Урок русского языка в 3 классе по теме Правописание слов с удвоенными и непроизносимыми согласными
Предмет: Русского язык
Класс: 3 «А»
Дата: 16.10.2015 г.Тема: Непроизносимые согласные в корне слова, удвоенная согласная в корне слова.Цель: формировать у детей представление о словах с непроизносимыми и удвоенными согласными звуками; знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми, удвоенными согласными способом подбора однокоренных слов. развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей; воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать). Тип урока: открытие нового знания. Методы: проблемно – диалогический, практический.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями
Ход урока
I . Самоопределение к деятельности. Орг. момент. - Ребята, закройте глаза, настойтесь и повторяйте за мной Я уже много знаю. Вокруг много неизвестного. Я хочу узнать больше! Я могу узнать больше! Я готов работать! - Откройте глаза. II. Минутка чистописания - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Проверка правильного положения тела и тетради при письме. Отгадайте загадку: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (осень) С какого звука начинается слово осень ( с гласного звука О). Какие буквы будем писать? (буквы Оо) III . Актуализация знаний. Орфографическая разминка. На доске:Здра.ствуй, осн.. зл.тая! Какие буквы пропущены? Как проверить? (записать правильно , поставить в словах ударение) IV. Постановка учебной проблемы. 1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. - Какая буква пропущена в слове здравствуй? Почему вы написали букву В? Почему можно сделать ошибку в этом слове? Знаете ли вы ещё слова, в которых согласный не звучит, но его нужно писать? У доски работают 2 ученика. Запись слов по загадкам:
Запись слов: Солнце, праздник, сердце, лестница. - Помощники мои готовы? Садитесь, пожалуйста. - Какое было задание? (Записать слова под диктовку.) - Проверим. - Смотрим, сравниваем. - А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа. - Ребята, я диктовала для всех одинаково, а почему написали по-разному? 2. Выход из проблемы путём побуждающего диалога. - Сколько мнений в нашем классе? (Два.) - Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.) - А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.) - Почему не написал согласную (д) в слове сердце? (Согласную не слышно при произношении) - У кого другое мнение? V. Постановка цели урока. - Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.) - Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать - Какова цель нашего урока? Что мы сегодня делаем? (Учимся грамотно писать слова.) VI. «Открытие нового знания». Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне. 1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога. Весть , известный, вестник на доске!- Прочитайте слова «про себя». Вслух. - Что заметили? Что это за слова? (Это однокоренные слова.) - Докажите. (Корень - вест-; во всех словах общий смысл «весть».) Выделяется корень в словах. - Как вы понимаете смысл этих слов? (Весть – сообщение о чём-либо; известный – о ком все знают; вестник – тот, кто приносит весть.) - Что нужно делать если я не знаю значение какого- либо слова? (Понаблюдать за образованием слова, спросить у взрослых, у родителей, у учителя, у учителя русского языка, посмотреть в словаре, найти в интернете) - Подберите другие слова с тем же корнем. (Известить, известие) - Ещё раз посмотрите на слова, произнесите их и послушайте. - В чём разница? Какие будут мнения? (Буква есть, а звук не произносится.) - Может мы ошибаемся? Давайте подсчитаем количество букв и звуков в словах. - Почему число букв и звуков в слове различно? (В слове весть буква «ь» звука необозначает. ) - Это мы уже знаем? (Да.) - Что заметили во втором и третьем слове? (Звук [т] не произносится.) - А это мы знали? (Нет.) - Это новое сегодня. - Так нужно ли писать согласную в слове, если её не слышно? Почему? Что мы помним о написании корней слов? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Исключение чередование согласных.) - Как бы вы назвали такие согласные? (Варианты: молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные) 2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной. - Откройте учебники на странице 40 и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника. Дети читают про себя текст в рамочке. - Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые.) - Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в словах.) - Зная тему урока, дополните цель. Учимся грамотно писать какие слова? С чем? (С непроизносимыми согласными в корне слова.) - Что ещё узнали из учебника? Какие согласные звуки могут быть непроизносимыми? ( [д],[т],[в],[л] ) - Значит на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не допускать ошибок. (д,т,в,л) Вывешиваются карточки с непроизносимыми согласными. Д Т В Л - Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки? ( Когда в слове есть сочетание трёх согласных звуков и один из них не произносится.) 3. Приём «яркое пятно». Чтение стихотворения для лучшего запоминания правила (заучивание в парах) Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке!
Мы родственное слово должны так подобрать,
Чтобы Л, иД, иВ, иТ в них верно записать. 4 .Первичное закрепление. Выполнение упражнения 113. Стр. 40
5. Физминутка.VII. Применение знаний. 1. Работа по карточкам
Работа по вариантам:
1вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово. Чесный , учасник, счасливый , извесный , радосный , чудесный.Б) Составление предложений . Запись текста.
тучи, со нце, закрывают, тяжёлые с, моросит, утра, поз него, до, вечера, дождь
2 вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово. Тросник, хруснуть , позний, хвасливый, звезный, прекрасный. Б) Составление предложений . Запись текста.деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья стало, в, грусно, лесу. VIII. Подведение итога. - Что нового узнали на уроке? -Интересно это было вам или нет? - Чему учил вас сегодняшний урок? -Как надо проверять слова с непроизносимыми согласными в корне слова? Домашнее задание: стр. 40 правило, с.40-41- упр. 115
1вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово. Чесный , учасник, счасливый , извесный , радосный , чудесный.Б) Составление предложений . Запись текста.
тучи, со нце, закрывают, тяжёлые с, моросит, утра, поз него, до, вечера, дождь
В) Разбери слово по составу: тропинка
2 вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово. Тросник, хруснуть , позний, хвасливый, звезный, прекрасный. Б) Составление предложений . Запись текста.деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья стало, в, грусно, лесу. В) Разбери слово по составу: полянка
1вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово. Чесный , учасник, счасливый , извесный , радосный , чудесный.Б) Составление предложений . Запись текста.
тучи, со нце, закрывают, тяжёлые с, моросит, утра, поз него, до, вечера, дождь
В) Разбери слово по составу: тропинка
2 вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово. Тросник, хруснуть , позний, хвасливый, звезный, прекрасный. Б) Составление предложений . Запись текста.деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья стало, в, грусно, лесу. В) Разбери слово по составу: полянка
1вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово. Чесный , учасник, счасливый , извесный , радосный , чудесный.Б) Составление предложений . Запись текста.
тучи, со нце, закрывают, тяжёлые с, моросит, утра, поз него, до, вечера, дождь
В) Разбери слово по составу: тропинка
2 вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово. Тросник, хруснуть , позний, хвасливый, звезный, прекрасный. Б) Составление предложений . Запись текста.деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья стало, в, грусно, лесу. В) Разбери слово по составу: полянка
15