Системная классификация методов обучения.


Методы обучения.
Нет современных и несовременных, активных и пассивных, эффективных и неэффективных методов обучения, есть слабые и сильные стороны методов обучения. Необходимо безусловное знание системной классификации методов обучения и только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения исходя из знания сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса.
Особую ценность представляют методы развития познавательного интереса (ведущая потребность учащихся - познавательный интерес).
Системная классификация методов обучения.
(один метод реализуется через другой)
Слово метод своими истоками восходит к понятию «деятельность». Деятельность может быть:
организована;
стимулирована;
проконтролирована.
Отсюда следует существование 3 групп методов:
I. Методы организации и осуществления учебной деятельности.II. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
III. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.
Методы организации и осуществления учебной деятельности.
Перцептивный аспект (восприятие) – методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения или практических действий:
а) словесные методы (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, чтение учебника, справочной литературы, звуковоспроизведение);б) наглядные методы (демонстрации, иллюстрации, показ плакатов, репродукций с картин, мультимедийных проекций, фото, схем, чертежей);в) практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия)
Гностический аспект (познание) – сюда относятся методы, объединенные по характеру усвоения нового учебного материала; либо путём самостоятельных рассуждений над проблемными ситуациями или же активного запоминания готовой учебной информации:
а) иллюстративно-объяснительный;
б) репродуктивный;
в) проблемные (проблемного изложения);г) эвристические (частично-поисковые);
д) исследовательские.
3. Логический аспект – методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала:
а) индуктивные методы ( от общего к частному, от сложного к простому), дедуктивные, традуктивные (от частного к частному, от примера к примеру);
б) конкретные и абстрактные, синтез и анализ; сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация (методы как мыслительные операции).
Управленческий аспект – методы характеризующие степень самостоятельности ученика в учебно-познавательной деятельности:
а) методы под руководством учителя;
б) методы самостоятельной работы учащихся.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
Методы стимулирования мотивов интереса учения (познавательные игры, учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, парадоксальность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.п.).
Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости (методы воспитания: убеждения, требования, приучения, упражнения, поощрения, наказания, заставления).
III. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.
Устные и письменные методы.
Фронтальные, групповые или индивидуальные методы контроля.
Итоговые или текущие методы контроля.
С применением ИКТ и ИСО или без них.
Программированные или непрограммированные.
Примечание 1 (главное): данная классификация обладает системными свойствами. Это означает, что любой из выбранных нами методов реализуется через все остальные.
Примечание 2. Сочетать или складывать между собой только методы, объединённые в одну группу, т.е. по одному основанию:
словесный + наглядный + практический;
репродуктивный + проблемный + эвристический,
но бессмысленно пытаться сочетать словесные методы с проблемными, поскольку они из разных логических рядов: словесные могут быть проблемными, а могут и не быть.
Примечание 3 Ни один метод обучения не является универсально хорошим или плохим, либо имеет свои хорошие и плохие стороны.
Примечание 4 Никогда не следует делить методы на современные и несовременные, так как нам безразлично, когда был разработан метод, мы делим их на эффективные и неэффективные для конкретных детей.
Примечание 5 Не корректно делить методы обучения на активные и пассивные, либо их делает теми и другими исполнитель, сами по себе методы не являются не активными и пассивными, хотя можно говорить о методах активного и пассивного обучения.