Конспект урока по биологии Плоскостопие и осанка


Дата проведения:
Тема: Предупреждение нарушения осанки и плоскостопия.
Цель: Дать представление о нарушении осанки и плоскостопии.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о предупреждении нарушения осанки и плоскостопия.
Дать представление о влиянии тренировки мышц на формирование скелета.
Развивающие:
Развитие логического мышления и памяти.
Развитие интереса к биологическим знаниям.
Развитие самостоятельности.
Воспитательные:
Воспитание интереса к предмету.
Воспитывать интерес к получению новых знаний.
Методы и методические приемы:
Словесные: беседа, рассказ.
Наглядные: таблицы, презентация.
Тип урока: Закрепление.
План урока:
Организационный момент
Проверка д/з
Изучение нового материала
Лабораторная работа № 9.
Домашнее задание
Проверка д/з.
Один из греческих мифов рассказывает о том, как на древний город Фивы был наслан сфинкс – химера, имеющая собачье тело, птичьи крылья и женское лицо. Это чудовище подстерегало путников, заставляло отгадывать загадку и съедало тех юношей, которые не могли её разгадать. Загадка была следующей: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?». Ответ смог дать лишь Эдип, и звучал он гордо – Человек! Поскольку после этого сфинксу делать было нечего, чудовищу пришлось броситься со скалы в пропасть… Думаю, вы догадались, что это загадка – метафора человеческой жизни. В детстве малыш передвигается на четвереньках, взрослый человек ходит на двух ногах, а старик пользуется палкой. Теперь мы тоже знаем ответ и понимаем, что загадка касалась прежде всего осанки! Уже в древности люди придавали большое значение внешнему виду и осанке. Не зря народная пословица гласит, что «без осанки и конь – корова».
Как вы думаете, что же такое осанка? (дети высказывают свои мнения).
А между тем, если верить словарю Даля, слово «осанка» произошло от корня слова «сановник» - «сан». Издавна люди с высоким чином или званием обладали отличной выправкой и менее всего имели проблем с позвоночником – вот почему знатный сан носили по-настоящему статные мужчины.
Осанка – привычное положение тела в покое и при движении. Человек имеет только одну присущую ему привычную осанку. Джесси Банкрофт, известный американский преподаватель физкультуры, в своей книге “Осанка школьников” пишет: “Термин осанка включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела”.
Какая же осанка может считаться правильной? Учащимся предлагается список признаков осанки, из которого они выбирают характерные для правильной осанки.
При правильной осанке:
Голова и туловище держатся прямо.
Голова слегка приподнята.
Плечи несколько отведены назад.
Грудная клетка развернута.
Плечи находятся на одном уровне.
Живот подобран.
В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.
Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника: лордозу, кифозу, “плоской спине”, “круглой спине” или сколиозу. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей.
Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.
Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма “Место встречи изменить нельзя” страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.
Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.
Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.
Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого.
Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки и почему? Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника? (Нарушением функций органов и систем прямо или опосредовано).
Почему правильной осанке особенно уделяют именно в детском и подростковом возрасте?
Ситуация 1. Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему? (Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины).Ситуация 2. В старших классах ученик Саша увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Саша постоянно носил с собой (чаще в правой руке). “Как ты носишь такую тяжесть?” - удивлялась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Саша пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель заметил нарушение осанки и порекомендовал обратиться к врачу. Какое нарушение выявил врач?
Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника?
Что поможет избежать такого искривления?
Всем хочется иметь красивую, правильную осанку. Так, например, в средние века родители с детства приучали своих детей к правильной осанке, а малыши были вынуждены ни один час прохаживаться по залам дома с книжкой на голове – такой способ считался действенным в борьбе с искривлением позвоночника. Среди женщин царской России осанкой особо отличались воспитанницы института благородных девиц. В институте благородных девиц, применяли несколько иную методику и заставляли ходить молоденьких барышень, живших при институтах, с палкой между двух рук, держа её за спиной. Такой способ давал свои плоды – из стен этого заведения они выходили стройными и красивыми.
Методом «кнута» прививалась осанка молодым мужчинам, прежде всего в кадетских корпусах. Недолжное положение в строю или за столом сурово наказывалось. Для самовоспитания даже привязывали к спине доску и приказывали ходить с ней в течение целого дня. Провинившийся же кадет должен был подолгу стоять на одной ноге с заложенными за спину руками и ровной спиной.
Но есть несколько очень простых действенных советов (советы демонстрируются на одном из учеников):
Возьмите шляпу с полями или кепку. Надвиньте козырек или поля шляпы на глаза и ходите так. Увидите, что вам придется невольно поднимать голову и взгляд. Эффект от такого упражнения – гордая посадка головы, а значит и осанка.
Шарф на шею. А вот старый трюк аристократов. Цель та же – добиться “гордой посадки головы” и справиться с сутулостью. Как только вы забудете о правильной осанке, шарф начнет мешать и заставить вас выше поднять голову, а, значит, и распрямить плечи.
В древности говорили: “Движение строит”. Как вы понимаете этот афоризм? (К активно работающим мышцам притекает больше крови, капилляры в них значительно больше расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток продуктов жизнедеятельности от них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция. Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При длительной и систематической мышечной нагрузке изменяются не только мышцы, но и скелет. Сухожилия работающей мышцы раздражают надкостницу, что вызывает усиленное формирование кости в местах прикрепления к ней мышцы. Вследствие этого кости становятся толще, крепче, на них возникает бугристость. И, конечно же, происходят изменения в функционировании внутренних органов: легких, сердца, пищеварительного тракта.) Осанка человека — фасад его души. (Грасиан). Как вы понимаете это выражение?
Внимательные люди могут узнать практически все о человеке по его осанке! Она рассказывает об его физическом состоянии — насколько он энергичен и бодр, спокоен или устал. По ней можно определить и внутреннее самоощущение человека:
* чувство собственного достоинства
* его полное отсутствие
*надутое тщеславие
* чрезмерная покорность
* робкая неуверенность в себе
* растерянность, прикрытая развязностью
* стремление угождать
* «прирожденное» упрямство (в этом случае посадка головы и плечевой пояс будут делать человека похожим на бычка)
* «задавленность» жизнью, когда просто очевиден груз проблем
* спокойное удовлетворение жизнью
* легкая радость бытия
* особенности темперамента: флегматичность, меланхоличность, энергичность, суетливость
Правильная, красивая осанка играет очень важную роль в общей картине.
Задачи осанки:
Предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки.
Показатель психических особенностей человека (научно доказано, что человек с хорошей осанкой более уверен в себе, более привлекает внимание окружающих).
Ситуация 3. Мама обеспокоена неправильной осанкой дочери во время работы за столом. Девочка же считает, что раз ей так удобно, значит все в порядке. Кто прав? К чему может привести такое нарушение? (Деформация позвоночника, грудной клетки, нарушение работы легких и сердца.)
Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования: (обучающиеся выполняют требования)
В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.
Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.
Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.
Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.
Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.
Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.
Несоблюдение правильной осанки приводит к деформации хрящей позвоночника.
Ну а что же будет, если мы начинаем идти? Почему в народе говорят – птицу видно по полёту, а человека – по походке?
Если ходьба у всех людей в общем одинаковая, то походка… по ней можно сказать многое, не только о здоровье и физической форме, но и о настроении, характер или намерениях. Походка у каждого своя, особенная. Не зря в песне поётся «Я милого узнаю по походке…» У персонажей поэтов и писателей походка может быть лёгкой и тяжёлой, летящей и ползущей, фраерской и ещё бог знает какой, поскольку сколько людей и настроений, столько и походок.
Я московский озорной гуляка,
По всему Тверскому околотку,
В переулках каждая собака
Знает мою лёгкую походку… (С. Есенин)
К пустой земле невольно припадая,
Неравномерной сладкою походкой
Она идёт – чуть-чуть опережая
Подругу быструю и юношу – погодка…(О. Мандельштам)
Походка – это осанка в действии! Правильная физиологичная походка способствует поддержанию ровной осанки и сберегает суставы ног. Для улучшения походки наиболее важным является включение в активную работу переднего края стопы и активное отталкивание от земли.
Ситуация 4. На день рождения подруги школьница Лида пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Лиде пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Лиды?
Плоскостопие. Для человеческой стопы характерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Зачем нужны эти своды?
Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа.
Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь.
Профилактика плоскостопия:
Не носить слишком тесную обувь.
Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.
Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.
Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.
Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.
Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.
Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).
Закрепление:
В заключении работы мы с вами составим синквейн с термином «осанка».
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.
4 строка – короткое предложение, емко выражающее данное понятие.
5 строка – одно слово, существительное, через которое выражают свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Д/З: