Урок-проект по окружающему миру по теме Кто нас защищает (3 класс)
Учебный проект «Кто нас защищает?»
Автор проекта: Артисова Н.В., учитель начальных классов ГОУ ТО "Барсуковская школа имени А.М.Гаранина"
Предмет, класс: Окружающий мир, 3 класс.
Краткая аннотация проекта: В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходима чья-то помощь и защита. Находясь дома или в школе, мы знаем, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, учителя, друзья. Но, оказавшись один на один с огромным городом, посёлком, никто не застрахован от различных опасностей. Угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. Преступники любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. На чью помощь мы можем рассчитывать в таком случае? Обучающимся предстоит ответить на этот вопрос, который обеспечивает «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся. Они ведут наблюдения исследовательского характера, используют различные творческие задания, учебные диалоги, проводят встречи с людьми различных профессий, берут у них интервью. Можно брать 2 урока для проведения.
Планируемые результаты обучения: После завершения проекта обучающиеся приобретут следующие умения:
Личностные:
1. воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;
2. освоение доступных способов изучения материала(интервью, наблюдение, запись, сравнение, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
3. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
4. формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
5. активное освоение различных способов познания окружающего.
Метапредметные:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2.сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье;
3. умения находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Благодаря кому мы можем жить и работать спокойно?
Проблемные вопросы
Какие специальные службы защиты населения были созданы для обеспечения безопасности повседневной жизни?
Какие праздники, славящие наших защитников, наше Отечество, мы чтим?
Учебные вопросы
1.Узнать о нашей армии.
Какие виды и рода войск есть сегодня в Вооружённых Силах России?
Какие воинские звания носят наши военнослужащие?
Какие есть праздники, славящие наших защитников, наше Отечество?
2.Узнать о полиции.
Каковы основные виды деятельности полиции?
Составить синквейн о полиции.
Каким вы хотели бы видеть сотрудника полиции?
3.Узнать о службе пожарной охраны.
Зачем нужна пожарная охрана?
Когда и как появилась пожарная охрана?
Как выглядит современный пожарный?
4.Узнать о работе МЧС.
Что такое МЧС? История создания.
Познакомиться с деятельностью МЧС России.
Раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни.
5. Узнать о работе «Скорой помощи»
Транспорт и внешний вид врачей.
Как быстро должна прибыть бригада скорой помощи после вызова?
Как вызвать скорую помощь?
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
I.
1.Оргмомент: «Хочу, потому что смогу»
-Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра:
Я желаю тебе добра,
ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.
Если будет трудно - я тебе помогу.
-Я рада, что у нас отличное настроение.
-Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Дети берутся за руки и улыбаются друг другу. 2.Мотивация к учебной деятельности.
Какими человеческими качествами должен обладать защитник?
Девиз нашего урока: «Где смелость, там и победа!»
Почему, как вы думаете, я выбрала этот девиз для нашего урока? Дети дают ответы на вопрос Регулятивные УУД
(целеполагание)
3. Постановка цели урока. В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходимы чья-то помощь и защита. Находясь дома или в школе, мы знаем, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, учителя, друзья. Но, оказавшись один на один с огромным городом, посёлком, никто не застрахован от различных опасностей. Угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. Преступники любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. На чью помощь мы можем рассчитывать в таком случае? Давайте определим тему нашего урока. Мы будем говорить о тех профессиях и службах, которые спасают жизни людей.
Познавательные УУД (общеучебные)
Регулятивные УУД (целеполагание)
II. «Открытие» нового знания.
1. Проект «Кто нас защищает?» (8 мин) Проект «Кто нас защищает»
Для этого будем работать в парах, будем узнавать о нашей армии, узнавать о полиции, о службе пожарной охраны, о работе МЧС , скорой помощи. Всего пять групп, каждой группе нужно подготовить ответы на вопросы и оформить страницы о вашей службе. В конечном итоге у нас получится проект «Кто нас защищает?» Каждый из вас должен принимать активное участие в работе, будьте дружными, слушайте друг друга. В конце урока оценим работу каждого. Возьмите задание и работайте по плану.
(Ученикам по группам выдают план работы, разные картинки, информацию о данных службах.)
Работа в группах (5 минут)
План работы для каждой группы:
Форма или спец. одежда
Транспорт
Номер телефона
Инсценировать вызов соответствующей службы
Узнать о нашей армии
Какие виды и роды войск есть сегодня и Вооружённых Силах России?
Какие воинские звания носят наши военнослужащие?
Какие профессиональные праздники
Узнать о работе МЧС
Познакомить с деятельностью МЧС.
Раскрыть необходимость и важность МЧС.
Узнать о полиции
Каким бы вы хотели видеть сотрудника полиции?
Составить синквейн о полиции.
Узнать о работе «Скорой помощи»
Транспорт и внешний вид врачей.
Как быстро должна прибыть бригада скорой помощи после вызова?
Как вызвать скорую помощь?
Узнать о службе пожарной охраны.
Зачем нужна пожарная охрана?
Когда и как появилась пожарная охрана? Как выглядит современный пожарный?
Познавательные УУД
(общеучебные, действия постановки и решения проблем)
Коммуникативные УУД (планирование, постановка вопросов, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли)
Регулятивные УУД (планирование)
Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование)
2. ФизминуткаКак живёшь?
А идёшь?
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как даёшь?
А берёшь?
А шалишь? Вот так! (Показывают жестом руки)
Вот так! (Ходьба на месте)
Вот так! (Бег на месте)
Вот так! ( Руки под щёчку)
Вот так! (Руки вперёд)
Вот так! (Руки к себе)
Вот так! ( Щёки надули и пальчиками сдули) Личностные УУД
3. Защита групп Для каждой группы свой соответствующий слайд, приглашаю к доске.
1 группа МЧС
Беспалов Д.– план работы группы
Чухров Д. - стихотворение.
Беспалов Д.
Чухров Д.
Беспалов Д.
2 группа полиция
Котов А.
Потапов Д.
3 группа (скорая помощь)
Коловерда Д.
Комленко Дарья
4 группа (армия, ветераны)
Беловол В.
5 группа (пожарная часть)
Бабаева Л.
Бабошина Л.
Презентация «Информационный проект»
Маршрутные листы группам
Работа в группах (5 минут)
План работы для каждой группы:
Форма или спец. одежда
Транспорт
Номер телефона
Инсценировать вызов соответствующей службы
Узнать о нашей армии
Какие виды и роды войск есть сегодня и Вооружённых Силах России?
Какие воинские звания носят наши военнослужащие?
Какие профессиональные праздники есть в России?
Узнать о работе МЧС
Познакомить с деятельностью МЧС.
Раскрыть необходимость и важность МЧС.
Узнать о полиции
Каким бы вы хотели видеть сотрудника полиции?
Составить синквейн о полиции.
Узнать о работе «Скорой помощи»
Транспорт и внешний вид врачей.
Как быстро должна прибыть бригада скорой помощи после вызова?
Как вызвать скорую помощь?
Узнать о службе пожарной охраны.
Зачем нужна пожарная охрана?
Когда и как появилась пожарная охрана?
Как выглядит современный пожарный?
Ученики каждой группы на доске выставляют свои полученные страницы и рассказывают по плану (в форме устного журнала)
План работы группы.
1. Сегодня мы представляем проект «Кто нас защищает». Наш проект посвящается службе МЧС.
2. Мы хотели, как можно больше узнать об этой службе.
3. Наша группа узнала и собрала данный материал.
4. Подготовили выступления, презентацию по данной теме, видеофильм о МЧС.
5. Наша группа расскажет об этом в своём выступлении.
6. Выбрали тему о МЧС, потому что нам захотелось узнать, чем занимается эта служба. Какую пользу приносит людям?
Известно всем и каждому
В моей родной стране:
Спасатели отважные
Всю жизнь, как на войне,
В минуту жизни сложную,
Когда близка беда,
Спасатели надёжные
Нас выручат всегда!
______________________
Выступления участников группы
10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу.
Спасатель - профессия героическая. Когда человек попадает в беду, ему нужна помощь окружающих. Часто эта помощь необходима, потому что не хватает собственных сил, иногда человек не может долго настроить себя на борьбу с бедой, переживает неприятные последствия происшедшего. Долгое время в нашей стране не было специалистов, которые бы могли квалифицированно бороться с последствиями бедствий, катастроф, аварий. Часто эта задача возлагалась на армию, которая не имела для этого специального оборудования, не имела специально подготовленных людей. Только с 1992 года в нашей стране начали готовить специалистов по профессии - спасатель. Многие из них стали героями.
Какие же подразделения включает в себя МЧС? Это и Пожарно-спасательные силы, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны, и авиация МЧС, и служба спасения на водах и множество других подразделений. Транспортная авиация МЧС доставляла гуманитарную помощь в разные страны: Японию, Афганистан, Сербию, Колумбию, Грецию. С её помощью вывозили больных, раненных, лишённых крова людей, тушили пожары, высаживали десант спасателей в труднодоступные районы.
Итог работы группы
показ презентации, видео
План работы группы
1. Сегодня мы представляем проект «Кто нас защищает». Он сегодня посвящён полиции
2. Мы хотели, как можно больше узнать о службе в полиции.
3. Наша группа узнала и собрала данный материал, была организована встреча с ...
4. Подготовили выступления по выбранным темам.
5. Наша группа расскажет об этом в своих выступлениях.
6. Мы сделали подборку стихов об этой службе. И одно из них вам представим.
7. Выбрали тему о полиции, потому что нам захотелось узнать, чем занимается эта служба. Какую пользу приносит людям?
В зной и в холод, в дожди и туманы, В час, когда Вам опасность грозитНа почетном посту постоянно Полицейский России стоит.
Он, порою, ценой своей жизниЗащитит Вас от бед и невзгод. Полицейский свободной Отчизны, Непременно на помощь придёт.
План работы группы
1.А нам хотелось бы рассказать о работе «Скорой помощи».
2.Как быстро должна прибыть бригада скорой помощи?
3.Как вызвать скорую помощь?
4. Транспорт и внешний вид врачей.
День и ночь, скорей, скорей!На любые мчимся жалобы,
Руки верные врачей,Фельдшера-универсала.Снимем боли при гастритах,Распознаем перелом,Возим раненых, избитых,Заболевших тяжело.
Профессия фельдшер
Фельдшер — это профессия, появившаяся ещё в средних веках. Тогда так называли человека, оказывающего медицинскую помощь непосредственно на поле брани во время войн. Сегодня фельдшер является ассистентом или помощником врача в городских и районных медицинских учреждениях, а в сельских медпунктах он выполняет функции и врача, и заведующего. Фельдшер — это работник скорой помощи, медчасти военного формирования, здравпункта аэропорта, железнодорожной станции или морского порта. Профессия фельдшера очень ответственна и важна, поскольку именно ему часто приходится оказывать первую неотложную помощь, которая может спасти человеческую жизнь. История профессии: Эта профессия впервые появилась в Германии; сам термин «feldscher» с немецкого языка переводится как «полевой цирюльник». Основная сущность обязанностей с тех пор особо не изменилась — установление диагноза плюс квалифицированная первая медицинская помощь до профессионального врачебного вмешательства: перевязки, инъекции и так далее.…
Основное рабочее место фельдшера — служба «скорой помощи», а поскольку ни один человек не застрахован от болезни или несчастного случая, то значение этой профессии трудно переоценить: в любое время и в любой местности она будет нужна.
Фельдшер — это между врачом-терапевтом и медицинской сестрой, он обладает разносторонними медицинскими знаниями, и, кроме того, может квалифицированно производить различные процедуры.
Скорая» должна приехать за 15 минут!
- В идеале бригада скорой помощи в городе должна доехать до пациента за 15 минут, а в сельской местности - за полчаса. Но стоит учитывать погодные условия, пробки на дорогах, Кроме того, диспетчер регистрирует вызов уже в то время, как принимает звонок. И может быть так, что вы кладете трубку, а к вам уже направили бригаду.
Где получить профессию: Профессию фельдшера можно освоить в специальных медицинских училищах или медицинских колледжах.
План работы группы
1.Сегодня мы представляем проект «Кто нас защищает»
2.Сейчас мы ещё дети, но пройдёт несколько лет, и мы станем солдатами.
3.Но про армию мы уже многое знаем.
Сухопутные войска – это вид вооружённых сил, предназначенный для ведения боевых действий на суше. Это самый многочисленный по боевому составу вид войск. Основными родами сухопутных войск являются:
мотострелковые
танковые
ракетные
артиллерия
войска противовоздушной обороны
войска связи и специального назначения.
Военно–морской флот- предназначен для защиты и охраны морских границ, для ведения боевых действий на воде, для транспортировки войск и материальных средств. Первый военный корабль «Орёл» был построен в 1667 году при царе Петре 1 на реке Оке.
1. Российской воин бережетРодной страны покой и славу,Он на посту , и наш народГордится армией по праву.Спокойно дети пусть растутВ любимой солнечной Отчизне.Он охраняет мир и труд,Прекрасный труд во имя жизни!
Трутнева Е.
Наша армия имеет 3 вида Вооружённых Сил.
1.Военно-воздушные силы.
2. Сухопутные войска.
3. Военно–морской флот.
Военно-воздушные силы Российской Федерации - предназначены для ведения разведки, защиты от ударов с воздуха, для поражения объектов противника, для перевозки войск и материальных средств по воздуху.
Это вид вооружённых сил был сформирован в 1910 году. Первый бомбардировщик построил конструктор Сикорский в 1913 году и назывался он «Илья Муромец»
План работы группы
1.Сегодня мы представляем проект «Кто нас защищает»
2.Мы хотели узнать о службе пожарной охраны.
3.Наша группа собрала данный материал.
4.Будем стараться ответить на данные вопросы.
Зачем нужна пожарная охрана?
Когда и как появилась пожарная охрана?
Как выглядит современный пожарный?
За сутками сутки и ночью, и днем Готовы пожарные к битве с огнем. И нету на службе секунды для сна, Секунды - у них дорогая цена!
Востребованность профессии пожарного в наши дни высока. В любое время года в каждом населенном пункте и за его пределами часто есть необходимость в сотрудниках спецслужб, в обязанности которых входит ликвидация пожаров разной степени сложности, а также и профилактика возгораний.
О пожарной безопасности беспокоились еще во времена Древнего Рима, где распоряжением императора Августа была создана бригада по борьбе с огнем. А сегодня подобные подразделения есть в каждом современном городе.
Борцами с огнем люди становятся по призванию. Способность защищать и спасать других и каждый раз бесстрашно смотреть опасности в глаза вряд ли можно назвать просто профессией.
Профессия пожарного (в последнее время их справедливо называют спасателями) считается одной из самых важных в современном обществе. Еще с раннего детства любой ребенок наизусть знает номер телефона 01. Огонь – страшная стихия, и зачастую спастись людям самостоятельно нет никакой возможности. В таких случаях профессионалы на пожарной машине примчатся в считанные минуты. Их приоритетная задача – это эвакуация детей и взрослых, а потом и ликвидация огня. Отряды по борьбе с огнем способны тушить не только дома, но и заводы и даже леса. Пожарная часть есть в каждом городе и в поселке. Борцы с огнем готовы прийти на помощь по нужному адресу в любое время суток.
На подготовку профессиональных и квалифицированных пожарных уходит немало времени и сил. От действий членов команды, работающих слаженно и оперативно, зависит, насколько удачной будет операция по эвакуации людей и тушению пламени. Командир пожарного отряда организует и планирует всю работу сотрудников. В зависимости от степени сложности возгорания он решает, понадобятся ли дополнительные пожарные машины и оборудование, откуда начинать операцию по тушению огня. Продумывать правильную стратегию, быстро оценивать ситуацию и использовать определенное оборудование – все это очень непросто, так как каждая минута на счету.
Конечно, любое возгорание легче предотвратить, чем потушить. Именно поэтому управления нуждаются помимо спасателей и в специалистах, чья деятельность направлена на профилактику и обеспечению пожарной охраны. Инженеры по противопожарной защите работают и в страховых компаниях, и в крупных корпорациях, и на предприятиях. Такие сотрудники анализируют данные, проводят расследования по факту возгораний, утверждают чертежи при строительстве зданий и проектируют всевозможные системы защиты от огня. В их число входят и пожарные сигнализации, которые устанавливаются на различные объекты и представляют собой комплекс сенсорных устройств, оповещающих о возгораниях и задымлениях.
Особенностью профессии пожарного является тот факт, что работа спасателя, безусловно, и опасна, и трудна, а выезжать на вызовы приходится круглосуточно. Но, к сожалению, пока зарплата пожарных не соответствует тому риску, на который им приходится идти. Правительств в последнее время старается делать все возможное, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Но, как и в любой другой работе, в профессии пожарного помимо минусов есть и свои плюсы. Государство предоставляет социальные льготы, а в связи с повышенной опасностью выполняемой работы спасателям предоставляется ранняя пенсия.
Личные качества
Храбрость, устойчивая психика, хорошая реакция, дисциплинированность, сообразительность – вот основные качества, без которых не стать профессиональным пожарным. Работа спасателя командная, поэтому людям, борющимся с огнем, необходимо быть коммуникабельными и способными всегда прийти на выручку.
Квалифицированным пожарным надо обладать высокой стрессоустойчивостью и иметь несгибаемую силу воли. Прекрасная физическая форма спасателю необходима, чтобы иметь возможность работать в обмундировании, вес которого приблизительно 30 кг.
Образование (Что нужно знать?)
Представители этой профессии должны знать правила оказания первой медицинской помощи. Спасатели должны безукоризненно соблюдать технику безопасности. Пожарным следует иметь навыки использования спасательного оборудования.
Освоить профессию пожарного можно, получив начальное или среднее профессиональное образование. Существуют также и курсы при пожарной части, пройти которые возможно сразу после армии. Высшее образование в области пожарной безопасности желающие получают в университетах, институтах и академиях.
Итог:
Плакат, интервью Познавательные УУД (действия постановки и решения проблем)
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)
Коммуникативные УУД (разрешение конфликтов)
III. Первичное закрепление. (5 мин) - А сейчас проверим, как вы внимательно слушали друг друга.
Составим синквейн о полиции.
Номера телефонов
Служб спасения ПОЛИЦИЯ
Смелая, находчивая
Защищает, охраняет, учит
Наша полиция нас бережёт.
Помощница
Армия
Сильная, непобедимая,
Бережёт, защищает, охраняет
Наш народ гордится армией.
Защитница
112
04 газовая служба
01 пожарная охрана
03 скорая помощь
02 - полиция Личностные УУД
(нравственно-этического оценивания)
Регулятивные УУД (контроль, оценка)
IV. Домашнее задание. Принести армейские фото пап, рисунки по теме Личностные УУД (самоопределение)
V. Итог урока. Рефлексия.
Можем теперь ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока:
Проблемный вопрос
Благодаря кому мы можем жить и работать спокойно?
Рефлексия
1) Оцените сами свою работу в группе;
2) руководитель группы оценивает работу каждого в своей группе;
Кому сегодня понравилось создавать проект?
Что не удалось? Что бы вы ещё хотели узнать о людях, которые нас защищают?
Ребята собрали и составили свои страницы в общую папку «Кто нас защищает?» осталось дополнить её творческим домашним заданием.
Заполняют листочки с рефлексией.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задание…
Я понял, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Я попробую…
Урок дал мне для жизни…
Я смог…
Коммуникативные УУД (управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли)
Регулятивные УУД (оценка)
Личностные УУД (нравственно-этического оценивания)