Использование памяток при работе над ошибками в начальных классах
Использование памяток при работе над ошибками.
Существует немало приёмов ,которые используются при работе .Созданы памятки « Как работать над ошибками».Однако при всей их необходимости и полезности следует отменить ,что многие из памяток или очень громоздки ,или рассчитаны на сильного ученика ,который самостоятельно может определить, в какой части слова и на какое правило допущена им ошибка.
И вполне естественно ,что ,приступая к работе по такой памятке ( плану ) ,слабый ученик теряется ,не знает на какое правило допущена ошибка .Он ведь и ошибся именно потому ,что или не знал это правило ,или забыл его , или не узнал в слове нужную орфограмму.
Слабому ученику необходима памятка .которая подсказала бы ему ,на какое правило допущена ошибка и в которой был бы дан образец ,указывающий ,как правильно исправить такую ошибку. Каждое правило имеет свой порядковый номер ,но это не значит ,что ученик должен его запомнить и соотносить с орфограммой .Порядковый номер используется только для того ,чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму .
Приведу памятку ,которую использую при работе над ошибками.
1. Перенос слов
Ма-ленький ,малень-кий.
Ап –пликация ,аппли-кация ,апплика –ция.
2.Жи- ши ,ча –ща ,чу- щу, чк –чн- нч.
( Напиши слово правильно, подбери ещё три слова на это правило.)
Машина ,шило . шина, шишка.
Чулки , чудо ,кричу , чугун.
3. Большая буква в именах собственных . Москва – название города.
Иванов Сергей Петрович – фамилия .имя. отчество .
С Жучкой – кличка животного .4. Безударные гласные в корне ,проверяемые ударением .
грозы – гроза
снег – снега
Звёзды - звезда
5. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова .грибы – гриб
шуба - шубка
6. Непроизносимые согласные в корне слов.
солнышко – солнце
но : опасен – опасный
7. Правописание приставок ,суффикса.
из садика
переход
8. Разделительный ъ и ь.
подъезд
вьюга
9.Раздельное написание предлога со словом.
в лес , в густой лес
10. Мягкий знак ( ь ) в конце существительных после шипящих.
Ночь – ж.р.
Мяч – м.р.
11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
озером ( каким ? ) глубоким
к лесу ( какому ? ) сосновому
12.Безударные падежные окончания существительных.
шёл ( по чему ? ) по площади - 3 скл. .,Д.п. ( по степи )
читали ( о чём ? ) об улице – 1 скл . ,П.п. ( о земле)
мечтали ( о чём ? ) о космосе – 2 скл .,П.п.( о коне)
13. Безударные личные окончания глаголов.
Писать ( не на –ить, не иск.,1 спр.) – пишет
Строить ( на - ить ,2 спр.) - строят
Смотреть ( искл . ,2 спр.) - смотришь
14. Глаголы 2-го лица единственного числа.
играешь - 2 –е л., ед.ч.
Работа над ошибками по памятке происходит следующим образом. К традиционной палочке на полях ,обозначающей орфографическую ошибку , следует приписывать маленькую цифру – номер орфограммы ,помещенной в памятке .После проверенной работы пропускаю две строчки и на последующих строчках ( слева ) ставлю столько « галочек» , сколько допущено орфографических ошибок. Ученик ,получив тетрадь ,первую строку пропускает , а на второй строчке пишет слова « Работа над ошибками» . Далее на всех строчках ,где имелись «галочки» ,выполняет работу над ошибками строго по памятке .Каждую работу над ошибками нужно обязательно проверять и оценивать независимо от количества ошибок ,при этом учитывать правильность и точность исправления