Урок по информатике в 8 классе на тему «Компьютер как универсальное средство для обработки информации».
Разработка урока по информатике в 8 классе
«Компьютер как универсальное средство для обработки информации».
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Цели урока:
контроль, обобщение и систематизирование знаний об устройстве компьютера;
способствование развитию познавательной активности учащихся, внимательности, находчивости, развитию интереса к предмету;
воспитание информационной культуры учащихся, чувства ответственности за общее дело, умения работать в команде.
Оборудование:
доска, экран, проектор, компьютеры с выходом в интернет.
Подготовительный этап.
Класс делится на 5 групп (по жеребьёвке при входе в класс).
План ведения урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Повторение изученного материала.
Закрепление нового материала.
Рефлексия.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются в 5 групп согласно жеребьёвке. Учитель приветствует учащихся и знакомит с поставленными целями и задачами данного урока.
Актуализация знаний.
На предыдущих уроках вы познакомились с отдельными элементами, составляющими устройство современного компьютера. Сегодня мы узнаем, как функционирует компьютер как единый организм.
Слайд 1.
Компьютер представляет собой не хаотично собранный набор элементов, а чётко организованную структуру взаимодействующих модулей.
Ответьте на вопрос: «Кто является основоположником архитектуры современного компьютера?».
(Ответ: Джон фон Нейман).
Слайд 2-4.
Ответьте на вопрос: «Что и когда явилось импульсом к стремительному развитию компьютерной техники в современном мире?».
(Ответ: Во время Великой Отечественной войны возникла необходимость быстрых и масштабных конструкторских расчётов с целью изобретения новых видов военной техники.)
Каждый из Вас умеет обращаться с компьютером и, наверное, думает, что всё о нём знает. Я предлагаю Вам составить синквейн на тему «Компьютер».
Давайте вспомним правила составления синквейна. У Вас на столах лежат памятки с примером.
Памятка:
1 строка - одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;
2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
То, что у Вас получилось, мы прочитаем в конце урока и решим, так ли хорошо мы знакомы с компьютером. Отложите свои синквены в сторону.
Повторение пройденного материала.
Сейчас Вам предстоит вспомнить то, о чём мы говорили на предыдущих уроках. Каждой группе будет предложен отдельный модуль компьютера, о котором нужно будет вспомнить всю информацию и заполнить пустые строки в бланке ответов, лежащих на Ваших столах.
Первой группе необходимо вспомнить, что такое процессор и оперативная память и ответить на вопросы:
Назначение процессора и оперативной памяти.
Как реализуются процессор и оперативная память?
Что происходит с оперативной памятью после выключения питания компьютера?
Второй группе необходимо вспомнить, что такое долговременная память и ответить на вопросы:
Назначение долговременной памяти.
С помощью каких устройств записывается информация?
Перечислить носители информации.
Третьей группе необходимо вспомнить, что такое устройства ввода и ответить на вопросы:
Назначение.
Что относится к устройствам ввода?
Четвёртой группе необходимо вспомнить, что такое устройства вывода и ответить на вопросы:
Назначение.
Что относится к устройствам ввода?
Пятой группе необходимо вспомнить что такое сетевые устройства и ответить на вопросы:
Назначение сетевых устройств.
Перечислить известные Вам сетевые устройства.
(Работа длится 5-7 минут.)
А сейчас один представитель каждой группы озвучит результат общей работы. Остальные группы будут внимательно слушать и при необходимости дополнять ответы.
(Ответы учащихся сопровождаются 5-10 слайдами презентации).
Замечательно. А сейчас немного разомнёмся, встанем и проведём физкультминутку.
- Как живешь?
- Вот так! (большой палец вверх)
- Как идешь?
- Вот так!
- А бежишь?
- Вот так!
- Ночью спишь?
- Вот так!
- Как берешь?
- Вот так!
- Как даешь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так!
- Как грозишь?
- Вот так!
Молодцы. Садимся. Мы вспомнили с Вами все узлы компьютера. Но компьютер функционирует как единый организм. Поэтому попробуем объединить все модули компьютера в одну функциональную схему.
Как Вы думаете, с помощью чего соединяются элементы компьютера и передаётся информация между ними?
Слайд 11.
(Ответ: С помощью проводящей системы, которую называют магистралью (системной шиной).
Такой принцип построения компьютера называется магистрально-модульным и демонстрирует слаженную работу всех узлов компьютера.
Давайте сформулируем назначение компьютера.
(Ответ: Компьютер – это устройство для обработки, хранения и передачи информации).
Закрепление.
Давайте повторим всё, о чём мы говорили и проверим себя.
У каждой группы на столе открыт ноутбук с проверочным тестом. Вам предстоит восстановить правильный вид схемы устройства ПК, перетащив предложенные варианты ответов в правильные позиции. Компьютер Вам подскажет, справились Вы с заданием или нет.
(Задание взято из единой коллекции ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/).
Слайд 12.
Все команды справились с поставленной задачей.
Рефлексия.
Слайд 13.
Сейчас мы вернёмся к Вашим синквейнам. Вспомним, какими были Ваши представления о компьютере в начале урока. Поднимите руку, у кого представление о компьютере не изменилось.
Каждую группу просим выбрать и прочитать один синквейн.
Слайд 14.
А теперь саами оцените свои успехи на этом уроке с помощью смайлика:
:–) – я хорошо понял тему и поработал на уроке.
:–? – я недостаточно хорошо понял тему.
:–( – мне еще много нужно работать над данной темой.
Итоги урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Подготовить сообщение по теме «История развития вычислительной техники».
Материалы к уроку.
1 строка - одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;
2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
Например:
Лиса.
Хитрая, умная.
Плачет, жалуется, хитрит.
Есть такие и среди животных.
Обманщица.
1 строка - одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;
2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
Например:
Лиса.
Хитрая, умная.
Плачет, жалуется, хитрит.
Есть такие и среди животных.
Обманщица.
21907551985451 команда
001 команда
9932821183271 команда
001 команда
Как живешь?
- Вот так! (большой палец вверх)
- Как идешь?
- Вот так!
- А бежишь?
- Вот так!
- Ночью спишь?
- Вот так!
- Как берешь?
- Вот так!
- Как даешь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так!
- Как грозишь?
- Вот так!
1 команда: Процессор и оперативная память.
Назначение процессора:
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Как реализуется?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Назначение оперативной памяти:
__________________________________________________________
__________________________________________________________ __________________________________________________________
__________________________________________________________
Что происходит с оперативной памятью при выключении компьютера?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2 команда: Долговременная память и носители информации.
Назначение долговременной памяти:
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
С помощью каких устройств записывается информация?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Носители информации:
__________________________________________________________
__________________________________________________________ __________________________________________________________
__________________________________________________________
3 команда: Устройства ввода.
Назначение:
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
К ним относятся:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________ __________________________________________________________
__________________________________________________________
4 команда: Устройства вывода.
Назначение:
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
К ним относятся:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________ __________________________________________________________
__________________________________________________________
Оцените себя, используя смайлики. Нарисуйте смайлики в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке:
:–) – я хорошо понял тему и поработал на уроке.
:–? – я недостаточно хорошо понял тему.
:–( – мне еще много нужно работать над данной темой.
Оцените себя, используя смайлики. Нарисуйте смайлики в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке:
:–) – я хорошо понял тему и поработал на уроке.
:–? – я недостаточно хорошо понял тему.
:–( – мне еще много нужно работать над данной темой.