Статья Проектная деятельность младших школьников в условиях группы продленного дня


Соколова Елена Борисовна
Проектная деятельность младших школьников в условиях группы продленного дня
Все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии.
Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Для человека одним из самых важных умений будет умение найти информацию, переработать и использовать в определенных целях. Среди разнообразных подходов, направленных на реализацию этих целей, учебное проектирование (метод проектов) является одним из приоритетных способов, так как:
появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;
процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса;
учебное проектирование достаточно легко вписывается в сложившуюся в традиционной школе классно – урочную систему обучения.
Кроме того, метод проектирования может помочь в решении проблемы личностно - ориентированного обучения, которое в максимальной мере учитывало бы особенности и способности каждого ученика, создавало условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.
Таким образом, тема проектного метода является актуальной и требует внимания. В данной работе мы рассмотрим понятие проектной деятельности, какая она бывает, зачем проектная деятельность нужна в начальной школе, а также коснёмся проектной деятельности в области естествознания.
Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж.Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и другие выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.
В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века. Была создана система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов, что привело к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате до 90-х г.г. XX века в практике советской школы проективная методика не использовалась. (Festival.1september.ru)
В современном образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию - “метод проектов”. Рассмотрим некоторые определения понятий «проект» и «проектная деятельность» в частности.
Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект — это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния; в некоторых случаях — план, замысел какого-либо действия. (Матяш, Симоненко, 2002)
Также под проектом понимают совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. (School263u.narod.ru)
Метод проектов (проектная методика) обозначает систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. (Festival.1september.ru)
Таким образом, те, кто рассматривает это понятие, подразумевают под проектом - объект (идеальный или материальный), некий результат деятельности. Кто-то включают в определение замысел и план действий по осуществлению этого проекта. Некоторые, помимо объекта и плана - совокупность действий (деятельность), систему способов и приёмов по разработке этого плана. По моему мнению, последние ближе всего к истине. Если не включать в понятие «проект», например, план его реализации, то будет подразумеваться только результат проекта, а не он сам. Если же исключить из определения деятельность (саму реализацию проекта), то получится – отстранённый образ некого объекта и идеи по воплощению его в жизнь. Следовательно, в понятие «проект» следует включать: образ предполагаемого объекта, план действий, деятельность по реализации плана и сам объект – результат всего проекта.
До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» рассматривался как вид профессиональной деятельности. Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении. Как отмечает И.И. Ляхов, в настоящее время усилился процесс проектизации знания, культуры и производства. Проектность — определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры едва ли не во всех ее основных аспектах, связанных с творческой деятельностью человека. (Ляхов, 1996) Проектностью пронизаны наука, искусство, психология человека. (Сидоренко, 1990) В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым возможно не стихийно, а целенаправленно, в процессе специально организованного обучения. Но обучение проектированию в настоящее время является прерогативой средних и высших профессиональных учебных заведений инженерной направленности. Остальные звенья образовательного процесса в этом не задействованы. В то же время, как отмечают известные ученые, обучение проектированию есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром, снимающего противоречия технологического этапа современного общественного развития в целом и образования в частности. (Зимняя, 1999; Рубцов, 1997; Сидоренко, 1990)
Проектная деятельность школьников и профессиональная проектная деятельность специалистов существенно отличаются друг от друга.
Основной целью профессиональной, трудовой проектной деятельности является производство общественно ценного продукта в виде какого-либо технического проекта, представленного чаще всего в графической форме — чертежи, схемы, иногда в виде макета будущего изделия, объекта проектирования. К целям проектировщика как субъекта трудовой деятельности не относится производство самого реального объекта. Воплощение созданного проекта в жизнь относится к целям деятельности представителей других профессий. (Матяш, Симоненко, 2002)
В отличие от этого, проектная деятельность школьников служит для развития разных сторон личности ребенка: рефлексии, произвольности, коммуникативных навыков, обобщённых способов учебной деятельности. Поэтому основным продуктом профессиональной проектной деятельности является технический проект, а для проектной деятельности школьников конечным продуктом является готовое изделие, то есть реальная законченная вещь, имеющая субъективную ценность. В качестве средства обучения проектная деятельность школьников позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности и трудности для ученика. В проектной же деятельности профессионала извне задается в общем случае лишь тема проекта, а его содержание и уровень сложности определяются самим субъектом труда и зависят от многих внешних факторов.
Различие в целях проектной деятельности профессионала и школьника определяет и различие в мотивации самой проектной деятельности. Профессионалом руководит совокупность мотивов социального и личностного характера: профессиональный долг и ответственность за свой труд; получение вознаграждения за результаты труда, поддержание и достижение определенного социального статуса в своей профессиональной группе.
В проектной деятельности школьников социальные мотивы также играют важную роль и, в сущности, схожи — желание получить положительные отметки за свои знания, соревновательные мотивы самоутверждения в группе сверстников. Но на первое место выходят учебно-познавательные мотивы: стремление к познанию нового, разрешения возникающих по ходу выполнения проекта проблемных ситуаций до познавательных мотивов самообразования и самосовершенствования.
Проектная деятельность школьников состоит из нескольких фаз (Матяш, Симоненко, 2002):
Генерирование проектных идей и идеальное преобразование объекта (субъективация);
Материализация идеальных построений в знаковом материале проекта (объективация).
Эти же этапы включает и профессиональная проектная деятельность. Но профессиональная проектная деятельность этим ограничивается. Что же касается проектной деятельности школьников, в ней представлен еще один этап — заключительный, выполняющий функцию развертывания знаковой структуры проекта:
3. Материальное воплощение замысла (реализация) и его презентация. На заключительном этапе проектной деятельности происходит корректировка объекта деятельности, его контроль и испытание, проверяется на практике реальность замыслов, целесообразность проектных решений. Важно изготовить проект, но не менее важно представить его, показать сильные стороны, обосновать рациональность, отстоять свою позицию и выгодно представить ее аудитории в процессе защиты творческого проекта. Наличие третьего этапа позволяет говорить о проектной деятельности школьников как самостоятельном виде деятельности.
Таким образом, проектную деятельность школьников можно определить как форму их учебно-познавательной активности, заключающуюся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности ребенка. (Матяш, Симоненко, 2002)