Социально-психологическое сопровождение детей группы риска с использованием арт-терапии
МУЦНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ЮЖНОУРАЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Тема: Организация психолого- педагогического
взаимодействия для обеспечения работы
с учащимся «группы риска»
Выполнила педагог-психолог МОУ СОШ № 1
Чепушканова И.А.
Организация психолого-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимся «группы риска»
Я, Чепушканова Ирина Александровна, работаю с 2004 года психологом в школе.
Данная работа представляет собой попытку описания индивидуальной и групповой работы с учащимися «группы риска», в отдельном взятом учреждении.
Практическое руководство содержит три части.
В первой части я предлагаю основные критерии оценки, которые необходимо учитывать психологу и социальному педагогу при постановки ученика на педагогический учет.
Во второй части представлена система учета успеваемости и пропусков учебных занятий учащихся, позволяющая осуществить целостный системный подход к существующей проблеме в целях ее эффективного разрешения.
Третья часть посвящена работе психолога с детьми «группы риска» с использованием арт-терапии.
Надеюсь, что практические рекомендации помогут школьным психологам, социальным педагогам, а также классным руководителям в их достаточно сложной работе с детьми «группы риска».
1.Постановка учащихся на педагогический учет
Работая, первый год в школе психологом считала, показателем хорошей работы будет снижение количества детей, состоящих на педагогическом учете и в ПДН. Позже пришло понимание того, что решение сократить список детей, было ошибочным. Работа с «группой риска» должна носить больше профилактический характер, а не исправительный. Легче предотвратить изменения в поведении ребенка на начальном этапе возникновения, поэтому приняла решение, расширить список учеников нуждающихся в помощи психолога. Соответственно база данных увеличилась с 11до 44 человек (2005/2006 г.), а в 2007 году – до 58.
В результате проведения профилактической работы наша школа за 2006/2007уч. год была единственной в районе, ученики которой не совершили ни одного преступления.
Как правило, чаще включают в « группу риска» подростков и работа с ними особенно трудна, т.к. родители порой плохо идут на контакт и ученики не видят для себя позитивного жизненного стимула. Не дожидаясь различных отклонений в поведении детей, профилактическая работа в нашей школе осуществляется с начального звена.
На сегодняшний день существуют различные критерии оценки постановки детей на педагогический учет.
Мной определены основные критерии, по которым я оцениваю детей, выявляя потенциальных нарушителей.
Первый критерий – готовность к школьному обучению.
Крайне необходимо своевременно диагностировать умственную отсталость у детей, оказывать медикаментозное лечение, консультироваться у психотерапевта.
Дети с низким уровнем готовности к школьному обучению имеют впоследствии низкую мотивацию к достижению успеха, начинают пропускать учебные занятия, не проявляют заинтересованности к приобретению новых знаний. Все это пагубно сказывается на поведении ребенка. Но пока он обучается в начальном звене особого беспокойства у родителей и учителей он не вызывает. Позже, в подростковом возрасте, такие дети не хотят учиться, бродяжничают, и родители не могут уже оказать содействие в решении данной проблемы.
Второй критерий – семья. Необходимо учитывать состав семьи, уровень обеспеченности, а также тип семейного воспитания, который в свою очередь предопределят дальнейшее поведение ребенка.
Например; авторитарный и попустительский тип семейного воспитания формирует различные девиации в поведении ребенка. Совместная работа социального педагога и психолога необходима, т.к. помогает своевременно поставить социальный диагноз. На данном этапе работы родителей, нужно просвещать и информировать о последствиях неправильного семейного воспитания, а также оказывать материальную помощь особо нуждающимся.
Таким образом, решая своевременно проблему с родителями, помогаем ребенку и соответственно снижаем риск возникновения девиантного поведения. Оптимальный вариант воздействия - школьные всеобучи, которые проводит психолог с учетом возрастных особенностей детей, консультативная работа по запросу.
2. Система учета пропусков учебных занятий и успеваемости учащихся «группы риска»
Когда учеников на педагогическом учете небольшое количество, то в системе учета пропусков учебных занятий и успеваемости особых трудностей не возникает. В нашем случае, на педагогическом учете 58 человек, и возникла необходимость создания единой сводной таблицы учета успеваемости и посещаемости (см. таблицу № 1)
Сводная таблица учета успеваемости и посещаемости
учащихся «группы риска»
Т а б л и ц а № 1
№
Ф.И.О.
класс
успеваемость
(четверть)
Кол-во пропущенных уроков
(четверть)
Общественная
нагрузка
1
2
3
годовая
1
2
3
годовая
кружки, секции
Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях
Общее по уважительной причине
Без уважительной причины
Общее по уважительной причине
Без уважительной причины
Общее по уважительной причине
Без уважительной причины
Общее по уважительной причине
Без уважительной причины
В начале учебного года каждому классному руководителю выдается таблица, в которую заполняются фамилии детей класса, состоящих на педагогическом учете. Список детей формируется на основе психолого-педагогического наблюдения классного руководителя совместно с психологом и социальным педагогом. Классный руководитель ведет таблицу в течение всего учебного года. В свою очередь социальный педагог заносит данные в единую сводную таблицу и помечает пропуски, успеваемость и общественную нагрузку учащихся. Задача классного руководителя, социального педагога - своевременно реагировать на пропуски учеников «группы риска», на снижение качественной успеваемости, а также с помощью педагога-организатора включать этих ребят в общественную жизнь класса и школы. Социальный педагог поддерживает связь с учреждениями дополнительного образования: предоставляет списки детей «группы риска», которых нужно привлечь к участию в кружки и секции, контролирует их посещаемость. Психолог школы: оказывает консультативную помощь детям «группы риска» и их родителям, классным руководителям; проводит коррекционные занятия на снятие тревожности, страха и напряжения с использование арт-терапии.
В результате совместными усилиями охватываем большое количество детей, своевременно реагируем на пропуски учебных занятий и ведем профилактическую работу, с целью снижения риска возникновения девиантного поведения.
Легче предотвратить изменения в поведении ребенка на начальном этапе возникновения. Для этого должна быть единая команда: психолог, социальный педагог, классный руководитель и педагог-организатор.
3.Использование арт-терапии в работе с учащимся
«группы риска»
Большой интерес вызывает арт-терапия – метод лечения, основанный на использовании художественного творчества. Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, потому что оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области практической деятельности специалиста, от характерных для той или иной страны моделей арт-терапии и степени их «зрелости».
Одна из родоначальниц американской арт-терапии- Маргарет Наумбруг – подчеркивала, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. По мере того как люди передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах.Побуждая человека выражать свои переживания в визуальной форме, можно «вылечить» его душевные, связанные с патологической интроспекцией раны. В других случаях это приводит к снижению тревоги и напряжения и формированию более оптимистического взгляда на мир [1., стр 15] Для того, чтобы помочь ребенку осознать свои проблемы и увидеть пути их решения, я провожу практические занятия, которые разработала самостоятельно с использованием техник и приемов арт-терапии.
Занятие № 1. Дневниковая запись. Я заметила, что подростки охотно пишут о своих переживаниях, сочиняют стихи, рассказы. Поэтому я решила для создания жизненных ресурсов подростка использовать способ ведения дневниковой записи. Учащимся предлагаю вести дневниковую запись, обычно в течение одного месяца и помечаю на календаре дату окончания эксперимента. Таким образом, заключаю договор. В дневнике ребята могут писать как о плохих, так и хороших событиях в их жизни. Случаев отказа не было. Позже некоторые ученики продолжают вести дневник, только реже фиксируют события. По словам ребят, когда они читали в дневнике о событиях, которые их тревожили ранее, они начинали понимать, что особой трагедии изначально не было. Постепенно многие начинают писать рассказы, стихотворения. Нужно отметить, что пишут больше драматического или философического содержания, пытаются найти ответы на вопросы.
Например: « Наш мир – это театр, в котором каждый человек носит маску. В последнее время я тоже стал замечать, что одел ее, и теперь не могу снять. Надевая маску, был уверен, что с легкостью сниму, но это оказалось не так. Мне порой, кажется, что из-за маски я становлюсь одиноким, по своей воле отталкиваю от себя дорогих мне людей. Но иногда я задумываюсь, маска ли сделала меня таким или это я сам, а может быть это возраст, новый круг общения. Надеюсь, что смогу сбросить маску и никогда ее больше не надевать».
Стихотворения чаще посвящают любимым или своим кумирам. С каждым годом все больше ребят, которые охотно пишут, что очень радует, т.к. нашли для себя возможность, анализировать свои поступки и переживания. В связи с этим мы решили сотрудничать с местной газетой «Новая жизнь», которая согласилась печатать наиболее удачные произведения. В этом году использовали новый прием написания совместного стихотворения психолога с учеником, которое мы так и назвали «Беседа с подростком» (см. приложение № 1).
Занятие № 2. Театр для одного. Это групповая работа, направленная на самораскрытие. Музыкальное сопровождение, горящие свечи, маски для участников- все это создает атмосферу таинственности и настраивает участников на работу в позитивном направлении. Вопросы заготавливаются с учетом запроса классного руководителя, это может быть конфликтная ситуация в классе, проблема с успеваемостью и т.д.
Например:
Нарушал (а) ли правила поведения в школе? Приведи пример.
Чувствовал (а) ли сегодня, эмоциональное напряжение (страх, тревогу, упадок настроения и т.д.?) Чем вызвано?
Употреблял (а) ли спиртные напитки? При каких обстоятельствах?
Текст вопросов приклеен на карточки. Ведущий раздает карточки участникам театра по кругу. Участник, которому достался вопрос, может либо ответить, либо пропустить, но ответ должен быть максимально искренним. После ответа каждого, ведущий просит поднять руку тех ребятам, которые поверили в искренность слов отвечавшего. Вся работа направлена на возникновения инсайда у участников, т.к. многие могут находиться только в роли слушателя (см. приложение №.2, рис.1.).
Важно отметить, что в арт-терапии диагностическое и терапевтическое воздействие происходит одновременно, поэтому это один из самых щадящих способов воздействия.
Список использованной литературы
1. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. П., 2002г. 15 стр.
2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2003 г.,148 стр.
3. Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения // Школьный психолог. № 2 /2005.
4. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. М., 2005 г, 115 стр.
Приложение № 2
Совместное написание стихотворения психолога с учеником «группы риска»
Беседа с подростком
- День за днем, ночь за ночью
Жизнь становится короче.
Все глубже в себя ты уходишь,
Ответ на вопрос не находишь,
Кто Я такой? – кричишь в тишине.
Что же со мной, ответьте Вы мне?
- Ненависть, отчаяние, страх
Все это у тебя на устах,
Не бойся, парень, пойми,
Поглубже в себя загляни,
Свою идентичность найди,
Тревогу с души прогони.
Поверь, жить на свете легко,
Вся трудность в незнании пути своего.
Но есть наука одна,
Укажет твой путь до конца,
Тогда ты все сразу поймешь,
Зачем ты на свете живешь.
13 марта 2007 г.
Приложение № 2
Коррекционное занятие в 10б классе с использованием арт-терапии
Рис. 1. Зачитывание инструкции
13PAGE 15
13PAGE 14115