Урок информатики и ИКТ 8 класс Устройства ввода и вывода информации


Урок информатики и ИКТ 8 класс
Тема: Устройства ввода и вывода информации.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: сформировать представление учащихся об устройствах ввода и вывода информации и их функциях; познакомить учащихся с понятием разрешающая способность устройств; организовать повторение строения функциональной схемы компьютера; закрепить знания о системной плате.
Задачи урока:
Образовательные.
Познакомить учащихся с устройствами ввода-вывода информации.
Рассмотреть функциональное назначение устройств ввода и вывода информации.
Дать представление некоторых характеристиках устройств ввода и вывода.
Повторить строение функциональной схемы компьютера и принцип ее работы.
Организовать повторение основной терминологии предыдущего урока.
Актуализировать знания учащихся об устройствах ввода и вывода информации..Воспитательные.
Воспитывать умение аккуратность, внимательность
Воспитывать компьютерную грамотность
Воспитывать информационной культуры учащихся
Развивающие.
Развивать память, мышление и внимание учащихся.
Продолжить формирование знания и понимания информационных терминов.
Развивать информационную культуры учащихся, расширять кругозор в области ИКТ
Совершенствовать познавательных интересов в области информатики и навыков работы на компьютере.
Оборудование: компьютер, устройства ввода, вывода, мультимедиапроектор.
План урока:
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания. Выполнение проверочной работы и взаимопроверка.
2. Актуализация прежних знаний. Постановка целей и задач урока.
3. Формирование новых знаний и умений:
Устройства ввода информации.
клавиатура;
устройства ввода: мышь и трекбол; сенсорная панель;
4. Устройства вывода информации
Монитор
Принтер
Плоттер
Акустические колонки и наушники
5. Разъемы подключения устройств ввода и вывода информации к материнской плате.
6. Формирование умений и навыков: выполнение заданий.
7. Подведение итогов урока и выставление оценок.
8. Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Выполнение проверочной работы и взаимопроверка. ВАРИАНТ №1.
1. Вставьте недостающий элемент в функциональную схему компьютера:
МагистральПроцессорОбработка данных по программеОперативная памятьХранение данных и программ при включенном компьютереУстройства вводаВвод данныхУстройства выводаВывод данных?
2. Что такое программа?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Важными характеристиками процессора, влияющими на его производительность, являются:
- ___________________________________________________,
- ___________________________________________________.
4. Процессор – это
а) устройство для временного хранения данных;
б) устройство, выполняющее арифметические и логические операции, а также управляющее работой всех устройств ПК;
в) устройство для ввода информации.
ВАРИАНТ №2.
1. Вставьте недостающий элемент в функциональную схему компьютера:
МагистральПроцессорОбработка данных по программе?Устройства вводаВвод данныхУстройства выводаВывод данныхДолговременная память Хранение данных и программ при выключенном компьютере
2. Что такое данные?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Важными характеристиками процессора, влияющими на его производительность, являются:
- ___________________________________________________,
- ___________________________________________________.
4. Процессор – это
а) устройство для временного хранения данных;
б) устройство, выполняющее арифметические и логические операции, а также управляющее работой всех устройств ПК;
в) устройство для ввода информации.
ВАРИАНТ №3.
1. Вставьте недостающий элемент в функциональную схему компьютера:
Магистраль?Оперативная памятьХранение данных и программ при включенном компьютереУстройства вводаВвод данныхУстройства выводаВывод данныхДолговременная память Хранение данных и программ при выключенном компьютере
2. Что такое программа?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Важными характеристиками процессора, влияющими на его производительность, являются:
- ___________________________________________________,
- ___________________________________________________.
4. Процессор – это
а) устройство для временного хранения данных;
б) устройство, выполняющее арифметические и логические операции, а также управляющее работой всех устройств ПК;
в) устройство для ввода информации.
ВАРИАНТ №4.
1. Вставьте недостающий элемент в функциональную схему компьютера: ?ПроцессорОбработка данных по программеОперативная памятьХранение данных и программ при включенном компьютереУстройства вводаВвод данныхУстройства выводаВывод данныхДолговременная память Хранение данных и программ при выключенном компьютере
2. Что такое данные?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Важными характеристиками процессора, влияющими на его производительность, являются:
- ___________________________________________________,
- ___________________________________________________.
4. Процессор – это
а) устройство для временного хранения данных;
б) устройство, выполняющее арифметические и логические операции, а также управляющее работой всех устройств ПК;
в) устройство для ввода информации.
Перед вами бланки с вопросами. В первом, втором и третьем заданиях необходимо вписать ответ на поставленный вопрос, в четвертом задании следует выбрать правильный ответ.
2. Актуализация знаний.
Сейчас мы с вами отгадаем некоторые загадки, для того, чтобы определить тему урока.
В памяти компьютера
Она проживает.
Преобразовать
Изображение помогает.
В видеосигнал
Для монитора превращает.
Ты ее узнал?
Ну, как ее называют? (Видеокарта)
Скромный серый колобок, Длинный тонкий проводок, Ну а на коробке – Две или три кнопки. В зоопарке есть зайчишка, У компьютера есть... (мышка).
По клавишам прыг да скок –Бе-ре-ги но-го-ток!Раз-два и готово –Отстукали слово!Вот где пальцам физкультураЭто вот – ... (клавиатура).
Для чего же этот ящик?Он в себя бумагу тащитИ сейчас же буквы, точки,Запятые – строчка к строчке –Напечатает картинкуЛовкий мастерСтруйный... (принтер).

Компьютер будет молчалив,
Коль нет с ним рядом дев таких.
А если есть, он говорит,
Поет, играет и пищит.
Стоят над ним в сторонке
Близняшки две —... (колонки)
С помощью такого устройства
Откопировать книгу можно.
Тексты, картинки любые
Станут с ним цифровыми. (Сканер)
 
На нем информацию можно читать,
Картинки смотреть и в игры играть. (Монитор)
Какая тема будет у нашего урока сегодня?
Устройства ввода информации.(презентация устройства ввода-2)
Для чего нам необходимы устройства ввода информации?
Какие устройства ввода информации вы можете назвать?
Для чего нужна клавиатура?
Клавиатура.
Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 световых индикатора.
Каждая клавиатура имеет несколько основных блоков клавиш:
1. Алфавитно-цифровые (обведены красным цветом, к ним относятся клавиши алфавита и цифр, клавиша пробела и Enter)- 49 клавиш. На каждой клавише нанесены 2 символа:на алфавитной -русская и английская буква, на цифровой -цифра и специальный символ. Переключение между русской и английской раскладкой клавиатуры производится нажатием комбинации специальных клавиш-Shift+Alt.
2. Клавиши редактирования и листания документа - их 7 штук, располагаются слева от алфавитно-цифровых, позволяют вставлять символы(клавиша Insert), удалять символы(клавиши Backspace и Delete) и перемещаться по документу.
3. Клавиши управления курсором - их 4 штуки со стрелками, предназначены для перемещения курсора), размещаются в нижней правой части клавиатуры.4. Специальные клавиши -их 12, размещаются в верхнем, левом и нижних рядах, предназначены для переключения клавиатуры в верхний регистр(клавиша Capslock и Shift), прямого воздействия на функционирование компьютера-клавиши Esc, Pause, Ctrl, Alt.
5. Функциональные клавиши –их 12( клавиши F1-F12,занимают верхний ряд клавиатуры, предназначены для выбора или изменения работы некоторых программ).
6. Цифровой блок -17 клавиш, размещается с правой стороны клавиатуры, дублируют цифровые клавиши).7. Windows-клавиши – их 3,размещаются в нижнем ряду между клавишами Ctrl и Alt, позволяют управлять графическим интерфейсом ОС).8. Клавиши управления питанием – их 3, позволяют управлять включением и выключением компьютера, управлением “спящим” режимом). Демонстрация презентации «Устройства ввода, вывода-1»
Координатные устройства ввода.
Какая функция, по вашему мнению, у координатных устройств?
С помощью каких устройств модно управлять курсором на компьютере?
Какие вам известны разновидности мышей?
Мышь имеет 2 кнопки управления. Дополнительное колёсико между кнопками предназначено для прокрутки вверх или вниз изображений и текстов. Шариковые мыши, увидеть можно уже очень редко. Самые распространенные мыши сейчас оптические, принцип работы которых состоит в работе линз, в них источник света, размещены внутри мыши, освещают поверхность, отражённый свет фиксируется и преобразуется в перемещении указателя мыши на экране. С помощью светодиода и системы фокусирующих линз на поверхность под мышью падает луч света. Отраженный от этой поверхности свет собирается другой линзой и попадает на приемный сенсор микросхемы процессора обработки изображений. Этот чип делает снимки поверхности под мышью и последовательно сравнивает их. Современные модели мышей являются беспроводными ,т.е подключается к компьютеру без помощи кабеля. Специальное устройство (обычно подключается к USB-разъему) обеспечивает работу мыши в радиусе до 10 метров.
Трэкбол.
Разновидностью мыши является трэкбол, который можно сравнить с мышью, “лежащей на спине” шариком вверх.
Сенсорная панель.
В портативных компьютерах вместо манипуляторов используется сенсорная панель, перемещение пальцам по поверхности которой преобразуется в перемещение курсора на экране монитора. Нажатие на поверхность сенсорной панели эквивалентно нажатию кнопки мыши.
Используется в ноутбуках, мониторах. Управляется движением пальцев по поверхности, которое преобразуется в движение курсора. Нажатие на панель равносильно нажатию клавиши мыши.
Графический планшет.
Предназначен для рисования и ввода рукописного текста. Состоит из пера (ручки), планшета и в некоторых случаях мыши, с помощью которых удобно рисовать, чертить и писать.
Разрешающая способность координатных устройств- это количество точек на которое переместиться курсор при перемещении координатного устройства на 1 дюйм. Измеряется в dpi - точек на дюйм. В современных устройствах разрешающая способность устройства может достигать 2000 dpi.
Сканер. (презентация устройства 1)
Как вы думаете для чего необходим сканер?
Какую он выполняет функцию?
Для оптического ввода в компьютер и преобразования в компьютерную форму изображений (фотографий, рисунков, слайдов),а также текстовых документов используется сканер. принцип работы сканера состоит в следующем: сканируемое изображение освещается светом источников, расположенных на линейке, а отраженный свет преобразует (кодирует) информацию в цифровой вид.
Цифровые камеры (видеокамеры, фотоаппараты) позволяют получать видео и изображение в цифровом виде. Web-камера, делает доступным общение online- живого видео по компьютерным сетям. Важнейшей характеристикой устройств ввода графической информации является разрешающая способность, измеряется в dpi (dop per inch-точек на дюйм). Для координатных устройств ввода-500 dpi. Это означает, что при перемещении мыши на 1 дюйм (1 дюйм = 2,54 см) указатель мыши на экране перемещается на 500 точек.
Разрешающая способность сканера и цифровых камер может достигать 2400 dpi и более( на 1 дюйме изображения умещается 2400 точек различного цвета)- это количество точек (растра) на которое разбивается сканируемое изображение длиной 1 дюйм.
Звуковая карта и микрофон предназначены для ввода звуковой информации в компьютер. Звуковая карта имеет возможность синтезировать звук.
Джойстик - игровой манипулятор, назначение которого сделать удобным управления ходом компьютерных игр -это рукоятки кнопок на подставке. Многие звуковые карты имеют специальный игровой порт, к которому подключаются джойстик.
4. Устройства вывода информации
Для чего нам необходимы устройства вывода информации?
Какие устройства вывода информации вам известны?
Монитор. (презентация устройства ввода, вывода)
Для чего предназначен монитор?
Монитор предназначен для вывода информации на экран в виде растра - точек. Изображение состоит из определенного количества строк, каждая из которых также состоит из точек. Важнейшая характеристика монитора - разрешающая способность, которая определяется количеством точек по горизонтали и вертикали. Существуют мониторы со стандартным разрешением 4:3 и широкоформатные с разрешением 16:10.
Существуют 2 вида мониторов:
- Монитор на электронно-лучевой трубке (рис.2.13), которые подключаются к компьютеру с помощью аналогового входа VGA. Они могут являться источником вредных для человека излучений.Современные мониторы соответствуют жестким санитарно-гигиеническим требованиям.
- Плоские мониторы на жидких кристаллах (рис.2.14). Главными достоинствами таких мониторов является компактность и отсутствие излучения. В настольных компьютерах для подключения используется цифровой вход DVI.Информация на экране монитора представляется в виде растрового изображения, которое формируется из отдельных точек-пикселей .Растровое изображение состоит из определенного количество строк, каждый из которых содержит определенное количество строчек(рис.2.15) Качество изображения определяется разрешающей способностью монитора, т.е. количеством точек, из которых оно складывается: 1024 х 768, 1280 х 1024, 1400 х 1050 точек и др.
Принтер.
Каково функциональное назначение принтера?
Принтеры предназначены для вывода на бумагу(создания «твёрдой копии») числовой, текстовой и графической информации.
По своему принципу действия принтеры делятся на:
1) Матричный-.это принтеры ударного действия (рис.2.16). Получая сигнал от компьютера, его контроллеры управляют печатающей головкой, заставляя иголки бить в красящую ленту. Печатающая головка принтера состоит из вертикального столбца маленьких стержней(9 или 24).В местах касания иголок лента прижимается к бумаге, оставляя на ней краску. Недостатки матричного принтера состоят в том, что они печатают медленно, производят много шума и качество печати оставляет желать лучшего. Достоинством – документ, изготовленный на матричным принтере, сложно подделать, применяются до сих пор в банках, оставляя на них напечатанные символы и механические отпечатки.
2) Струйный (рис.2.17). Принцип работы: изображение формируется микрокаплями специальных чернил, выбрасываемых на бумагу через сопла в печатающей головке. Недостатком струйного принтера является большой расход чернил при их высокой стоимости, достоинством – быстрая скорость печати. Позволяют быстро (до несколько десятков страниц в минуту) печатать тексты, широко используются в цифровой фотографии для печати цветных изображений высокого качества, полученных с помощью цифровых фотокамер.
3) Лазерный. Обеспечивает типографическое качество печати и высокую скорость печати (несколько десятков страниц в минуту). Может обеспечить высококачественную цветопередачу при минимальных затратах материала, по сравнению со струйным. Применяются в офисах для печати документов, рефератов и т.д.
Качество печати определяется разрешающей способностью принтера, т.е. количеством точек изображения на линии длиной 1 дюйм. Современные лазерные принтеры (рис.2.18) могут обеспечивать высококачественную цветную печать при меньших затратах на расходные материалы.
В струйных и лазерных принтерах разрешающая способность может достигать 2400 dpi и более.
Плоттер.
Используется для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (плакатов, чертежей, электрических и электронных схем). Принцип действия плоттера такой же, как и у струйного принтера.
Акустические колонки и наушники (рис.2.19).
Используются для прослушивания звука, которые подключаются к выходу звуковой платы. Для его предназначены колонки и наушник. Демонстрация презентации «Устройства ввода-вывода -5»
Задание 1: разбить на группы устройства: монитор, клавиатура, принтер, сканер, мышь, джойстик, сенсорный экран, микрофон, колонки, графический планшет, тачпад, плоттер.монитор
Трекбол

Плоттер
Цифровая камера

мышь
микрофон


Принтер
Устройства ввода информации

Устройства вывода информации
графический планшет

сканер
тачпад
Клавиатура

джойстик
колонки
5. Разъемы подключения устройств ввода и вывода информации к материнской плате.
Каким образом происходит взаимодействие всех устройств компьютера?
Как называется плата, на которой реализована магистраль обмена информацией между различными устройствами компьютера? Для подключения каждого устройства компьютера существуют определенные разъемы: PS/2, COM, USB и др. .
PS/2 используется для подключения клавиатуры, мыши и трекбола.
COM - для подключения мыши, трекбола, устройства бесперебойного питания, и других специальных устройств, например медицинский.
USB – мышь, клавиатура, принтер, сканер, джойстик, графический планшет, монитор
PS/2 используется для подключения клавиатуры, мыши и трекбола.
COM - для подключения мыши, трекбола, устройства бесперебойного питания, и других специальных устройств, например медицинский.
USB – мышь, клавиатура, принтер, сканер, джойстик, графический планшет, монитор.
DV - для высококачественного изображении.Проверка знаний 1: Разъемы системной платы
PS/2_______________________________________________
___________________________________________________
COM______________________________________________
____________________________________________________
USB________________________________________________
___________________________________________
6. Закрепление изученного материала: выполнение заданий.
Выполнение задания 1.
Соедините стрелочками куда необходимо подключить устройство компьютера.
USB
COM

PS/2


Задание2.
Соедините стрелочками куда необходимо подключить устройство компьютера.
USB
COM
PS/2


PS/2



Количество точек на которое переместиться курсор при перемещении устройства на 1 дюйм
3.
Разрешающая способность
принтера
Разрешающая способность
Количество точек, которое вмещается в изображения длинной в дюйм
монитора
Количество точек по горизонтали и вертикали на 1 дюйм (2,54 см)

Разрешающая способность
мыши
Демонстрация презентации «Устройства ввода-вывода-4»
7. Подведение итогов урока и выставление оценок.
8. Домашнее задание. Контрольные вопросы:
1.Какие характеристики процессора влияют на его производительность?
2.Какие разъёмы имеются на системной плате?
3.Какую функцию обеспечивают устройства ввода информации?
4. Какие основные группы клавиш можно выделить на клавиатуре и каково их назначение?
5. Какие существуют типы координатных устройств ввода и каков их принцип действия?
6.Для каких целей предназначен сканер?
7.Чем отличаются цифровые камеры от обычных видеокамер и фотоаппаратов?
8.Оформить в тетради таблицу
Устройство ввода информации Тип информации, которая может вводиться
П.2.2.2.- 2.2.3.с.37-45
Литература:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/Н.Д.Угринович.-2-е изд., испр. _М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2009.-178 с.:ил.
Интернет-ресурсы: поисковые системы yandex.ru, google.ru