НОД «Река времени» родного города Качканара с применением ИКТ по ФГОС
НОД «Река времени» родного города Качканара с применением ИКТ по ФГОС.
Воспитатель: Лямина Светлана Сергеевна
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру, к родному краю; развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с историческим прошлым и настоящим родного города
- Систематизировать и углублять знания детей о достопримечательностях города Качканара
2. Развивающие:
- Упражнять детей в умении составлять предложения, короткие рассказы, используя полученные ранее знания и представления; совершенствовать навыки связной и последовательной речи
- Способствовать развитию исследовательской деятельности посредством путешествия по реке времени, вызвать у детей эмоциональный отклик.
3. Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к родному городу, первостроителям Качканара, чувство гордости за их труд и подвиг.
- Формировать чувство патриотизма, любви к малой родине.
Предварительная работа: целевые экскурсии по городу, собрана информация об истории города Качканара, подобраны фотографии и сделаны макеты старого и современного города, организована фотовыставка, выставка книг о городе, работа с родителями по изготовлению альбомов «Мой горд»
Форма организации: занятие с применением технологии «река времени» с использованием ИКТ.
Форма совместной деятельности: фронтальная.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Средства:
Литературные - стихотворения про Качканар.
Мультимедийные – презентация «Мой город Качканар», видео фильм «Мой Качканар».
Музыкальные – аудиозапись песни «Прекрасное далеко»
Материалы и оборудование: экран, проектор, макеты, фото
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сл.1 Заставка тема НОД
Сл.2 Видео с музыкой о городе с экскурсиями детей.
Сл. 3 Где дети (вот такие мы дружные ребята)
Звучит аудиозапись песни о городе.
Воспитатель. - Дорогие, ребята! Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся, а гости улыбнутся нам в ответ.
Воспитатель: Сегодня нас ждут увлекательные игры и интересные истории. Но, сначала предлагаю послушать отрывки из стихотворений, которые расскажут нам ребята, а мы внимательно послушаем их.
Сл. 4 Фото Качканара с горами.
Сергей
Вокруг тайга, повсюду горы,
А между ними стоит город.
Он не большой, но он прекрасен,
Он словно розы средь берез
И я влюблен в него до слез.
Сл.5 Фото Качканара
Полина
Эх, Качканар, я красотой твоей любуюсь
И о судьбе твоей волнуюсь.
Зимой ты словно белая пушинка,
Зависший между небом и землей,
А летом, словно яркая картинка,
Такой же пестрый и живой.
Воспитатель: Вы, наверное, догадались о чем мы сегодня поведем разговор?
Ответ детей: «Сегодня мы будем беседовать о нашем городе Качканаре».
Сл. 6 Фото города
Воспитатель: Совершенно верно! На свете очень много больших и малых городов. А говорить мы будем - о нашем городе, о самом любимом, о самом красивом. Качканар – город, в котором мы родились - это наша с вами малая Родина! Мы расскажем нашим гостям, что уже знаем о ней и, думаю, что все вместе узнаем еще много интересного.
Вопросы:
Ребята, а кто знает сколько лет нашему городу Качканару? Ответы детей: 58 лет.
Когда наш город празднует свой день рождения? Ответы детей: 27 мая 1957 года
Сл. 7 Фото ключ качканарский
Воспитатель: - Многое можно вспомнить и рассказать о городе, в котором вы родились. Ребята, а хотите рассказать друг другу и гостям, какими достопримечательностями богат наш город?
Дети: Да! Пожалуйста, кто начинает?
Высказывания детей:
В нашем городе есть музей, много школ.(Вилена)
Сл. 8 музей и школа
Большой и интересный дворец спорт, стадион
Сл. 9 Наш спортивный город (сергей)
4) В нашем городе есть хорошая горнолыжная трасса (Полина)
Сл. 10 Горнолыжная трасса
5)В нашем городе есть санаторий «Зеленый мыс»(Даша)
Сл. 11 Зеленый мыс
Сл. 12 Фото города
Воспитатель: А как вы думаете, наш город всегда был таким? Нет.
Что было раньше на месте города? Тайга, лес, горы
А вы хотите по - больше узнать, как построили наш город, почему его назвали Качканар? Да.
Сл. 13 Фото река
Воспитатель: Дети, предлагаю вам отправится в необычное путешествие по реке времени, где мы будем отмечать далекое прошлое города, его возведение, современный город (показываю на реку времени и заготовку для макетов, показываю метки). Ребята, а что бы нам в путешествии было интересно и увлекательно, мы с вами возьмем с собой хорошее настроение.
- А путешествовать мы с вами будем на «машине времени», где имеются волшебные кнопки.
Показываю модель «Машина времени».
- Предлагаю вам пройти к ней!
Сл. 14 Слайд с музыкой «Прекрасное далеко» анимашка полета (1)
-Итак, нажимаю кнопку «Прошлое», под фонограмму «Прекрасное далеко» говорю слова:
Машина времени,
Неси нас сквозь года.
Передвигаемся к столам где находятся вывеска, фото, макеты – прошлого стол № 1 , где лежит «ПРОШЛОЕ»
Сл: 15 Тайга, горы.
Воспитатель: – Чудо свершилось! Мы с вами очутились в прошлом, в тайге, в многочисленных горах.
Подходим к столам и смотрим.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами знаем о прошлом нашего города?
Сл. 16 Первая комплексная бригада
Катя Ж. На том месте, где сейчас стоит наш город, много лет назад не было ни одного дома. Были только горы и непроходимая тайга. Но вот к Уральским горам пришли сильные и храбрые люди – геологи. Они нашли у подножия горы Качканар месторождение железной руды. Из этой руды выделяют железо, которое переплавляют в металл, необходимый для изготовления различных машин.
Сл. 17 Палаточный город
Лиза: Чтобы добывать железную руду, из многих городов, сел и деревень нашей огромной страны приехали сюда, в суровый необжитый край, люди. Вначале они разбили палаточный город (демонстрирует фотографию).
Воспитатель: Молодцы девочки!
Воспитатель: Представьте, как холодно, неуютно и опасно было жить в палатках. Ведь вокруг только горы и леса, а в лесу – дикие звери.
Сл. 18 Подготовка путей Качканара1957 год
Сл. 19 Посмотрите как проходило строительство станции Качканара
-Ребята, вы поможете мне разметить эти фотографии на реке времени?
-Предлагаю вам посмотреть на наш экран и отгадать видео загадку.
Сл. 20 Загадка - видео Парк «Строитель»
Сл 21 Памятник
Воспитатель: Парк «Строитель» - это излюбленное место отдыха горожан.
В конце августа 1998 года в парке Первостроителей был открыт памятник погибшим при выполнении воинского долга. На его плитах выбиты фамилии ребят, чьи жизни оборвались в бою. Они погибли за Россию.
Здесь есть замечательный мемориал, посвященный первостроителям Качканара: каменные палатки.
Вот мы и поставим макет палаток, которые мы с вами смастерили для реки времени. Дети ставят макеты.
Ребята, а Коля знает замечательный отрывок из стихотворения про первостроителей, попросим его нам рассказать.
Коля: Была за жизнь с природой схватка
Хвала труду и честь добру:
Тем, кто жил и мерз в палатках,
Кто строил город на ветру…
Воспитатель: Спасибо, Коля!
Воспитатель: Ну, что же ребята возвращаемся к нашей машине времени? – Сейчас мы продолжим путешествие во времени и перенесемся в то трудное, но романтичное время, возведение города. Не забываем взять с собой хорошее настроение.
Сл. 22 Анимашка полета полет к возведению города
Снова используется «Машина времени» и песня «Прекрасное далеко»
Машина времени,
Неси нас сквозь года.
Передвигаемся к столам где находятся вывеска, фото, макеты – прошлого стол № 2 , где лежит «ВОЗВЕДЕНИЕ ГОРОДА»
Сл. 23 Старый город Качканар
Воспитатель: вот мы попали в то время, когда возводился город. Кто может рассказать о его возведении?
Вилена: На смену палаткам пришли одноэтажные бараки, а затем были построены двухэтажные деревянные дома с печным отоплением. (Показ фотографий.) Некрасивым и маленьким был наш город. Но люди упорно работали, добывали железную руду.
Сл. 24 город с горой Андрей: Город рос, строился. «Как же назвать город?» - задумались люди. И назвали его Качканар – город, находящийся у подножия горы Качканар. Затем стали строить кирпичные и панельные дома, больницы, школы, детские сады. (Показ фотографий.)
Сл. 25 Посмотрите, вот это первый техникум, Детские сады Больница
Сл. 26Улица Свердлова
Даша. Самую первую улицу, которая появилась в городе назвали «Магистральная», а сейчас это улица Свердлова, она проходила на протяжении всего города, через площадь.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно рассказываете! Стал наш город большим и красивым.
- Ребята, помогите мне, пожалуйста, расположить фото и макеты, которые мы смастерили (расположить на реке времени).
Сл. 27 Видео - загадка! (дорогие ребята, на каком микрорайоне я сейчас нахожусь, какие здания находятся вокруг этого места) Администрации города, детская поликлиника, взрослая Гоковская поликлиника, магазины)Сл.28 полик, гостин, админ. Воспитатель: Молодцы ребята! Мы сейчас с вами на видео загадках увидели площадь города, где испокон веков проходили гуляния. Я предлагаю и вам представить, что посреди группы площадь, а шкафы это дома, и мы пришли на гуляние и поиграем в веселую игру.
Сл. 29 ФИЗМИНУТКА Русская народная игра
Воспитатель: Повеселились? Для того народ и придумал игры, что бы жить было веселее. Ну, а как говорит народная мудрость: «Делу время, а потехе – час». Нам с вами пора отправляться в наше прекрасное настоящее.
Сл. 30 Анимашка полета полет к настоящему
Нажав кнопку «Настоящее» на «Машине времени», под фонограмму «Прекрасное далеко» возвращаемся в наше время.
Передвигаемся к столам где находятся вывеска, фото, макеты – прошлого стол № 3 , где лежит «Настоящее»
Сл. 31 – С тех пор прошло много лет, прежде чем наш Качканар стал таким большим, красивым и современным, каким мы видим его сейчас.
Сл 32- 35 ЩЕЛКАТЬ Благодаря огромному труду жителей нашего города возведено, множество зданий и сооружений самого разного назначения. Наш город возмужал, с каждым годом он становится лучше и краше.
Воспитатель: - В Качканаре много детских садов. И, думаю, что для вас самый любимый и родной из них – наш детский сад, д/с Чебурашка.
- Что вы можете рассказать о нем?
Сл. 36 - 39детский сад Настя:
1 наш д/с находится в самом зеленом микрарайоне2 у нас зимой построеномного горок
3 наша группа светлая и уютная
(Показ фотографий)
- В нашем городе много школ. И вы пойдете учиться в разные школы. Школа 7 4 6
Сл. 40 ВИДЕО Тихонько играет музыка,а воспитатель тихонько рассказывает.
Воспитатель: Качканар хорошеет с каждым днем, потому что его жители любят свой город, следят за чистотой, озеленяют улицы, строят новые дома. Гордятся люди своим городом, городом - тружеником, слагают о нем песни и стихи. Сейчас Лолита расскажет отрывок стихотворения о нашем любимом городе.
Лолита: Милый город, залитый огнем,
Ты шумишь, растешь без передышки.
И за каждым за твоим окном
Подрастают новые детишки.
Воспитатель: Ребята, вот мы и остановимся в нашем, настоящем времени. Качканар сегодня- современный город, который живет не прошлым, а настоящим и имеет все основания чувствовать себя уверенно в будущем.
-Дети, вам понравилось наше путешествие? Если да, то чем?(Да, как мы летали на машине времени), (мы сами составляли как изменялся город), (мы смотрели фотографии)
- Ребята, спасибо вам, мне понравилось с вами путешествовать, вы молодцы! Хочу поблагодарить вас и ваших родителей ещё и за то, что, вы вместе приготовили альбомы, в которых история города, традиции, ваши любимые места, думаю, что эти альбомы пригодятся вам и в школе, в них очень интересная информация о городе. Дети, у кого есть желание посмотреть свои и товарищей альбомы, вы можете взять их и пройти в группу, поделиться впечатлениями друг с другом.
-Занятие окончено. Всем спасибо!
(Попрощаемся с нашими гостями.)
Коля,
Лолита
Катя Ж,
Андрей,
Сергей,
Полина,
Лиза
Вилена
Даша
Настя
Это так для себя
При изучении истории города детьми при помощи педагога и родителей была собрана информация об истории города Качканара, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка. Взрослые помогали ребенку в подборе материала (использование домашней и городских библиотек, книжных магазинов, поиск источников дополнительной информации, Интернет-ресурсов по теме проекта) .Опыт работы показывает, что технология «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.