Конспект по информатики для 2 класса по теме «Время и числовая информация» по программе Н. В. Матвеевой



МБОУ «Бардымская средняя общеобразовательная школа №2»












Урок информатики во втором классе
по программе Н.В.Матвеевой



Тема: «Время и числовая информация»








учительница начальных классов
МБОУ «БСОШ№2»
Альмухаметова Р.Г.









Барда.2014.



Цели:
Подготовить учащихся к умению описывать окружающую действительность, используя понятия информатики.
Расширить представление учащихся о времени, о дате.
Восп.-ть бережное отношение ко времени.
План урока:
Орг. момент.
Актуализация, выход к теме, к цели.
Работа над новой темой.
Обобщение по теме,д/з
Компьютерный практикум.
Подведение итогов, рефлексия.

Ход урока.
1.орг. момент.
2.Решение кроссворда (актуализация),выход к теме.

Сегодняшний урок мы начнем несколько необычно. Чтобы узнать тему урока, нам нужно решить кроссворд. А для этого необходимо вспомнить то, что вы уже прошли.
По вертикали- Какая инф-я указывает на количество и порядковый номер объектов, т.е. предметов? (числовая)
То ,что мы берем от окружающего нас мира. (инф-я)
Стихотворение, рассказ- это какая информация?(текстовая)
Современное устройство для работы с инф.(компьютер)
Они бывают естественные (разговорные) и искусственные(т.е. формальные)-(языки)
А тема наша закодирована в этом кроссворде.Код-6.В.1г.2г.
6,1,2-это номера слов, а буквы указывают на то, как они расположены -горизонтально или вертикально. И так, наша тема-«Время и числовая информация». Что мы уже знаем из этих слов?(числовая инф.) А что такое числовая инф-я? Давайте еще раз вспомним. (это инф.,которая указывает на количество и порядковый номер предметов)А что вам тут непонятно?(с каким понятием не знакомились на уроках информатики.- с понятием время еще не знакомы)
Как вы думаете ,над чем мы будем сегодня работать?(ответы детей- узнаем, что такое время)

Работа над новой темой.
Сегодня мы расширим наши знания о том, что такое время, и выясним, какая связь существует между временем и числовой информацией
Чтобы побольше узнать по нашей теме ,мы отправимся в виртуальное путешествие по времени. Вы все готовы? А какое у вас настроение? Настроились, мы отправляемся. Ребята, а на чем обычно путешествуют по времени в фантастических фильмах?(на машине времени) А мы с вами будем путешествовать не на машине времени ,а на лодке. А почему на лодке? Да потому, что время всегда сравнивалось с рекой, которая все время в движении , и никогда не останавливается, всегда «течет» вперед, как река. Все события, действия происходят во времени. Давайте вспомним из уроков русского языка, какая часть речи обозначает действие?(глагол)Глагол и время-какая существует связь?(ответы детей) Глаголы бывают трех временных формах- прошедшего, настоящего. будущего времени. Когда мы употребляем форму глагола в прошедшем времени? (когда действие уже прошло) когда мы используем глагол будущего времени?(когда действие только планируется)А форма настоящего времени когда употребляется?(когда действие только происходит, например, сегодня.)

И дату того дня, про который можно сказать «сегодня» , называют текущей.Текущим может быть урок-это урок, который уже начался, но еще не закончился. Это наше настоящее. А то, что уже прошло, например то, что было вчера, это- прошлое. То, что будет, например, завтра, это- будущее.
Информацию о времени можно представить в виде линии, которая выходит из прошлого и устремлена в будущее.
Ребята, куда бы вам хотелось отправиться сначала? А я бы вам посоветовала сначала отправиться в прошлое, ведь не зря говорят «Если хочешь узнать что будет, вспомни то ,что было»
Еще в далеком прошлом люди задумывались том ,что такое время, почему одно событие заменяет другое, и то ,что уже произошло, больше никогда не вернется назад. Размышления об этом привели людей к тому, что они стали изобретать приборы для измерения времени. Самым распространенным хронометрическим прибором были солнечные часы, основанные на суточном движении Солнца. Первые солнечные часы гномоны, появились в Египте. До сих пор сохранился египетский обелиск- так еще называли солнечные часы- высотой в 34 метра.
В странах, где солнечных дней не так много, как в Египте, люди пользовались водяными часами. Механизм в таких часах приводилось в действие с помощью воды.
Песочные часы были одним из самых популярных ,т.к. данный тип часов мог использоваться в любое время суток, не зависимо от солнца. Песок для таких часов приготавливался из порошка мрамора. Его кипятили в вине и сушили на солнце. До сих пор песочные часы можно увидеть в больницах, в школе.

Чтобы вести учет времени, которое больше суток, люди придумали календарь. Календарем пользуются, если требуется видеть все даты за месяц или за год.
Календарь «Коляды –Дар»-славянский календарь, который существовал на Руси до введения христианства.
А этот древний календарь был найден на территории Руси. Его возраст-20 тысяч лет.
Календарь Велесовая книга. Каждое время года по данному календарю делится на четыре месяца. Выделяли всего 3 основные времена года-весна,лето,зима.Белояр-март,ладо-апрель,купало-май,сенич-июнь-так назывались месяцы по этому календарю.

А чтобы вести учет событий, длительность которых исчисляется столетиями, целыми эпохами, чтобы сохранить для потомков информацию о важных событиях, люди стали вести записи- так появились летописи.-----------(карточка-летопись)

Конечно, о прошлом можно говорить много, но нам пора обратно.
«Что задано на сегодня, не оставляй на завтра» говорит народная пословица. А у нас есть дела ,запланированные для сегодняшнего урока и мы сейчас отправимся в настоящее.(физ-ка по надобности)
Понравилось вам путешествовать по прошлому? Что интересного увидели? Мы узнали, что люди с давних времен ведут учет времени, измеряют его. А с помощью чего вели они такой учет?(часы, календарь, летопись)А сегодня мы ими пользуемся?
Как и для чего мы ими пользуемся, мы узнаем ,поработав в группах. Берем красные карточки, читаем задание, отвечаем.
1 группа-Что мы узнаем с помощью часов?
2 группа- Что измеряем с помощью календаря, летописи? А как одним словом мы можем все это назвать?(Единицы измерения времени) (слайд № _________)
Часы, календарь помогают нам представлять информацию о времени, определить дату.
3 группа- Назовите сегодняшнюю дату и время словами. Ребята, а какая сегодня текущая дата? Если мы информацию о времени представим словами- это будет текстовая инф-я о времени.
4 группа- покажите на доске. какая сегодня текущая дата удобным для вас способом.
А как по- другому можно представит эту же информацию? (числами)Удобнее передавать информацию о времени в числовой форме, т.е. в виде числовой информации. А что такое время? Как вы понимаете это слово? Слово «время» имеет много значений.
В толковом словаре Ожегова таких значений больше десяти.
1.Время-это продолжительность, длительность чего –нибудь, измеряемая секундами,минутами,часами.2.-это промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет.
Вот сейчас мы поработаем в группах и попробуем выяснить, в каких значениях может употребляться слово время.

Упражнение. Задание для групп.
Перед вами лежат словосочетания со словом «время.»Вам нужно подобрать к каждому словосочетанию карточку с его значением.(например)
все время- не переставая, постоянно
Во время- Когда что-то происходит
В свое время- своевременно
До сего времени-до сих пор
Время от времени- иногда
На время- На какой –то срок

Самооценка: все правильно-5,1-2 ошибки-4.

А сейчас мы можем отправиться в будущее, по пути отдохнем.(физ-ка под музыку «Прекр. далеко».Итак, мы оказались в будущем.
Работа в группах. Задания на зеленых карточках
Задание для 1 группы:
Ответьте на вопросы (давайте узнаем в каком году у нас в будущем знаменательные события произойдут)


вопрос
Ответы в числовой форме

В каком году вы закончите 11 класс?
2016 г.

В каком году закончите институт, если будете учиться 5 лет?
2021 г.

В каком году закончите колледж, если будете учиться 3 года?
2019 г.



Задание для 2 группы:
(Вот вы закончили институт..)
1.Вы оказались в будущем. Людьми каких профессий вы стали? Кем вы работаете.
2.Как вы думаете, какие профессии больше всего нужны будут в будущем?
Программисты-разработка программного обеспечения компьютеров
Веб-дизайнеры- создатели сайтов
химики, биохимики- им придется придумать, что можно сделать из различных пищевых и бытовых отходов.
Специалисты нанотехнологий- производство микросхем, роботов в наноразмерах, т.е. крошечных,
Медики-специалисты над поиском средств продления жизни
Инженеры
Экологи

Задание для 3группы: (Чтобы в жизни добиться своей цели,нужно помнить народные мудрости)
Найдите пару для пословицы:
Время упустил- счастье потерял.
Опоздаешь на день- за год не догонишь.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Вечер покажет, каков был день.
А дома попробуйте сами придумать пословицы и поговорки о времени и запишите в тетради. дополнительное задание для тех, кто хочет получить еще одну пятерку- изобразите графически, кем вы хотели бы стать в будущем.(т.е.рисунок о вашей будущей профессии)-это дом. задание для всех.

Задание для 4 группы: Давайте назовем словами, когда у вы закончите школу и серьезно приступите к осуществлению ваших планов.
Преобразуй даты в текстовую форму:
31 мая
Тридцать первое мая

2016 год
Две тысячи шестнадцатый год

20:45
двадцать часов сорок пять минут

Ребята , я вам желаю того, чтобы вы добились всего того, о чем сегодня помечтали. Для этого вам необходимо научиться беречь и ценить каждую минуту.
Где мы сегодня побывали?

А теперь давайте посмотрим, смогли ли мы найти ответы на вопросы, поставленные в начале нашего урока:
-что такое время?
-в виде какой информации можно представить время?
Итоги:
Время- это продолжительность, длительность чего-нибудь.
Время, записанное с помощью числа, – это числовая информация о времени.
Слово «время» имеет много значений в зависимости от других слов, которые стоят рядом с ним.
Указание дня, месяца и года – это дата

Рефлексия.- Если наше путешествие вам понравилось ,тема урока была понятна и задания были интересными- то для обратного возвращения домой вы выбираете голубой кораблик, если тема была интересная, но остались вопросы - выбираете зеленый, если тему не поняли, задания были сложными- черный. Посоветуйтесь, выберите нужный кораблик и положите на парту. Остальные уберите.
Садимся за компьютеры. (№16)
Компьютерный практикум.
Общий итог. Вот мы успели поработать за компьютерами около десяти минут. Кто сколько заданий выполнил за это время? В виде какой информации вы выразили свои ответы? ( числовой). Вы поработали за компьютерами 10 минут- это какая информация? Это- числовая информация об отрезке времени, за который вы поработали за компьютерами.
На каком кораблике мы уплываем домой.(каких корабликов больше)





15