Разные варианты коллажей из образцов кожи Примерный перечень изделий: лошадки, слоник, козлик, подкова, месяц, мишка, петушок, колокольчик, елочка, цветы, принцессаМозаичные узоры Изготовление красочных композиций из пайеток и порезанных магнитных (переливающихся) дисков и использованных карточек метро, щепы, сухих цветочных лепестков, пуговиц
Примерный перечень изделий: панно и картины
Восточная мозаика
Использование смальты в создании изделий
Подбор материалов. Примерный перечень изделий: панно, маски .Посещение выставок, музеев Примерный перечень тем экскурсий:
« Мозаичные украшения с древних времён до современности»,
Примерный перечень музеев: Этнографический музей, Русский музей, Храм Спаса на Крови. Примерный перечень выставок: районные и городские выставки детского прикладного творчества. -
Творческие
работы Теоретические сведения, изученные в течение года. Выбор изделия, подбор схем плетения, выбор материалов. Изготовление и оформление изделия.
Заключительное занятие Подведение итогов работы за год. -
Методическое обеспечение программы
Основной формой реализации образовательного процесса является учебное занятие, наряду с которым используются такие формы как конкурсы, праздники, выставки, экскурсии, открытые занятия, мастер-классы для педагогов и родителей и др.
Во время проведения занятий педагог использует фронтальную, индивидуальную и мелкогрупповую формы работы.
Фронтальная форма предполагает работу со всей группой (при демонстрации образцов, приемов составления композиций и т. д.)
Индивидуальная форма предполагает постановку задач индивидуально каждому ребенку с учетом его способностей, желания, уровня подготовки. Анализ результатов выполнения задания также может проводиться индивидуально.
В основе мелкогрупповых методов лежит работа в малых группах:
совместно-индивидуальная форма
При такой форме каждым ребенком выполняется определенная часть коллективной работы;
совместно-последовательная форма
В этом случае младшие дети выполняют наименее сложные элементы, старшие – дополняют их или собирают в композиции, выполняют окончательное оформление изделий;
совместно-взаимодействующая форма
При такой форме одну работу делают двое, самостоятельно распределяя обязанности между собой. Так могут выполняться подарочные или выставочные работы.
При обучении работе с мозаикой используются следующие группы методов:
по источнику информации:
- словесные:
рассказом или беседой начинается, например, разговор об истории появления мозаики и развитии этого вида прикладного искусства, о его популярности в настоящее время и т.д.;
объяснение особенностей выполнения тех или иных приёмов, способов, технологии изготовления изделий из разных материалов и др.;
инструктаж по технике безопасности.
- наглядные:
демонстрация образцов изделий, техник изготовления, схем, рисунков, приёмов выполнения работы и т.д.
- практические:
выполнение ребенком изделий, разработка схем, эскизов, упражнения по выполнению тех или иных приёмов и др.
по уровню познавательной активности:
- объяснительно – иллюстративный:
ребенок получает и осваивает готовую информацию;
- репродуктивный:
ребенок воспроизводит те или иные действия педагога в соответствии с принципом «делай как я»;
- частично-поисковый:
ребенок вносит изменения в схемы;
- творческий:
самостоятельная постановка задачи и самостоятельный поиск ее решения. При выполнении творческих заданий ребенок самостоятельно выбирает тему, разрабатывает схему, подбирает материал, технику исполнения, выполняет изделие и выбирает способ оформления.
Обеспечение программы методическими видами продукции
Кабинет для работы с мозаикой оснащен образцами изделий из разных материалов, которые представлены в шкафах. Это коллективные работы и образцы изделий, выполненных индивидуально, которые дети в будущем смогут сделать.
Дидактический материал:
тематические альбомы “Мозаика у вас дома”, “ Квилинг”, “Стильная мозаика”,”Храм Спаса на Крови”, “Мозаика- рукоделье”, “Города-музеи Италии”
наглядные пособия: цветоведение (цветовой круг, дополнительные цвета), образцы материалов ;образцы готовых изделий;
раздаточный материал: ракушки, гребенная лента, стеклянные камешки и др.;
специальная и методическая литература по технике составления мозаичных композиций с различными иллюстрациями.
Материальное обеспечение
Кабинет оснащен мебелью: столами, стульями, шкафами, доской; настольными лампами.
Необходимые для работы материалы: разноцветная бумага, цветные гранулы, ракушки, бисер, бусины, стеклярус, пайетки , блестки, гребенная лента, картон, клей, лоскутки тканей, морские камешки, песок, крупы, разноцветные губки, аквариумный грунт .
Инструменты: ножницы , канцелярские принадлежности, пинцет, ватные палочки, губка, мастихин для затирки (или шпатель), щипцы для мозаики, ватные палочки .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
Хвостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М. «Просвещение», 1981.
Максимова М. Кузьмина М. Кузьмина Н.Мозаика лоскутных узоров - М.: “Эксмо”, 2012.
Зайцева А. Мозаика у вас дома. - М.: «Эксмо», 2010.
Артамонова Е. Необычные сувениры и игрушки М.: «Эксмо», 2005.
Доннели С. Стильная мозаика.-“ М. Астрель. Кладезь”,2013
Юртакова А. Юртакова Л. Квилинг.М. «Эксмо», 2013
Нагорский Н. Спас на Крови .ТД “Медный всадник”, 2013
Морас И. Мозаика.Лучшие проекты Основы шаг за шагом. М.: Издательская группа “Контэнт”, 2012
Дубровская Н. Витражи из цветной бумаги. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2009
Гульянц Э, Базик И. Что можно сделать из природного материала М.: “Просвещение”, 1991
Фрит А. Мозаика из гальки. М.: “Арт-Родник”, 2007
Александрова . Ракушки. М.: “Аст-Пресс”, 2011
Нагибина М. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль “Академия развития”, 1997
Необычная мозаика – http://mosaic-hobby .blogspot.com.
Для детей:
Липси Дженнифер. Делаем коллаж. М. “Ниола-Пресс”, 2009.
Невзгодина Л. Удивительные новогодние игрушки и сувениры: создаем своими руками. - М.: «Эксмо», 2011
Лыкова И. Мастерилка. ИД “Цветной мир”,2012
Шилкова Е. Мозаика. M.:“РИПОЛ классик”, 2011