Урок русского языка в 3 классе по теме Правописание слов с удвоенными и непроизносимыми согласными

Предмет: Русского язык
Класс: 3 «А»
Дата:  16.10.2015 г. Тема: Непроизносимые согласные в корне слова, удвоенная согласная в корне слова. Цель: формировать у детей представление о словах с непроизносимыми и удвоенными согласными звуками; знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми, удвоенными согласными способом подбора однокоренных слов.  развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей;  воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).  Тип урока: открытие нового знания.  Методы: проблемно – диалогический, практический. 
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями
Ход урока
I . Самоопределение к деятельности. Орг. момент.  - Ребята, закройте глаза, настойтесь и повторяйте за мной Я уже много знаю.  Вокруг много неизвестного.  Я хочу узнать больше!  Я могу узнать больше!  Я готов работать!  - Откройте глаза.  II. Минутка чистописания - Откройте тетради. Запишите число, классная работа.  Проверка правильного положения тела и тетради при письме.  Отгадайте загадку: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (осень)  С какого звука начинается слово осень ( с гласного звука О). Какие буквы будем писать? (буквы Оо)  III . Актуализация знаний. Орфографическая разминка. На доске: Здра.ствуй, осн.. зл.тая! Какие буквы пропущены? Как проверить?  (записать правильно , поставить в словах ударение)  IV. Постановка учебной проблемы.  1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.  - Какая буква пропущена в слове здравствуй? Почему вы написали букву В? Почему можно сделать ошибку в этом слове? Знаете ли вы ещё слова, в которых согласный не звучит, но его нужно писать?  У доски работают 2 ученика. Запись слов по загадкам:
Запись слов: Солнце, праздник, сердце, лестница.  - Помощники мои готовы? Садитесь, пожалуйста.  - Какое было задание? (Записать слова под диктовку.)  - Проверим.  - Смотрим, сравниваем.  - А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.  - Ребята, я диктовала для всех одинаково, а почему написали по-разному?  2. Выход из проблемы путём побуждающего диалога.  - Сколько мнений в нашем классе? (Два.)  - Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.)  - А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)  - Почему не написал согласную (д) в слове сердце? (Согласную не слышно при произношении)  - У кого другое мнение?  V. Постановка цели урока.  - Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)  - Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать  - Какова цель нашего урока? Что мы сегодня делаем? (Учимся грамотно писать слова.)  VI. «Открытие нового знания». Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.  1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.  Весть , известный, вестник  на доске! - Прочитайте слова «про себя».  Вслух.  - Что заметили? Что это за слова? (Это однокоренные слова.)  - Докажите. (Корень - вест-; во всех словах общий смысл «весть».)  Выделяется корень в словах.  - Как вы понимаете смысл этих слов? (Весть – сообщение о чём-либо; известный –  о ком все знают; вестник – тот, кто приносит весть.)  - Что нужно делать если я не знаю значение какого- либо слова? (Понаблюдать за образованием слова, спросить у взрослых, у родителей, у учителя, у учителя русского языка, посмотреть в словаре, найти в интернете)  - Подберите другие слова с тем же корнем. (Известить, известие)  - Ещё раз посмотрите на слова, произнесите их и послушайте.  - В чём разница? Какие будут мнения? (Буква есть, а звук не произносится.)  - Может мы ошибаемся? Давайте подсчитаем количество букв и звуков в словах.  - Почему число букв и звуков в слове различно? (В слове весть буква «ь» звука необозначает. )  - Это мы уже знаем? (Да.)  - Что заметили во втором и третьем слове? (Звук [т] не произносится.)  - А это мы знали? (Нет.)  - Это новое сегодня.  - Так нужно ли писать согласную в слове, если её не слышно? Почему? Что мы  помним о написании корней слов? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Исключение чередование согласных.)  - Как бы вы назвали такие согласные? (Варианты: молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные)  2. Постановка темы урока.  Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.  - Откройте учебники на странице 40 и сравните свои предположения с тем,  что предлагают нам авторы учебника.  Дети читают про себя текст в рамочке.  - Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые.)  - Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в словах.)  - Зная тему урока, дополните цель.  Учимся грамотно писать какие слова? С чем?  (С непроизносимыми согласными в корне слова.)  - Что ещё узнали из учебника? Какие согласные звуки могут быть непроизносимыми? ( [д],[т],[в],[л] )  - Значит на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не допускать ошибок. (д,т,в,л) Вывешиваются карточки с непроизносимыми согласными.  Д Т В Л  - Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки? ( Когда в слове есть сочетание трёх согласных звуков и один из них не произносится.)  3. Приём «яркое пятно». Чтение стихотворения для лучшего запоминания  правила (заучивание в парах)  Иногда согласные играют с нами в прятки.  Они не произносятся, но пишутся в тетрадке!
Мы родственное слово должны так подобрать,
Чтобы Л, иД, иВ, иТ в них верно записать.  4 .Первичное закрепление. Выполнение упражнения 113. Стр. 40
5. Физминутка. VII. Применение знаний. 1. Работа по карточкам
Работа по вариантам:
1вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово.  Чесный , учасник, счасливый , извесный , радосный , чудесный. Б) Составление предложений . Запись текста.
тучи, со нце, закрывают, тяжёлые  с, моросит, утра, поз него, до, вечера, дождь 
2 вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово.  Тросник, хруснуть , позний, хвасливый, звезный, прекрасный.  Б) Составление предложений . Запись текста. деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья  стало, в, грусно, лесу.  VIII. Подведение итога. - Что нового узнали на уроке?  -Интересно это было вам или нет?  - Чему учил вас сегодняшний урок?  -Как надо проверять слова с непроизносимыми согласными в корне слова?  Домашнее задание: стр. 40 правило, с.40-41- упр. 115

1вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово.  Чесный , учасник, счасливый , извесный , радосный , чудесный. Б) Составление предложений . Запись текста.
тучи, со нце, закрывают, тяжёлые  с, моросит, утра, поз него, до, вечера, дождь 
В) Разбери слово по составу: тропинка

2 вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово.  Тросник, хруснуть , позний, хвасливый, звезный, прекрасный.  Б) Составление предложений . Запись текста. деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья  стало, в, грусно, лесу.  В) Разбери слово по составу: полянка

1вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово.  Чесный , учасник, счасливый , извесный , радосный , чудесный. Б) Составление предложений . Запись текста.
тучи, со нце, закрывают, тяжёлые  с, моросит, утра, поз него, до, вечера, дождь 
В) Разбери слово по составу: тропинка


2 вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово.  Тросник, хруснуть , позний, хвасливый, звезный, прекрасный.  Б) Составление предложений . Запись текста. деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья  стало, в, грусно, лесу.  В) Разбери слово по составу: полянка

1вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово.  Чесный , учасник, счасливый , извесный , радосный , чудесный. Б) Составление предложений . Запись текста.
тучи, со нце, закрывают, тяжёлые  с, моросит, утра, поз него, до, вечера, дождь 
В) Разбери слово по составу: тропинка


2 вариант
А) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово.  Тросник, хруснуть , позний, хвасливый, звезный, прекрасный.  Б) Составление предложений . Запись текста. деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья  стало, в, грусно, лесу.  В) Разбери слово по составу: полянка

15