Статья из опыта работы Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития одаренных детей.
Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития одаренных детей
Искусство только тогда будет верночеловеку, когда не будет стеснятьего свободу развития.Достоевский Ф. М.
Вот и стартовал новый учебный год. Набор в изостудию прошел довольно быстро. Казалось бы, всё как обычно, но в то же время ощущалось какое-то беспокойство и нетерпение, особый интерес вызывала, конечно, группа первого года обучения. Какие они, эти ребята: любознательные и непоседливые или старательные и трудолюбивые? Любят рисовать, лепить, творить или просто подчинились желанию мамы «развивать ребенка», чтоб был «не хуже других». Работаю не первый год, встречаю и тех, и других одинаково приветливо. Знаю, что буду работать целеустремленно и творчески, стараясь уделить максимально внимания каждому, но в душе не угасает надежда, что именно в этом сентябре появится у меня в студии новая маленькая «звёздочка», придёт он, тот самый: самый увлеченный, самый способный, самый - самый лучший ученик, который превзойдет когда-нибудь своего учителя.
И этот сентябрь не подвёл! Наша встреча состоялась: тихая скромная девочка, ничем не примечательная на первый взгляд, и на второй тоже. После третьего занятия стало понятно, что к Карине надо приглядеться. Десятилетняя девочка – способная, внимательная, во время работы спокойная и сосредоточенная, даже немножко отрешенная. Во время каникул выразила желание заниматься ежедневно. Тогда-то мы и познакомились поближе. Поговорили о школе, о подругах, любимых предметах. Учится Карина хорошо, любит рисовать природу и цветы. Из материалов ей были привычнее цветные карандаши, а в нашей студии полюбила роспись посуды акрилом и контурами по стеклу и керамике. Именно в росписи проявилось её упорство в достижении цели. Вообще-то первая встреча с Кариной состоялась ещё в июне, когда в городском парке проходил мастер-класс по технике эбру (рисованию на воде), в котором участвовал ещё один мой способный ученик Слуцкий Даниил. Карина увидела необычную технику и уже не могла оторваться от этого завораживающего танца летающих красок и превращения его в необычные неповторимые картины.
Вскоре я уже не сомневалась, что Карина – это творчески одаренный ребенок. Уже в детстве об уровне творческой одаренности можно судить по интересам и склонностям человека. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели. Маленький музыкант может часами отрабатывать сложные навыки игры на инструменте без всякого принуждения со стороны взрослых. Его сверстники, не имеющие призвания, которых учат музыке "по традиции", рады любому поводу избежать занятий. Такая нацеленность, приверженность делу служит одним из самых точных показателей одаренности. Не случайно опытные преподаватели готовы сверхурочно заниматься со страстно жаждущим знаний учеником, даже если тот пока не проявляет особо выдающихся способностей и кажется многим "неперспективным". Второе свойство - самостоятельность. Самостоятельность как личностное свойство предполагает, во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.
2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.
3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.
4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.
4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.
Главная цель занятий состоит не столько в том, чтобы вырастить из ребёнка профессионального художника, а, скорее, в том, чтобы помочь ему увидеть окружающий мир во всем его великолепии и многообразии, научить его чувствовать гармонию и сопереживать прекрасному: ведь чувство прекрасного уже делает человека художником, развивает душевную чуткость и проницательность. И мы стремимся с самого раннего возраста научить детей творчески делиться этой радостью от соприкосновения с красотой.
Занятия в нашей студии помогут ребенку «заглянуть в себя» и задуматься о тех душевных движениях и чувствах, которые возникают у него в ответ на самые разные впечатления жизни. С помощью изобразительного искусства мы стараемся рассказывать нашим юным художникам о том, «что такое хорошо и что такое плохо», помочь им научиться различать добро и зло, потому что понятия о добре и справедливости, отзывчивость к чужой беде наряду с умением видеть прекрасное и формируют нравственный стержень человека.
Постепенно двигаясь от ступени к ступени, от простого к сложному, мы вместе с ребятами поднимемся к вершинам мастерства, помогая им раскрывать свой творческий потенциал, а также приобретать духовный опыт, постигать смысл мироздания и находить своё место в мире.
В изостудии «Улитка» проводятся занятия по рисунку, живописи, композиции, декоративно-прикладному искусству, работает мастерская эбру – нетрадиционное рисование на воде.
Между тем, мы подходим к необходимости создания индивидуального образовательного маршрута для моих учеников.
Программа студии изобразительного творчества нацелена на развитие у учащихся понимания основ композиции, чувства цвета, формы, линии, на развитие моторики и эстетического восприятия, развитие глазомера, творческого мышления, а так же практических навыков в освоении разных видов художественного творчества. На занятиях дети приобщаются к искусству, знакомятся с разными художественными техниками и материалами, видами творчества, основами академического и декоративного рисования. Рисуем с натуры (разного рода натюрморты) и по представлению, делаем копии.Предусмотрено разностороннее творческое развитие ребёнка: • знакомство с новыми техниками, с работой материалами графики и живописи (гуашь, акварель, тушь, пастель, сепия и многое другое);• знакомство с основами композиции и цветоведения, тренировка чувства ритма; • знакомство с пропорциями лица и тела человека (портреты, фигура человека, многофигурные композиции); • знакомство со стилизацией, декоративным натюрмортом, орнаментом и его видами; В конце каждого занятия юный художник совершает свою маленькую победу, кладёт новые знания в свою творческую копилку и приносит домой свой новый шедевр! Конечно же, мы участвуем в различных конкурсах.
Даниил в мае 2016 года стал победителем областного фестиваля «Старая, старая сказка», а также получил престижную премию губернатора. Карина уже в октябре 2016 года приняла участие в международном конкурсе «Моя гордость – Россия» и областном конкурсе «Символы России и Воронежского края» заняла 2 место.
Мы стремимся формировать мировоззрение ребенка, его и эстетических идеалов, не ограничивая его фантазию и индивидуальные особенности. Беседы, которые я провожу с учениками, основаны на визуальном ознакомлении учеников с различными произведениями искусства и последующем их обсуждении. Изостудия дает своим ученикам практические навыки, которые независимо от выбранной в дальнейшем профессии останутся на всю жизнь, оставляя неизгладимый след в характере учащегося.