Конспект открытого урока по химии по теме Оксиды в 8 классе


Тема урока: Оксиды
Цель – расширить понятие «оксид», попытаться сравнить два мира – химический и человеческий .Задачи:
Вспомнить свойства простых веществ
Разобрать аналогию между простыми элементами и сложным веществом
Показать проект «Химия-жизнь» ученикам 8-го класса
Оборудование – штатив, пробирки
Реактивы – раствор соляной кислоты HCl (1:2), гранулы меди Cu, цинка Zn, порошок гидрокарбоната натрия NaHCO3
Ход урока:
П: Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок. Урок-повторение, урок-сравнение…Сегодня у нас гости.
Также вы сегодня будете выполнять ваш первый химический эксперимент, поэтому прослушайте технику безопасности и распишитесь в протоколе.
П: мы переходим от изучения простых элементов к сложным веществам. На прошлом уроке мы с вами классифицировали все сложные вещества на группы – какие?
У: оксиды, гидроксиды, соли.
П: Давайте вспомним, что такое оксиды?
У: это сложные вещества, состоящие из двух видов атомов, один из которых кислород.
П: какая общая формула характерна для всех оксидов?
У: ЭnOmП: давайте вспомним, в каких агрегатных состояниях встречаются оксиды?
У: в твердом, жидком и газообразном.
П: давайте еще раз вспомним, как мы определяем, что элемент является Ме, неМе или инертным газом
У: в зависимости от кол-ва электронов на внешнем электронном уровне.
П: перед вами лежит таблица с пустыми ячейками, сейчас мы их с вами будем заполнять. Вы должны заполнить ячейки : свойство элемента и формулу высшего оксида. Высший оксид = это оксид, где элемент проявляет свою мах ст. окисления. Даю вам на это 3 мин.
П: если мы рассматриваем элементы, то двигаясь по периоду слева направо, как изменяются их свойства.
У: от Ме через неМе к инертным газам
А как вы думаете – будут ли также изменяться химические свойства оксидов?
У: да, будут
П: у вас графа химические свойства оксидов уже заполнена. Забегая вперед, скажу вам, что оксиды металлов в основном проявляют основные свойства, оксиды неметаллов – кислотные, но есть еще и такие элементы, которые проявляют и основные, и кислотные свойства в зависимости от того, с чем они реагируют. Такие свойства называются амфотерные.
П: Скажите, а кто ведет себя похоже: дома с мамой мы хорошие и пригожие, но с друзьями во дворе может себе позволить «пошалить»?
У: (поднимают руки)
П: а кто чаще правильный?
А кто может иногда и дома обидеть близких людей?
П: смотрите, как химический закономерности похожи на наши с вами поведение, ИЛИ может быть наоборот, наше поведение подчиняется каким-то всемирным законам?
В прошлом году девочки из тогда еще 10-го класса Настя Чистова и Лера Ольховская попробовали провести такое сравнение от элемента и соответственно конкретного человека и до вещества и общества вцелом.
И Лера Ольховская сейчас вам представит этот проект.
П: Давайте попробуем сами провести эти реакции.
Перед вами в штативе 3 пробирки. В первой – медь, во второй – цинк, а в третьей – самая обычная сода. Возьмите в руки баночку в соляной кислотой, откупорьте ее, и налейте в первые пробирки по 1 мл кислоты? После обязательно закройте ее.
Что вы наблюдаете?
У: в первой реакции нет, во второй – выделяются газы.
П: а теперь налейте 3-5 капель в третью пробирку. Что вы наблюдаете? пожалуйста, занесите ваши наблюдения в таблицу хода эксперимента.
Лера: (заканчивает проект)
П: спасибо Лере!
П: согласны ли вы с тем, что мы, люди и наше общество и то, как мы себя ведем, похоже на химическое элементы и вещества?
Какое сравнение вам запомнилось больше всего?
Под таблицей хода эксперимента в выводе я попрошу написать вас о том, согласны ли вы с такой теорией сравнения двух миров – химического и человеческого? Дайте развернутый ответ.
В конце урока заполненные протоколы урока сдаем мне.
Домашнее задание повтор § 24 и 25.
Рефлексия : Понравился ли вам урок? Что запомнилось?